Татьяна Александровна Трунова
Песочная терапия как эффективный метод коррекционного воздействия
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила педагог-психолог: Трунова Т. А.
Песочная терапия как эффективный метод коррекционного воздействия
В наше время родители из-за чрезмерной занятости, к сожалению, позволяют детям много времени проводить перед телевизором и компьютером, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали более вспыльчивыми, агрессивными, тревожными, менее отзывчивыми к чувствам других. Это побуждает психологов и педагогов искать новые формы работы.
Публикация «Песочная терапия как эффективный метод коррекционного воздействия» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
На сегодняшний день в арсенале педагогов-психологов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному развитию ребенка. Одним из эффективных коррекционных методов воздействия на детей дошкольного возраста, который я использую в своей психолого-педагогической деятельности, является песочная терапия. Песочная терапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка.
Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, интерактивной песочницы и небольшого количества воды.
Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.
К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, например, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так — это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее стихотворение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.
Песочная терапия – это увлекательное путешествие в глубины себя, возможность не просто увидеть, но понять и принять свои чувства и состояния. Это диалог с собой, в освоении внутреннего пространства.
Как известно, песок обладает многочисленными свойствами:
- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).
- усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.
- совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.
- А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.
Вот несколько упражнений, которые я использую в работе с дошкольниками:
Упражнение «Чувствительные ладошки»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок на листе. Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было?
Упражнения для развития мелкой моторики "Гроза"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней. (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
Развивающие кинезиологические упражнения
"Колечко"
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
"Кулак - ребро - ладонь"
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь", произносимыми вслух или про себя.
Опыт показывает, что дети больше любят игры-сказки. Главное, чтобы они были интересными и близкими детям. Основным принципом работы является то, что они непосредственно, полно проживают процесс, являются настоящими героями той или иной сказки. Игры способствуют развитию инициативности, независимости в общении, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. У детей формируются умение справедливо решать конфликтные ситуации, налаживать дружеские отношения.
Подводя итог, хочу сказать, что песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!