Ольга Борисоглебская
Песочная терапия — как способ социально психологической адаптации слепого и слабовидящего ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или плохо- высотные здания, мир животных, насекомых и растений, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограничена, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Публикация «Песочная терапия — как способ социально психологической адаптации слепого и слабовидящего ребенка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
Помимо этого, такие дети имеют затруднения при вхождении в общество: им трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборе деятельности.
Нарушение социальных контактов приводит к появлению негативных особенностей личности ребенка, что может быть связано с недостатками в области чувственного познания, неудачным опытом познавательной, исследовательской и ориентировочной деятельности, с выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со сверстниками и взрослыми людьми.
Для успешного вхождения слепых и слабовидящих детей в общество, необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности. Таким адаптирующим моментом может стать творческая деятельность слабовидящих и незрячих дошкольников с помощью песочной терапии.
Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Сама текстура песка дает возможность для развития у слепых и слабовидящих детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков.
Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук. Мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно - двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. При работе с песком учитываются индивидуальные особенности ребенка, в том числе, имеющего проблемы в развитии. Предлагаемые задания не воспринимаются детьми как упражнения, что позволяет в игровой форме развивать их моторику, кинетическую память, чувство симметрии.
Цель :
Создание естественной стимулирующем среды, в которой ребенок слепой или слабовидящий чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность; не «переделывать» ребенка, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.
Задачи :
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать услышанное, с учетом развития сюжета.
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Закрепить представления об окружающем мире.
4. Снижение психофизического напряжения.
5. Актуализация эмоций.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр.
2. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
3. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
4. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций.
Развивающие:
1. Развивать познавательные и психические процессы : восприятие, память, внимание, мышление, воображение, пространственные представления.
2. Развивать фантазию, словесно-логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
4. Развивать умение действовать по инструкции.
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
6. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах.
Педагогические принципы положенные в основу программы «Мир песочных фантазий»
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную
мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Ожидаемые результаты
- Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей.
- Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке.
- Появление потребности на установление контакта и доверия в общении с другими людьми.
- Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке.
- Увеличение речевой активности детей.
- Получение ребенком первого опыта рефлексии (самоанализа, умение понимать себя и других.
- Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Условия:
Занятия 1 раз в неделю индивидуально. Длительность занятия от 15 до 20 минут (в зависимости от возраста ребенка)
Структура занятия:
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель - настрой ребенка на совместную работу, устанавление эмоционального контакта. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры - разминки.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: элементы песочной терапии, сказкотерапии, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подведение итога занятия, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Методические материалы и средства обучения и воспитания: