МААМ-картинки

Песенное творчество — путь формирования музыкальности детей

Светлана Дементьева
Песенное творчество — путь формирования музыкальности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Песенное творчество — путь формирования музыкальности детей

На современном этапе развития в педагогике произошли изменения в образовательных процессах: содержание образования стали насыщеннее, педагог обязан акцентировать внимание на развитие творческих и интеллектуальных способностях детей.

Формирования песенного творчества носит ориентировочный характер. Прежде всего, создается соответствующая установка детей на новую деятельность: формируются первые представления о процессе сочинения песен, возбуждается к нему интерес, вырабатываются первые навыки произвольного поведения, а главное, ставится перед ними новая цель – создать песню.

Публикация «Песенное творчество — путь формирования музыкальности детей» размещена в разделах

Особенно важно найти правильные соотношения между стремлением детей выразить себя в новом задании и их возможностями воплотить свои замыслы. Поэтому создаются условия, благоприятствующие выполнению творческих заданий. К таким условиям можно отнести применение прямого образца песен, который, по существу, будет образцом способа выполнения творческого задания. Ведь дети должны не воспроизвести продемонстрированную песню, а по ее примеру создать новую. Происходит совместное сочинение песни: начало запевается или же проигрывается вступление и заключение. Этим создается нужная тональная настройка, и у детей возникает впечатление совместного сочинения. Предполагается, что применение прямого образца облегчит детям и самостоятельные поиски певческих средств выражения.

Музыкальный образец – песня «Кошечка», муз. В. Витлина. Основная задача, поставленная перед детьми, – создать новую песню. Сначала исполняется вся песня, чтобы у детей создалось впечатление.

Детей важно правильно сориентировать, тогда они смогут понять состояние (просьбы, жалобы, вопроса, ответа) и выразят их, по средствам пения. А то, что им понятно они сформулируют в кратких ответах на вопрос (начало мелодии исполняется музыкальным руководителем); задание облегчается не только тем, что сочиненная мелодия должна быть краткой, но и тем, что ребенок «подстраивается» не к музыкальному вступлению (это значительно труднее, а к певческим интонациям голоса поющего взрослого.

О результате творчества детей можно судить, оказала ли прямое влияние песня, использованная в виде образца, или нет.

Образец влияет на дальнейшие сочинения детей. Дети, несомненно, чувствуют и пробуют воспроизвести лиричный характер мелодии образца в своих мелодиях. Можно отметить так же и просительные интонации в репликах кошечки, это доказывается характером мелодической линии и ладовой и ритмической организацией сочинений детей.

В обучении важнейшую роль играют неоднократные упражнения в усвоении навыков, в разучивании песенного репертуара, хотя они могут и меняться. Но все они направлены на то, чтобы воспроизвести те или иные певческие интонации соответственно данному образцу. В творчестве же понимание повторности в таком смысле (как следование одному образцу) нежелательно: исчезают факторы, стимулирующие творческие усилия, дети идут уже проторенным путем. Однако едва ли необходимо каждый раз менять образец.

Для творческой деятельности в области пения значительную роль приобретает развитие музыкально-слуховых представлений и чувства лада.

Степень прямого влияния образца уменьшается тем, что дети, воспринимая последовательно одну за другой песни, должны выбрать текст одной из них. Следовательно, их внимание не столь концентрировано на одном образце.

Кроме того, контрастность произведений также усложняет восприятие.

Первое из них – «Полька» Е. Тиличеевой.

Песня – веселая, изящная, живая, ярко выраженного танцевального характера. Основное двухтактное построение повторяется четыре раза. Такая приметная особенность песни может оказать влияние на сочинение детей, и тем легче можно будет установить их черты.

Другая песня – «Петушок» В. Витлина, повествует о печальном для детей событии (болезни петушка). В песне отчетливо звучат жалобные интонации, как бы выражающие и страдание петушка, и сочувствие к нему. Нисходящее движение малой секунды к квинте звучит как задержание, что придаёт мелодическому обороту несколько напряженный, беспокойный характер. Процесс творчества у ребенка складывается уже в иных условиях. Сначала он должен на основе имеющихся у него представлений различить характер двух песен. Перед ним возникает задача выбора своего образца: он выбирает ту из песен, которая его более привлекла. В этом уже проявляется его отношение к музыке. Ребенок выбирает себе песню, которая ближе ему по характеру, мыслей, при прослушивании обоих произведений. Ребенок начинает быстро искать способы выражения. Потому что, детям вторично не проигрываются произведения, и поиски происходят во время прослушивания характерных музыкальных вступлений.

О качестве действий можно судить, анализируя детскую импровизацию. Фактические данные подтверждают наличие у детей умений различать характер музыки и делать простой анализ. О качестве можно говорить не только на основании высказываний, зачастую неточных, ошибочных, но и на основании объективного анализа их импровизации.

Отмечая склонность детей к музыке определенного жанра, можно сказать о предпочтениях: «Польку» Е. Тиличеевой выбрали все девочки, а мальчикам понравился «Петушок».

Песня В. Витлина «Петушок», несомненно, привлекает своими своеобразными ходами в мелодии. Импровизируя, дети придумывают мелодические выразительные ходы, соответствующие настроению песни. Один ребенок может строить свою мелодию всего на трех звуках. Она напоминает по мелодии детскую народную песню.

Другой ребенок в своем первом построении использует минорное созвучие. Все в целом звучит несколько необычно и выразительно.

В интонациях третьего ребенка также несколько необычное звучание, но оно не созвучно с тональностью музыкального вступления. В целом во всех сочиненных детьми мелодиях, рассказывающих о бедствиях петушка, желание изобразить пострашнее свой рассказ.

Анализ детских сочинений в предыдущем задании выявляет слабое развитие чувства лада у детей. Дети не владеют способами произвольной импровизации, не всегда заканчивают свою мелодию на тонике, но они чувствуют завершенность и незавершенность мелодии. Поэтому необходимо преодолеть существующий разрыв между их ощущениями ладовой устойчивости и между способностью удержаться при импровизации в определенной ладотональности.

Последующие творческие задания систематически сочетаются со специальными упражнениями на развитие у детей музыкально-слуховых представлений, чувства лада в процессе обучения пению. Упражнения непосредственно не связаны с каждым конкретным творческим заданием, но они являются базой, овладев которой дети осознаннее и точнее могли бы импровизировать. Сочинение мелодий под влиянием повторного прослушивания двух песен («Полька» и «Петушок») происходит в измененных условиях. Прежде всего, перед детьми ставится задание, побуждающее их к действиям. Они оценивают песни, созданные их сверстниками. Это вызывает у них большую внимательность, и подталкивает их к соревнованию, повышает ответственность, дети стараются лучше сочинить. Музыкальные образцы остаются прежними. Это дает возможность вновь проверить роль восприятия музыкального вступления в ладовой настройке слуха. Для того чтобы дети могли лучше оценить творчество своих товарищей, они прослушают сочинения дважды: первый раз – во время их импровизации, второй раз – в записи.

Таким образом, повторное прослушивание сочинений в записи с последующим обсуждением их качества показывает, что дети, пусть и в отдельных высказываниях, отмечают качество сочинений (его настроение, его разнообразие). Качество исполнения («тоненько», «грустно» спел, улучшение качества деятельности («лучше стал придумывать») и даже оценивают жанр песни («лучше те, кто про петушков пел», то есть то произведение, в котором передано грустное настроение). Эти соображения наивны, но они свидетельствуют о первых зачатках музыкального вкуса, что придает творческой деятельности детей осмысленность и эстетическую окрашенность.

Предполагается, что предварительное прослушивание нескольких музыкальных произведений ярко изобразительного характера окажет косвенное влияние на сочинения детей. Чтобы исключить подражательность друг другу, каждый ребенок выполняет задание отдельно.

Детям поясняется смысл изобразительной музыки Она может рассказать о чем-нибудь: как четко барабан бьет, как звонко поют птицы, как легко прыгают зайчики»). Пояснения иллюстрируются инструментальными пьесами. Пьеса Д. Кабалевского «Походный марш» (вступление) характеризуется четким, точным ритмическим рисунком, несколько угловатой мелодией, подражающей звуку барабана. Всем известная пьеса Э. Грига «Птичка» (первое построение) с характерными переливами мелодии в высоком регистре, с меняющимся капризным ритмом, форшлагами передает образ звонко поющей порхающей птички. И, наконец, пьеса Т. Ломовой «Зайчик» с ее скачущими интервалами, форшлагами, синкопированным ритмом легко ассоциируется с легкими прыжками зайца. Все эти пьесы инструментальны, что не случайно. В них ярче и богаче изобразительные средства, они нагляднее дают детям представление об этой стороне музыкальных произведений. Без предварительного названия подобных пьес дети легко определяют их характер. На основе таких общих музыкальных представлений дети легче отмечают изобразительные средства и в мелодии песни. Поэтому далее дети знакомятся с песенными образцами иллюстративного характера.

На этом этапе детям не предлагается сочинять по данным образцам и на данный текст. Образцы эти – только иллюстрация пояснений. Детям предлагается самостоятельно выбрать один из двух предложенных незнакомых текстов и сочинить самостоятельно песню. Дети получают только общее представление о возможных способах применения изобразительно-выразительных средств музыки. Предлагается новый текст, который требует и новые музыкальные средства. Дети только слушают первый знак – тонику, они не получают ладотональную настройку. Это очень усложняет условия выполнения творческого задания. Предложенное краткое двустишие лишь в какой-то степени может натолкнуть детей на нахождение нужного решения.

Первое из них – «Дудочка» : Всем ребятам весело – на лугу, на лугу,

Заиграла дудочка: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду».

Второе – «Кошка» : Хочет кошка молока.

Только крынка далека. «Мяу, мяу».

Предполагается, что дети сочинят мелодии различного характера. Но главное назначение текстов – вызвать желание найти иллюстративные элементы в музыкальном материале (подражание игре на дудочке и мяуканью кошки).

Дети уже понимают, каждому надо сочинить такую песню, которая была бы сюрпризом для других. Действиям детей придается игровой характер: предложить сочинить «по секрету» от других, но так, чтобы в дальнейшем доставить своей песней удовольствие ребятам. Игровая ситуация помогает придать таинственность.

Результаты выполнения этого задания, говорят об удаче детских сочинений. Ведь была исключена возможность подражать друг другу, и применен косвенный образец, что на данном этапе формирования деятельности необходимо.

Детям удается решить основную задачу – они произвольно действовали, отыскивая элементы изобразительности для того, чтобы передать жалобное мяуканье кошки и образ веселого наигрыша дудочки.

У детей возникают первые обобщенные представления о творческой деятельности, у некоторых зарождается и потребность в ней.

В детских песенках появляются элементы простейшей музыкальной логики, душевное сопереживание, участие, помощь. Они радуются хорошей песне, своей и своих друзей, и особо ярко видно рождение специфических музыкальных способностей, уже дающих определенные положительные результаты.

Конечно, еще много предстоит сделать в поисках практических методов творческой работы с детьми.

Само по себе песенное творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна.

Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. Муз. воспитание в детском саду. / М. : Просвещение, 1981. [-7с. ]

2. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И., Воспитание ребенка – дошкольника/ Владос, 2005. [-82с. ]

3. Тарасова К. В., Нестеренко Т. В., Рубан Т. Г., «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. М. :Центр «Гармония», 1993. [-35с. ]

4. Антонова А. В., Зацепина, М. Б., Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С, М., 2002. [-11с. ] [-68с. ] [-112с. ]

Публикации по теме:

Консультация «Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности у детей» «Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности у детей.» Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных.

Актуальность формирования элементарных математических представлений у детей С самого раннего возраста начинается всестороннее воспитание будущих граждан современного общества. Реализация этой ответственной задачи.

Привитие навыков самообслуживания у детей 3–4 лет как путь к укреплению здоровья Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией.

Развитие музыкальности у ребёнка Доклад выступления на педагогическом совете «Развитие музыкальности у ребенка». Музыкальный руководитель: Степанова И. Б. Музыкальность.

Методы формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста "Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений одна из важнейших задач.

Конспект игры-викторины для детей подготовительной группы «Учение — путь к умению» Конспект игры-викторины для детей подготовительной группы «Учение — путь к умению» Программное содержание: • формировать навыки сотрудничества.

Педагогический проект «Путь к здоровью!» для детей младшей группы Педагогический проект «Путь к здоровью!» для детей младшей группы 2016 год Воспитатель Вишнякова А. А. Актуальность проекта: Как укрепить.

Сценарий культурно-досуговой деятельности для детей 6–7 лет «Путь к Камелоту» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Провела:.

Экологические сказки для формирования у детей любви к природе Цель: 1. Вызвать беспокойство за экологическое состояние природы. 2. Развивать интерес, бережное отношение к развивать любознательность; творческое.

Экскурсия как форма формирования математических представлений у детей Роль реальных представлений об окружающем мире в формировании элементарных математических знаний детей. Также очевидно, что возникают эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песенное творчество — путь формирования музыкальности детей
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 16:51
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песенное творчество — путь формирования музыкальности детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дементьева (УИ 1057022) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД