МААМ-картинки

Развитие музыкальности у ребёнка

ирина степанова
Развитие музыкальности у ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад выступления на педагогическом совете

«Развитие музыкальности у ребенка».

Музыкальный руководитель :

Степанова И. Б.

Музыкальность - чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Человек постепенно привыкал различать в звуках природы их интонацию, высоту, длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации, на основе которых возникали простейшие музыкальные образы, формировались музыкальные лады. Люди совершенствовали свои способности в области сочинения, исполнения, восприятия музыки.

Публикация «Развитие музыкальности у ребёнка» размещена в разделах

Но ребенку не приходится проходить заново весь путь развития музыкальной культуры, как об этом говорят представители биогенетической теории психического развития. Взрослые четко выделяют тот объем музыкальных знаний, который может быть усвоен ребенком и знакомят его с уже выработанными приемами музыкального исполнительства.

Вопрос о музыкальности детей очень сложный. Мнение, что можно сразу определить, музыкален ребенок или не музыкален, еще широко бытует в семье и, что особенно плохо, в детском саду. В результате опрометчивых выводов взрослых, многие дети мало приобщаются к музыкальному искусству, к миру прекрасного.

Музыкальность - это комплекс способностей. Академик Б. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал, что у одних детей ярче проявляется музыкальная память, а у других - отзывчивость на музыку; часто наличие абсолютного слуха сопровождается “туповатость” восприятие более сложных музыкальных образов, и, наоборот, слабый слух порой сочетается с глубоким и серьезным интересом к музыке.

Музыкальное воспитание в детском саду не преследует цели ранней профессиональной подготовки. Его задача - обогатить личность ребенка, “раскрыть окно” в мир музыкальных звуков.

Психологи, педагоги, музыковеды ведут исследования проблемы музыкальности. Существуют многочисленные попытки дать определение этого понятия, указать основные признаки музыкальности и их взаимосвязь. Эти определения обосновываются методологическими позициями авторов. В первой трети ХХ века в буржуазной психологии видное место занимала так называемая гештальтпсихология, которая утверждала, что любое психическое явление исключительно целостно и его составные части не подлежат отдельному рассмотрению. Известный немецкий ученый Г. Ревеш, изучая понятие музыкальности, объяснял ее как единое, целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. В противовес этому представители “психологии элементов” скрупулезно изучали психические проявления, рассматривая их изолированно, поэлементно. Так, в известном исследовании К. Сишора приведена классификация многочисленных музыкальных способностей, которая, с точки зрения многих зарубежных ученых, дает картину структуры музыкальности и помогает изучить ее у детей путем применения тестов.

Оценивая точку зрения К. Сишора, советский психолог В. Н. Мясищев указывает на известный схематизм приведенной классификации и подчеркивает социальную обусловленность музыкальности. В. Н. Мясищев пишет: “. Изучение музыкальных способностей позволяет нам считать существенными те элементарные приемы исследования слуха, которые предложены Сишорой, но нельзя признать их достаточными для выяснения внутренних условий успешной музыкальной деятельности. Решающим же является музыкальность, т. е. такая реактивность, при которой музыка существенно влияет на все стороны психической деятельности и может быть мощной притягательной и побудительной силой, определяющей как поведение, так и деятельность, так и отдельные реакции человека.

Известный специалист в области фортепианной музыки Л. А. Баренбойм в одной из своих ранних работ (“Фортепианная педагогика”) выделяет основные музыкальные способности : Звуковысотный звук и музыкальный ритм. Звуковысотный звук включает в себя мелодический, гармонический и полифонический слух. Мелодический слух (проявляется у детей очень рано) - это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Гармонический слух развивается позже. В состав музыкальности входит также абсолютный и относительный слух. Последний имеет особое значение и поддается почти безграничному развитию. Не менее важен и внутренний слух. В узком смысле слова он понимается, как способность представлять речь произведения, без внешнего его звучания, в широком смысле слова - как способность “внутренне” слышать художественный образ произведения.

В более поздней работе Л. А. Баренбойм писал: “Когда говорится о фундаменте музыкальности, имеется в виду музыкально-ретмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить - понять музыку, и. способность свободно в ней ориентироваться и свободно с нею обращаться. ”.

Наиболее развернуто обосновал свою точку зрения на проблему музыкального развития ребенка психолог Б. М. Теплов. В своей книге “Психология музыкальных способностей” (1961) он показал разнообразные и динамичные взаимосвязи между музыкой и переживанием субъекта, между музыкальной деятельностью и способностями, которые при этом развиваются.

Музыкальность по Теплову - “тот компонент музыкальной одаренности, которой необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при этом необходим для любого вида музыкальной деятельности”.

Б. М. Теплов выделил следующие три основные музыкальные способности :

• ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций;

• произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение мелодии. Это уже один из компонентов музыкального слуха, который лежит в основе гармонического слуха. Если он достигает высокого уровня, то можно говорить о “внутреннем слухе”. Указанная способность лежит в основе музыкальной памяти и воображения;

музыкально-ритмическое чувство. Это способность чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Она лежит в основе эмоциональной отзывчивости на музыку.

Краткий обзор специальной литературы позволяет выявить современные тенденции в определении понятия “музыкальность”.

Следующая тенденция - показать прямую связь и зависимость развития природных музыкальных способностей от организации музыкальной деятельности. По Теплову, музыкальность - комплекс способностей, необходимых для любой музыкальной деятельности. Но разнообразие видов этой деятельности позволяет способностям формироваться особо успешно. Наглядным примером служит ритмика, занимаясь которой дети упражняются в развитии чувства музыкального ритма и его воспроизведения. Аналогичный пример: правильно организованные занятия пением всегда ведут к развитию звуковысотного слуха, ладового чувства. Не случайно педагоги иногда применяют термин “певческий слух”, характеризующий слушание и исправление неточных певческих интонаций.

Наконец, еще одна тенденция в современной теории - рассматривать музыкальность как определенную структуру, в которой не просто обозначаются отдельные способности, а устанавливаются их тесные взаимосвязи. Эти способности дополняют друг друга, иногда компенсируют.

Например, Б. М. Теплов говорил, что на основе слуховых представлений звуковысотного движения мелодии формируется и гармонический слух, а в дальнейшем - более тонкий “внутренний слух”, что, в свою очередь, стимулирует развитие музыкальной памяти и воображения.

В какой же мере все эти положения применимы к характеристике музыкальности детей дошкольного возраста?

Можно предположить, что принципиально они едины для всех возрастов. Ведь почти все авторы опираются в своих доказательствах на анализ материалов музыкального развития ребенка. Однако возрастные особенности музыкальных проявлений детей и характер их деятельности побуждают развитие соответствующих способностей. Устанавливается определенная последовательность музыкального развития ребенка.

Таким образом, музыкальность детей - это комплекс музыкальных способностей, позволяющих успешно действовать в доступных формах музыкальной деятельности. У ребенка, как и у взрослого, главными показателями музыкальности выступают эмоциональный отклик на музыку и слух.

Эти способности проявляются очень рано. Уже в первые месяцы жизни малыш весело оживленно реагирует на пение взрослых плясовой мелодии. Монотонная же колыбельная песня успокаивает ребенка, и он затихает и сосредоточенно прислушивается к ее звукам.

Также ученые обнаружили методом выработки условного рефлекса, что дети очень рано различают звуки по высоте. Оказывается, уже на третьем месяце жизни они отличают крайние звуки интервала октавы. А к семи месяцам многие дети способны различать тон и даже полутон. Б. М. Теплов рассматривает этот факт как блестящее доказательство больших возможностей ребенка в области сенсорных способностей.

Эти два основных показателя музыкальности детей в дальнейшем играют уже меньшую роль, так как на их основе формируются более сложные способности.

Как уже отмечалось, психологи называют три основные музыкальные способности ребенка : ладовое чувство, слуховые представления, отражающие звуковысотные отношения, и музыкально-ритмическое чувство (Б. М. Теплов).

В музыкальной деятельности эти способности проявляются в зависимости от возрастных психических особенностей ребенка. Эмоциональный отклик на ладовую окраску музыкального произведения длительное время носит смутный и нерасчлененный характер. Лишь позднее развивается способность различать мажор-минор. В то же время слуховые представления высотных соотношений музыкальных звуков особенно успешно формируются, если их упражнять в условиях ладовой настройки.

Публикации по теме:

Развитие мотивационной сферы ребёнка Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления – «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста». Одним из главных условий.

Развитие социальных навыков коммуникативной компетентности ребёнка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида "Веточка" городского поселения "Рабочий.

Художественно-эстетическое развитие ребёнка-дошкольникаХудожественно-эстетическое развитие ребёнка-дошкольника Изобразительная деятельность - продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный.

Когда начинается развитие ребёнка? Биологическое развитие ребёнка лежит в основе психи- ческого и социального развития. Развитие ребёнка начинается уже с момент его зачатия.

Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие ребёнка 3–4 лет» Интеллектуальное развитие ребенка 3- 4 Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш вырос умным и всесторонне развитым человеком. Поэтому ни.

Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

Развитие мелкой моторики, ее роль в общем развитии ребёнка В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности.

Родительское собрание «Развитие речи ребёнка» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА Цели: раскрыть родителям важные стороны речевого развития детей дошкольного возраста; формировать.

Родительское собрание «Сенсорное развитие ребёнка» Сенсорное развитие ребёнка. (Родительское собрание) Цель: заинтересовать родителей, осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой.

Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальности у ребёнка
Опубликовано: 14 сентября 2018 в 14:31
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкальности у ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем ирина степанова (УИ 153708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД