Сергеева Дарина
Перспективный план вокального кружка
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно.
Публикация «Перспективный план вокального кружка» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокальный кружок
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). Программа по вокальному пению предназначена для детей от 5-6 лет. Занятия в вокальном кружке «Звёздочки» проводятся с сентября по май. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей.
Цель программы:
Формировать основы певческой культуры у детей старшего возраста через развитие музыкальных способностей, музыкальной грамотности и расширение творческого потенциала
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Формирование интереса к вокальному искусству. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса. Развитие умений различать звуки по высоте; Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни в унисон
группами (дуэт, трио и т. д)
подгруппами
сольное испонительство
пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений,
активная концертная деятельность детей,
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
споем песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
вопросы;
оценка качества исполнение песни
Ожидаемый результат
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
вокально – хорового кружка
«Звёздочки»
Тема Цель
Сентябрь
Диагностика музыкальных способностей
Произвести отбор детей, выявить наличие ладового чувства, чувство ритма, музыкального слуха, желания петь.
Беседа о технике безопасности.
«Цирковые собачки» попевка Е. Тиличеевой. Артикуляционные упражнения. Познакомить детей с правилами поведения в музыкальном зале.
Упражнение для развития голоса.
Беседа об охране голоса. Знакомство с распевками. Певческое упражнение «Лошадка»(Цокание язычком)
Дыхательная гимнастика. «Шарик» В песенно-игровой форме рассказать о том, как нужно заботиться о своем голосе. Познакомить с упражнениями, развивающими слух и голос.
Разбор упражнений «Лесенка»
муз. Е. Тиличеевой.
Упражнять детей в точном воспроизведении голосом поступенного движения мелодии вверх и вниз. Добиваться плавного пения.
Знакомство с песней Разучивание песни Пропеваем мелодию и разбор текста.
Октябрь
Беседа о звукообразовании и звуковедении. Разучивание упражне-ния «Эхо».
Песня «Дождливая осень», Познакомить детей с приемами красивого пения. Упражнять детей в точном определении высокого и низкого звуков, в чистом интонировании.
Закрепление упражнений «Лесенка», «Дудочка», «Эхо». Знакомство с песней «Осень в позолоте» Закрепление навыка правильного извлечения звука. Продолжаем разучивание песни. Работа на выразительностью исполнения.
Дыхательная гимнастика. «Собачке жарко» Познакомить детей с правильным дыханием во время пения. Повтор выученных песен.
Песня «Мин ийэм ырыата», «Бу ийэ таптала»
дыхательная гимнастика «Надуй шарик» Закреплять правильное дыхание, правильное интонирование в выученных упражнениях-попевках. Закрепление выученных песен. Работа над выразительным исполнением.
Ноябрь
Вокально-певческая постановка корпуса.
Познакомить с вокально певческой установкой. Повторить знакомые упражнения.
Знакомство с новой песней
Повторить упражнения для развития слуха и голоса. Познакомить с содержанием песни.
Продолжать учить новую песню. Знакомство с новой попевкой «Бубенчики» Е. Тиличеевой. Повторение и доработка знакомых песен, закрепление новой. Учить детей различать звуки по высоте. Чисто интонировать. Петь естественным звуком не напрягаясь.
Декабрь
Дикция, артикуляционное слово. Знакомство с новой песней Познакомить с одним из приемов выразительного пения – дикцией. Рассказ об артистах театра. Привести примеры шуток-прибауток для выработки четкой дикции. Познакомить детей с новой песней.
Дикция, артикуляционное слово. Знакомство с попевкой «Чики-чики, чикалочки» Е. Тиличеевой. Закрепление дыхательной гимнастики. «Хомячок» Игра на дыхание «Дирижер». Учить петь выразительно, легким звуком, ясно произносить слова.
Разучивание новогодней песни
Подготовка к Новому году. Знакомство с новой песней. Закрепление приемов выразительного пения.
Январь
Выразительное пение. Разучивание попевки «Зайка» В. Карасевой. Познакомить выразительным исполнением, разговор о содержании песен и о приемах правильного исполнения. Учить слушать вступление и вовремя брать дыхание, вступая точно на первый звук. Разбор песни.
Беседа о композиторах песенниках А. Филлипенко, Г. Гладков, В Шаинский. Познакомить с творчеством советских композиторов. Исполнить знакомые детям песни из м/ф.
Продолжаем разучивание песни Закрепление упражнений- попевок для развития голоса. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость. Закрепление выразительного исполнения песен.
Закрепление песни Закрепление песен, упражнений для голоса и дыхания
Февраль
Разучивание новой песни Познакомить с песней и ее содержанием. Учить петь естественным голосом без напряжения, следить за произношением в словах.
Разучивание упражнения «Бай, качи, качи».
Разучивание песни. поем напевно. Добиваться чистого интонирования, четкого, ясного произношения.
Подготовка к празднику «День защитников Отечества» Выразительное исполнение песен, исполнение сольных песен.
Март
Разучивание новых попевок «Солнышко-ведрышко» р. н. м. «муз. Л. Хисматуллиной Закреплять у детей умение петь естественным голосом, добиваться легкого подвижного звучания, расширять диапазон детского голоса.
Разучивание новой песни Разбор мелодии новой песни, хлопками отметить сильные доли, простучать ритмический рисунок, показать рукой движение мелодии.
Творческие импровизации танцевальной песни. Рассказать детям о жанровой основе каждой песни (танец, марш, побуждать детей находить интонации для песни-польки.
Разучивание новой песни Знакомство с содержанием песни. Работа над выразительным исполнением.
Апрель
Творческие импровизации. Побуждать детей импровизировать песни-вальсы. Закреплять умение хлопками повторять ритмический рисунок песни. Упражнять в чистом интонировании.
Закрепление упражнений для развития слуха и голоса. Знакомство с композитором и содержанием песни.
Разбор новой песни Продолжать закреплять выразительное исполнение песен. Работать над дикцией и чистотой интонации.
Закрепление выученных песен.
Петь песни выразительно передавая характер песни.
Май
Закрепление певческих навыков. Знакомство с песней,беседа.
Работа над мелодией,дикцией.
Закрепление певческих навыков. Работа над звуковедением, дыханием, дикцией.
Разбор новой песни Закрепление вокально-хоровых навыков. Выразительное исполнение выученных песен.
Литература:
Абелян Л. М. Как рыжик научился петь. - М. : Советский композитор, 1989. – 33 с.
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М. : ВЛАДОС, 2002
Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.
Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн. : Беларусь, 2003. – 232 с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. : Музыка, 1989. - 112 с.
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн. : Лексис, 2005. – 48 с.
Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М. : ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
Кабалевский Д. Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
Мовшович А. Песенка по лесенке. М. : ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
Никашина Т. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М.
Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб. : Лань, 1999. – 64 с.
Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1987. – 144 с.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1988. – 143