Наталия Хетчикова
Перспективный план на год «Ознакомление с явлениями неживой природы как средство формирования экологических знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план на год.
Средний возраст.
СЕНТЯБРЬ
1. Во саду ли, в огороде;
2. В хороводе деревьев;
3."Зелёная аптека"
Задачи: Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать. Определить взаимосвязь сезона и развития растений. Развивать сенсорные
чувства, речь, внимание. Накапливать впечатления о деревьях; учить
детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе. Воспитывать интерес к познанию.
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.
-Наблюдения: -Сбор урожая;
-Дидактические игры: "Чего не стало" "Узнай по описанию"
-Беседа: "Что нам осень принесла"
-Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"
-Игра: "Дорисуй овощ"; "Соедини листья с плодами"
-Рассматривание картины: "В поле осенью"
-Аппликация: "Поспели яблоки в саду"
-Дидактическое лото: "С какого дерева листочек"
ОКТЯБРЬ
1. "Путешествие в страну Осень"
Задачи: Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.
Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
-Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины: "Времена года"
-Дидактические игры: "Найди такой листок, как на дереве"; "Кто скорее соберёт"; "Детки на ветке"
-Игра: "Какая сегодня погода"
-Развлечение "Осень разноцветная"
2. "Тайны грибного царства".
3. "Чудо- ягодка".
4. "Воздух".
Задачи: Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)
Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
-Лепка: "Как ёж готовится к зиме"
-П/и "Перелёт птиц"
-Кукольный театр: "Лесная история"
-Загадки Лесовичка о грибах
-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций
-Аппликация: "Поможем белочке заготовить грибы"
-Дидактическая игра: "Лесные и садовые ягоды"
-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
-Надувание мыльных пузырей
-Надувание шаров
-Опыт с растениями: (как воздух в почве
влияет на рост и развитие растения): ответы детей
-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей
НОЯБРЬ
1. Мир растений.
2. Подводное царство.
3. Волшебница вода.
Задачи: Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения,
классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в
необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и
дикорастущих растений
-Чтение рассказа: "Зелёные страницы"
-Беседа: "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры: "Собери букет"; "Узнай растение"
-Рисование: "Поляна цветов"
-Наблюдения за аквариумными рыбками (видеофильм).
-Рассматривание иллюстраций с изображением рыб, водорослей.
-Игра: "Мы весёлые рыбки"
-Опыт: "Кто живёт в воде"
-Лепка: "Рыбка"
-Аппликация: "Аквариум" (коллективная)
-Рассказ Л. Берг "Рыбка"
-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра: "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой: "Путешествие капельки"
ДЕКАБРЬ
1. На бабушкином дворе.
2. Лесные жители.
3. Белый снег, пушистый.
Задачи:Уточнить и расширить представления детей о домашних
животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их
образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом
людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их
сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе
снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть
влажным).
-Отгадывание загадок о домашних животных.
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних
животных.
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
-Дидактические игры: "Назови детёнышей"; "Какая польза от домашних животных"; "Кто, где живёт".
-Игра: "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
-Рассматривание картины: "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация: "Звериная зарядка"
- Опыт: "Как звери меняют шубку"
-Диафильм: "Зайцы", "Зима в лесу"
-Дидактические игры: "Найди детёныша"; "Кто, что ест"; "Кто, где живёт".
-Слайды: "Времена года"
-Театр на фланелеграфе: "Маша и медведь"
-Настольный театр: "Снегурушка и лиса"
-Рисование: "Животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра: "Зоопарк"
-Сказки: "Лисичка-сестричка и волк"; "Зимовье зверей"; "Заюшкина избушка".
-Опыт со снегом: "Нужен ли зимой растениям снег?".
-Рисование: "Снежинки"
ЯНВАРЬ
1. В гостях у птиц.
2. Зимушка-зима.
Задачи: Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о
жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие,
сопереживание к "братьям нашим меньшим". Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений,
животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и
неживой природой.
-Беседа о зимующих и перелётных птицах.
-Отгадывание загадок.
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
-Наблюдения за птицами на участке.
-Рассматривание альбома: "Пернатые друзья".
-Рисование: "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)
-Слушание пения птиц (аудио запись: "Голоса птиц")
-Чтение стих-я: "Покормите птиц зимой"
-Игра: "Птички-невелички"
-Беседа о зиме
-Рассматривание картины: "Зимние забавы"; К. Коровин "Зима"
-Рассказ и рассматривание картины: "Как зимуют дикие звери".
ФЕВРАЛЬ
1. Путешествие в царство комнатных растений.
Задачи: Познакомить с новым растением - герань). Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними,
характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями".
-Игра: "Какого растения не стало".
-Пальчиковая гимнастика: "Посадим цветы".
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание).
2. Обитатели уголка природы.
Задачи: Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по
отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.
-Беседы.
-Рассказ о обитателях уголка природы.
-Впечатления, высказывания детей.
-Игра: "Расскажи и покажи".
3. Стекло и металл.
Задачи: Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить
определять признаки свойства материалов (структура поверхности,
мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
-Опыт со стеклом, металлом. (видеофильм).
-Сравнение предметов.
-Дидактическая игра: "Из чего сделан предмет".
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.
МАРТ
1. "В гостях у Веснянки".
Задачи: .Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце"; "Ранняя весна"; А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели: "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает"; "Найди детёныша"; "Где снег не тает?".
-Рисование: "Волшебница весна"
-Театр: "Заюшкина избушка"
2. Береги живое!
Задачи: Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под
угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно
относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты,
радости людей.
-Игра: "Покажи птиц, которые прилетают весной"
-П/и "Зайцы и волк"; "Птицы и лиса"
-Игровое упражнение: "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра: "Где живут животные"; "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание Красной книги, беседа.
3. Резина и пластмасса.
Задачи: Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать
определению материала, из которого сделан предмет.
-Рассматривание предметов из этих материалов
-Сравнение резины и пластмассы
-Дидактическая игра: "Из чего сделан предмет"
-Поделки из резины, пластмассы
АПРЕЛЬ.
1. Насекомые - наши помощники.
2. Экскурсия в плодовый сад в период цветения.
3. Земля- мой дом.
а). Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка,
пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых
бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе
отношение к насекомым.
б). Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением, учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями
насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.
в). Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии
рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река,
море, видах поселения (деревня, город, страна, о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения
информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с
окружающими.
-Отгадывание загадок.
-Наблюдения за насекомыми.
-Рассматривание иллюстраций.
-Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья"; "Как спрятаться бабочкам.
-Чтение стих-й М. Пришвина: "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование: "Божья коровка".
-Лепка: "Зелёная гусеница"
-Наблюдения за цветением деревьев.
"Сравнение различных периодов весны".
-Дидактические игры: "Раскрась предметы живой и неживой природы";
"Найди такой же"; "Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы.
-Рисование: "Яблоня в цвету".
-Игра: "Что, где зреет"
-Рассматривание картины "Цветущий сад"
-Беседа: "Где я живу".
-Рассматривание картины: "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий.
-Дидактические игры: "Рассели животных"; "Кто живёт на суше, а кто в воде".
-Беседа о звёздах.
-Рисование: "Звёздное небо".
МАЙ
1. Экологическая тропинка.
2. Человек - живой организм.
3. Бумага, древесина, ткань.
а). Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее.
Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на
клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической
помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).
б). Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Развивать логическое мышление.
в). Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.
-Чтение стих-я Р. Рождественского: "Береги природу".
-Целевая прогулка по экологической тропинке.
Игра: "Что ты сделал доброе для природы?"
-Дидактическая игра: "Кто больше".
-Подвижная игра: "Раз, два, три- к дереву беги".
-Игра: "Опиши, а мы отгадаем".
-Дидактическая игра: "Валеология"; "Понюхай и отгадай".
-Беседа о потребностях человека.
-Рассказ о вредных привычках.
-Игра: "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз.
-Изготовление поделок, построек.
-Оригами из бумаги.
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов.
-Опыт с бумагой, древесиной.
-Аппликация из ткани "Поляна цветов".