Получи документы

Перспективный план на год «Ознакомление с явлениями неживой природы как средство формирования экологических знаний»

Наталия Хетчикова
Перспективный план на год «Ознакомление с явлениями неживой природы как средство формирования экологических знаний»
▼ Скачать + Заказать документы

Перспективный план на год.

Средний возраст.

СЕНТЯБРЬ

1. Во саду ли, в огороде;

2. В хороводе деревьев;

3."Зелёная аптека"

Задачи: Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать. Определить взаимосвязь сезона и развития растений. Развивать сенсорные

чувства, речь, внимание. Накапливать впечатления о деревьях; учить

детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе. Воспитывать интерес к познанию.

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

-Наблюдения: -Сбор урожая;

-Дидактические игры: "Чего не стало" "Узнай по описанию"

-Беседа: "Что нам осень принесла"

-Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"

-Игра: "Дорисуй овощ"; "Соедини листья с плодами"

-Рассматривание картины: "В поле осенью"

-Аппликация: "Поспели яблоки в саду"

-Дидактическое лото: "С какого дерева листочек"

ОКТЯБРЬ

1. "Путешествие в страну Осень"

Задачи: Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-Наблюдения за состоянием погоды на участке

-Наблюдения за трудом взрослых

-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"

-Рассматривание картины: "Времена года"

-Дидактические игры: "Найди такой листок, как на дереве"; "Кто скорее соберёт"; "Детки на ветке"

-Игра: "Какая сегодня погода"

-Развлечение "Осень разноцветная"

2. "Тайны грибного царства".

3. "Чудо- ягодка".

4. "Воздух".

Задачи: Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

-Лепка: "Как ёж готовится к зиме"

-П/и "Перелёт птиц"

-Кукольный театр: "Лесная история"

-Загадки Лесовичка о грибах

-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций

-Аппликация: "Поможем белочке заготовить грибы"

-Дидактическая игра: "Лесные и садовые ягоды"

-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

-Надувание мыльных пузырей

-Надувание шаров

-Опыт с растениями: (как воздух в почве

влияет на рост и развитие растения): ответы детей

-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

НОЯБРЬ

1. Мир растений.

2. Подводное царство.

3. Волшебница вода.

Задачи: Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения,

классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в

необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и

дикорастущих растений

-Чтение рассказа: "Зелёные страницы"

-Беседа: "Мой любимый цветок"

-Дидактические игры: "Собери букет"; "Узнай растение"

-Рисование: "Поляна цветов"

-Наблюдения за аквариумными рыбками (видеофильм).

-Рассматривание иллюстраций с изображением рыб, водорослей.

-Игра: "Мы весёлые рыбки"

-Опыт: "Кто живёт в воде"

-Лепка: "Рыбка"

-Аппликация: "Аквариум" (коллективная)

-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"

-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"

-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)

-Дидактическая игра: "Вода"

-Опыт с водой

- Чтение рассказа Николаевой: "Путешествие капельки"

ДЕКАБРЬ

1. На бабушкином дворе.

2. Лесные жители.

3. Белый снег, пушистый.

Задачи:Уточнить и расширить представления детей о домашних

животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их

образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом

людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их

сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе

снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть

влажным).

-Отгадывание загадок о домашних животных.

-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних

животных.

-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные

-Дидактические игры: "Назови детёнышей"; "Какая польза от домашних животных"; "Кто, где живёт".

-Игра: "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)

-Рассматривание картины: "Звери в зимнем лесу"

-Игра- имитация: "Звериная зарядка"

- Опыт: "Как звери меняют шубку"

-Диафильм: "Зайцы", "Зима в лесу"

-Дидактические игры: "Найди детёныша"; "Кто, что ест"; "Кто, где живёт".

-Слайды: "Времена года"

-Театр на фланелеграфе: "Маша и медведь"

-Настольный театр: "Снегурушка и лиса"

-Рисование: "Животные в лесу" (трафарет)

-Сюжетно-ролевая игра: "Зоопарк"

-Сказки: "Лисичка-сестричка и волк"; "Зимовье зверей"; "Заюшкина избушка".

-Опыт со снегом: "Нужен ли зимой растениям снег?".

-Рисование: "Снежинки"

ЯНВАРЬ

1. В гостях у птиц.

2. Зимушка-зима.

Задачи: Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о

жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие,

сопереживание к "братьям нашим меньшим". Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений,

животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и

неживой природой.

-Беседа о зимующих и перелётных птицах.

-Отгадывание загадок.

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

-Наблюдения за птицами на участке.

-Рассматривание альбома: "Пернатые друзья".

-Рисование: "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)

-Слушание пения птиц (аудио запись: "Голоса птиц")

-Чтение стих-я: "Покормите птиц зимой"

-Игра: "Птички-невелички"

-Беседа о зиме

-Рассматривание картины: "Зимние забавы"; К. Коровин "Зима"

-Рассказ и рассматривание картины: "Как зимуют дикие звери".

ФЕВРАЛЬ

1. Путешествие в царство комнатных растений.

Задачи: Познакомить с новым растением - герань). Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними,

характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями".

-Игра: "Какого растения не стало".

-Пальчиковая гимнастика: "Посадим цветы".

-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание).

2. Обитатели уголка природы.

Задачи: Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по

отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.

-Беседы.

-Рассказ о обитателях уголка природы.

-Впечатления, высказывания детей.

-Игра: "Расскажи и покажи".

3. Стекло и металл.

Задачи: Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить

определять признаки свойства материалов (структура поверхности,

мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

-Опыт со стеклом, металлом. (видеофильм).

-Сравнение предметов.

-Дидактическая игра: "Из чего сделан предмет".

-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.

МАРТ

1. "В гостях у Веснянки".

Задачи: .Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце"; "Ранняя весна"; А. К. Саврасов "Грачи прилетели"

-Стих-е С. Вангели: "Подснежники"

-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает"; "Найди детёныша"; "Где снег не тает?".

-Рисование: "Волшебница весна"

-Театр: "Заюшкина избушка"

2. Береги живое!

Задачи: Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под

угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно

относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты,

радости людей.

-Игра: "Покажи птиц, которые прилетают весной"

-П/и "Зайцы и волк"; "Птицы и лиса"

-Игровое упражнение: "Посели цветы там, где они выросли"

-Игра: "Где живут животные"; "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"

-Рассматривание Красной книги, беседа.

3. Резина и пластмасса.

Задачи: Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать

определению материала, из которого сделан предмет.

-Рассматривание предметов из этих материалов

-Сравнение резины и пластмассы

-Дидактическая игра: "Из чего сделан предмет"

-Поделки из резины, пластмассы

АПРЕЛЬ.

1. Насекомые - наши помощники.

2. Экскурсия в плодовый сад в период цветения.

3. Земля- мой дом.

а). Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка,

пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых

бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе

отношение к насекомым.

б). Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением, учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями

насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.

в). Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии

рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река,

море, видах поселения (деревня, город, страна, о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения

информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с

окружающими.

-Отгадывание загадок.

-Наблюдения за насекомыми.

-Рассматривание иллюстраций.

-Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья"; "Как спрятаться бабочкам.

-Чтение стих-й М. Пришвина: "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

-Рисование: "Божья коровка".

-Лепка: "Зелёная гусеница"

-Наблюдения за цветением деревьев.

"Сравнение различных периодов весны".

-Дидактические игры: "Раскрась предметы живой и неживой природы";

"Найди такой же"; "Подбери листок к дереву"

-Чтение художественной литературы.

-Рисование: "Яблоня в цвету".

-Игра: "Что, где зреет"

-Рассматривание картины "Цветущий сад"

-Беседа: "Где я живу".

-Рассматривание картины: "Семья дома"

-Рассматривание семейных фотографий.

-Дидактические игры: "Рассели животных"; "Кто живёт на суше, а кто в воде".

-Беседа о звёздах.

-Рисование: "Звёздное небо".

МАЙ

1. Экологическая тропинка.

2. Человек - живой организм.

3. Бумага, древесина, ткань.

а). Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее.

Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на

клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической

помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).

б). Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Развивать логическое мышление.

в). Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

-Чтение стих-я Р. Рождественского: "Береги природу".

-Целевая прогулка по экологической тропинке.

Игра: "Что ты сделал доброе для природы?"

-Дидактическая игра: "Кто больше".

-Подвижная игра: "Раз, два, три- к дереву беги".

-Игра: "Опиши, а мы отгадаем".

-Дидактическая игра: "Валеология"; "Понюхай и отгадай".

-Беседа о потребностях человека.

-Рассказ о вредных привычках.

-Игра: "Угадай на вкус"

-Гимнастика для глаз.

-Изготовление поделок, построек.

-Оригами из бумаги.

-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов.

-Опыт с бумагой, древесиной.

-Аппликация из ткани "Поляна цветов".

Публикации по теме:

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник» Цель: расширить знания детей о лекарственном растении шиповник. Задачи: Образовательные: расширить кругозор детей, познакомив с кустарником,.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей — кукуруза»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей — кукуруза» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей - кукуруза» Цель: расширить знания и представления.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени — хоста»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени — хоста» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени - хоста Цель: расширять знания о многообразии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план на год «Ознакомление с явлениями неживой природы как средство формирования экологических знаний»
Опубликовано: 22 декабря 2024 в 01:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план на год «Ознакомление с явлениями неживой природы как средство формирования экологических знаний»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Хетчикова (УИ 2401731) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД