Анна Булыгина
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями в подготовительной к школе логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Звуко - буквенный анализ слова».
Составила: Булыгина А. А. учитель – логопед
МДОУ детский сад комбинированного вида №100
г. Комсомольск-на-Амуре
Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.
Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обучения. Ведь это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить
Публикация «Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями в подготовительной к школе логопедической группе» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- План работы с родителями
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Поэтому наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием особенно трудно звуковое различие слова на слух. Процесс обследования звукового состава слова для детей сложен потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. И главная задача состоит в том, чтобы развивать его. Трудно и потому, что одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить последовательность звуков, их количество.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова — длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей: — это и фронтальные занятия, и подгрупповые занятия, и индивидуальные. И, конечно же, в играх.
Проведение системной логопедической работы по формированию фонематических представлений способствует формированию устно-речевой базы для овладения грамотой.
Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их :
• различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные,
• выделять любые звуки из состава слова;
• членить слова на слоги, а слоги на звуки;
• объединять звуки и слоги в слова;
• определять последовательность звуков в слове;
• членить предложения на слова.
Учитывая вышесказанное, считаю, что работа, направленная на развитие и усвоение дошкольником звуковой стороны слова, имеет огромное значение при обучении детей грамоте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографией».
Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте по Д. Б. Эльконину состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Изучением этой системы занимались Бугрименко Е. И. и Цукерман Г. А. Они излагают ее следующим образом.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
Если начинать работу с дошкольниками или первоклассниками, то им необходимо, в первую очередь, определить и соотнести количество букв и звуков. Помимо этого, нужно классифицировать их на гласные и согласные, а последние в свою очередь дифференцировать на мягкие и твердые, глухие и звонкие и т. д.
Звуко - буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.
Традиционно в учебниках, обучающих грамоте, буквы пишутся различными цветами. Те, что обозначают гласные звуки, чаще всего, изображаются красным, а согласные - синим или зеленым. Современные методики также, в своем большинстве, переняли эту традицию. Звуко - буквенный анализ слова начинается с определения числа слогов в нем, а также соотношения букв и звуков.
Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:
1. На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка. На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу).
2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
4. После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.
Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу слов типа СГС (суп) и СГСГ (косы).
Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:
• Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
• Уметь отличать букву от звука;
• Уметь выделять звуки в словах;
• Уметь определять место звука в слове;
• Уметь подбирать слова с заданным звуком.
В заключении хочу отметить, что звуко- буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГЭ.
Практическое задание: «Выполнение звукобуквенного – анализа слова ЗИМА»
Выполнить звуковой анализ слова: ЗИМА.
Что такое (ЗИМА) – это время года.
Разделите на слоги, прохлопайте (ЗИ-МА).
Сколько слогов (два) почему? ( потому что два гласных: И, А).
Правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов».
Первый слог (ЗИ, второй слог (МА)
Сколько звуков в первом слоге «ЗИ»? (В первом слоге два звука, Зь, И).
Сколько звуков во втором слоге «МА»? (В втором слоге два звука, М, А).
Ребята, проговорите (ЗИМА).
Сколько звуков в слове? (четыре)
Произнесем звуки по порядку (Зь, И, М, А)
Выполните звуко – слоговой анализ слова ЗИМА на столе.
Выкладываем слово, слоги, под слогами звуки,
Какой второй звук? (И).
Какой четвертый звук (А)
Какой третий звук? (М)
-Дай характеристику звуку «М».
Какой первый звук? (З).
-Дай характеристику звуку «М».
-Определим ударение: зима, зима, зимаааа.
-На какой гласный звук идет ударение? Какой звук мы выделяем голосом? (На гласный звук «А»).
-В каком по счету слоге находится звук А? (Звук А находится во втором слоге). Второй слог тоже как и гласный звук называют ударным.
А теперь выкладываем буквы под звуками.