Людмила Веренич
Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса «Правила дорожного движения» в старшей группе
-артикуляционная гимнастика
Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро. Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.
Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.
Публикация «Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса „Правила дорожного движения“ в старшей группе» размещена в разделах
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речевого дыхания
- Старшая группа
- Темочки
Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и опускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.
Гребём веслом. Перемещать язык из одного уголка рта в другой.
Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком», держать неподвижно. Губы то широко раскрыть («оскал», то касаться ими «желобка».
Гудит пароход. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка должна быть всё время выгнута.
Вагон на рельсах. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движения языком вперёд-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
Самосвал высыпает груз. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.
-пальчиковая гимнастика
Едем, едем на машине, - руки согнуты в локтях, ладошки перед собой, поворачиваем
вправо - влево
Нажимаем на педаль. - поочередно опускаем ладошки вперед
Газ включаем, выключаем, - повороты кистью рук
Смотрим пристально мы вдаль. - приставить ладошку ко лбу
Дворники счищают капли - руки согнуты в локтях, разводят и сводят пальцы рук
Влево, вправо. Чистота!
Волосы ерошит ветер. - над головой шевелят пальцами
Мы – шоферы хоть куда! - сжимают кулаки, показывая большие пальцы
2. Развитие речевого дыхания.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо»
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигналит машина. Произнесение слога би на одном выдохе: «Би-би-би-би-би».
Регулировщик. Встать ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох, поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р»
Чтение стихотворения С. Михалкова от лица грустного, весёлого и озабоченного пешехода.
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зелё ный говорит:
«Проходите, путь открыт».
Жёлтый свет – предупреждение:
Жди сигнала изменения.
Произнести четверостишие шёпотом, тихо, громко.
Самокат, самокат,
Самокату очень рад.
Сам качу, сам качу
Самокат куда хочу.
3. Упражнения для мышц шеи:
Движение по кругу. Медленно выполнять круговые движения правую, затем левую сторону.
4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц:
Зажигается светофор. Максимально открывать рот, язык на дне ротовой полости, упирается в нижние зубы, медленно закрыть рот.
5. Мимические упражнения:
Представить и выразить свое состояние:
- вам жарко ехать в машине
- вам комфортно сидеть в мягком кресле
- вы нарушили правила, и вас останавливает полиция
- перед вами неожиданно появился на дороге заяц
- плохая видимость на дороге, туман
- скользкая дорога
- вы поднимаетесь в гору
- съезжаете с горы.
6. Координация речи с движением.
«Машины»
На улице нашей машины, машины, - двигаются из одного конца группы в другой,
Машины малютки, машины большие. держа воображаемый руль
Спешат грузовые, фырчат легковые. - сделав разворот, двигаются в другую сторону
Торопятся, мчатся, как будто живые.
Эй, машины, полный ход, - когда все «машины проехали», один ребенок, «переходя
Я – примерный пешеход: улицу», произносит эти слова.
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Я. Тайц