Надежда Панова
Консультация «Формирование читательского интереса у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы подготовить человека
духовно к самостоятельной жизни
надо ввести его в мир книг»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, развитию высоких чувств и стремлений.
- Знание сказок окажет неоценимую помощь в приобщении ребенка и к истокам национальной культуры.
Публикация «Консультация „Формирование читательского интереса у дошкольников“» размещена в разделах
- Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.
- Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение ими добра и зла, способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека.
- За счет большей четкости и структурированности сказочного сюжета по сравнению с сюжетами на бытовые темы, разыгрывание сказок обеспечивает большие сдвиги в развитии речи детей.
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в кругу детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотрами телепередач (особенно мультиков, все реже читают книги). Дети и их родители мало читают художественную литературу, отсюда незнание детских писателей и их произведений, отсутствие интереса у детей к чтению книг.
Цель работы состоит в том, чтобы сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников через решение следующих задач:
• Расширение круга читательских интересов дошкольников (воспитание разностороннего читателя);
• Развивать интерес к художественной литературе, словесное творчество, формировать навыки устной речи;
• Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников: педагогов, детей, родителей, сотрудников детской городской библиотеки
• Сформировать у детей интерес к библиотеке
• Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
• Активизация и обогащение словарного запаса дошкольника;
• Воспитывать бережное отношение к книге.
Перспективный план
Взаимодействие с родителями:
• Цикл анкет, направленных на изучение отношения родителей к литературному развитию детей в условиях семейного воспитания
• Подготовка консультаций: «Речевое развитие детей», «Какие сказки читать детям», «Сказка на ночь», «Каждому возрасту своя сказка», «Как рассказывать сказки».
• Создание буклета для родителей «Сказка в вашем доме».
• Составление памятки для родителей «Сочиняем сказку сами»
• Индивидуальные консультации
Взаимодействие с детьми:
• Интервьюирование детей «Моя любимая сказка»
• Беседы на темы: «Что мы знаем о книге»,
«Книга - лучший наш друг», «Кто создает книгу»
• Экскурсия в детскую библиотеку
• Тематические выставки
• Знакомство дошкольников с картами Проппа.
• Конструирование сказок с помощью карт Проппа.
• Участие в литературном фестивале «Моя Малая Родина»
• Мастерская по ремонту книг – «Книжкина больница»
• Знакомство с жанровыми особенностями сказок, сочинительство собственных сказок
• Конкурс чтецов к международному женскому дню
• Литературные викторины
• Театрализованная деятельность по русским народным сказкам
Взаимодействие с педагогами:
• Консультации на темы: «Книга в жизни ребенка», «Карты Проппа – кирпичики конструктора сказок, помощники в проектировании сюжетной линии игры дошкольников»
Обогащение предметно-развивающей среды:
• Приобретение портретов писателей, книг для чтения по программе
• Изготовление памяток для детей и родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению»
Практические выходы:
• Сказки, сочиненные и оформленные детьми
• Иллюстрации к сказкам, рассказам