Татьяна Яковлевна Курлаева
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание работы по основной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ознакомление с предметным, социальным миром, миром природы
Тема недели № Конспекта
ООД
Тема ООД
Целевые ориентиры
Источник
Сентябрь
I
«День знаний» 1 «Школа. Учитель.» Показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать за их труд, бережно к нему относиться.
Публикация «Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр. 36
II
«Наш город, моя улица» 2 «Саратов –наш город родной» Знакомство детей с родным городом. Формирование начальных представлений о родном крае, его истории, культуре. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. С. В. Катков «Мелодии Саратова», Н. И. Вардугин «Саратовская азбука», «Встретимся в Саратове».
III
«Береги себя» 3 «Правила поведения на детской площадке» Расширять представления детей о правилах поведения. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 26; Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность».
IV
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
4 «О доброте и жадности» Способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками», Л. А. Загуменная «Социально-личностное раэвитие дошкольников». Стр. 44
Октябрь
I
«Осенняя пора» 5 «Экологическая тропа осенью» Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 38
II
«Дары осени» 6 «Во саду ли, в огороде» Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 36
III
«Животные жарких и холодных стран» 7 «Как животные помогают человеку» Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Расширять словарный запас. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 55
IV
«Неделя спорта» 8 «Физкультура и здоровье» Познакомить детей с понятием «физическая культура»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность», стр. 109, И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни», стр. 54; Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Стр. 15.
Ноябрь
I
«Страна, в которой мы живем» 9 «Мы - россияне» Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Формировать у детей представление о России как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей родной стране. Н. Г. Зеленова «Мы живем в России», стр. 68
II
«Мой дом» 10 «Предметы – помощники» Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначении. Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр. 28
III
«Путешествие в мир прошлого предметов» 11 «Путешествие в прошлое книги» Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр. 35;
IV
«Экологическая тропа» 12 «Природа живая и неживая»
Формировать представления у детей о природе. Расширять представления о разнообразии животного мира, о том, что человек –часть природы, и он он должен беречь. Охранять и защищать ее. Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»; Н. Ф. Дик «Развивающие экологические занятия для детей», стр. 29.
Декабрь
I
«Зимушка – зима» 13 «Зимние явления в природе» Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 57; Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», стр. 87.
II
«Народная культура и традиции» 14 «В гостях у городецких мастеров» Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями. Учить составлять описательные рассказы об изделиях народных умельцев. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Н. Г. Зеленова «Мы живем в России», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», стр. 38
III
«Мир дружбы»
15 «О друзья – девченки и мальчишки» Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним. Л. А. Загуменная «Социально – личностное развитие ребенка», стр. 91
IV
«Новогодний праздник» 16 «Скоро новый год. Новогодние традиции» Формировать первоночальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. Н. Г. Зеленова «Мы живем в Росси», стр. 50.
Январь
II
«В гостях у сказки» 17 «Русские народные сказки» Продолжать знакомить детей с фольклором, жанром сказки, ее строением. Развивать умение поддерживать непринужденную беседу по содержанию сказки. Воспитывать положительное и отрицательное отношение к героям сказки. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», стр. 30.
III
«Зимние забавы» 18 «Небезопасные зимние забавы» Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома зимой. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».стр. 25
IV
«Неделя здоровья» 19 «Правила здоровья» Расширять представление о важных компонентах здорового образа жизни: правильное питание, движение, сон и «солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья». Формировать представления о факторах разрушения здоровья, о вредных привычках.
Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье», Л. Ф. Тихомирова «Уроки здоровья для детей 5-8 лет», «Букварь здоровья» стр. 58-61.
Февраль
I «Мир транспорта» 20 «Знакомство с городским транспортом»
Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам. Воспитывать культуру поведения на улице. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», стр. 31
II
«Подводный мир» 21
«Путешествие на морское дно» Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом. Уточнить и расширить их представления о животном и растительном мире океанов. М. Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для детей», стр. 37;
III
«Российская Армия» 22 «Защитники Отечества» Расширять представления детей о Российской армии. Познакомить с военными профессиями –пограничник, моряк, летчик и др. Воспитывать желание быть сильным, смелым, выносливым, чтобы стать защитником Родины. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр. 46
IV
«Мир профессий» 23 «Путешествие в типографию» Познакомить детей с трудом работников типографии; с процессом создания, оформления книги. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр. 40
Март
I
«Праздник мам и бабушек» 24 «Дружная семья» Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям –членам семьи. Обсудить, как дети могут помочь маме дома. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр. 29
II
«Весна – красна» 25 «Весеннее пробуждение природы» Расширять представления детей о характерных признаках весны, об образе жизни лесных зверей и птиц весной. Закрепить умение соблюдать правила безопасности на природе. Воспитывать любознательность. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», «Здравствуй, мир», стр. 272-275.
III
«Пернатые друзья» 26 «Птицы прилетели» Уточнить и обобщить представления детей о перелетных птицах. Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц. М. Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для детей», стр. 78;
IV
«Мир комнатных растений» 27 «Мир комнатных растений» Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»,стр. 66.
Апрель
I
«Я в мире человек» 28 «Мои родственники» Формировать интерес к своей родословной. Помочь детям находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, глаз). Воспитывать уважение к окружающим и близким людям. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников», стр. 8; В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр. 36
II
«Космическая неделя» 29 «Космос» Закрепить знания детей о том, что 12 апреля –День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полет человека в космос – это плод труда многих людей: ученых-конструкторов, механиков, врачей и т. д. Воспитывать в детях гордость за свою страну. О В Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр 53; Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание», стр. 103;
III
«Во саду ли в огороде» 30 «Весенняя страда» Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Развивать любознательность, творчество, инициативу.
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 73
IV
«Лес –наше богатство» 31 «Лес в жизни человека» Закреплять знания о разнообразном значении леса в жизни человека. Воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе ; формировать экологическую культуру.
О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ», стр. 157
Май
I
«Этот день Победы» 32 «День Победы» Закрепить знания детей о том, что 9 Мая –День Победы. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны. Н. Г. Зеленова «Мы живем в России», стр. 84; Алешина, стр. 134; Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», стр. 183.
II
«Неделя безопасности» 33 «Правила поведения на природе» Развивать у детей понимание того, что планета Земля –наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность» стр. 70; К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 47;
III 34 «Солнце, воздух и вода –наши верные друзья» Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 77;
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность», стр. 108
IV 35 «Весна кончается –лето начинается» Уточнить и обобщить представления о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни. Развивать любознательность. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», стр. 184