Валентина Дмитриевна Маркевич
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «Круглый год»
Возрастная группа: старшая
Подготовила: Маркевич В. Д. воспитатель І квалификационной категории МАДОУ г. Хабаровска центр развития ребенка детский сад №62
Цель: Систематизировать знания детей о временах года, расширять представления детей о зиме, как времени года, о его признаках и приметах.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Круглый год“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Задачи:
Развивающие:
• развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования загадок.
Образовательная:
• познакомить детей с зимним месяцем февралем, его приметами.
Воспитательная:
• воспитывать любовь к природе.
Методы:
Словесные: беседа, загадки.
Наглядные: мультимедийная презентация «Времена года», аудиозапись
музыки Чайковского из сюиты «Времена года».
Практические: дидактическая игра «Круглый год»; настольная игра «Четыре времени года».
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, атрибуты к дидактической игре «Круглый год», настольная игра «Четыре времени года».
Ход занятия.
Звучит музыка А. Вивальди. Концерт Зима, из цикла Времена года.
Ребята! Поздороваемся и улыбнемся! От наших улыбок стало сразу светлее и теплее не только нам, но и нашим гостям!
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
Послушайте, что я вам расскажу. Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и его четыре дочери - Зима, Весна, Лето и Осень (слайд 1). Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Первой идет Зима.
- А как вы думаете, кто пойдет за ней? /Ответы детей/
- Кто пойдет за Весной? /Ответы детей/
- А кто же замыкает год? /Ответы детей/
Сейчас я загадаю вам загадку, о каком времени года в ней говорится, и если вы ответите правильно, на экране появится картинка.
Наступили холод.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима) – слайд 2
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна) – слайд 3
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я.
(Лето)- слайд 4
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
(Осень) – слайд 5
Молодцы, ребята!
Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.
В народе говорят: «У каждого времени года 3 сына». Что это за сыновья?
Дети:
- Месяцы!
А сейчас с помощью цветных фишек выложите времена года.
-Каким цветом вы выложите зимние месяцы? (Белым.) Почему? (Зимой все покрыто белым снегом.)
-Сколько месяцев длится зима? (Зима длится три месяца.)
-Назовите их по порядку. (Декабрь, январь, февраль.)
-Выложите осенние месяцы. Сколько осенних месяцев? (Три.)
-Почему вы выложили осенние месяцы желтым цветом? (Осенью падают желтые листья.)
-Назовите осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
-Какое время года настает после зимы? (Весна.)
-Сколько надо положить фишек после зимних месяцев и какого цвета? (Три фишки зеленого цвета.)
-Какое время года мы еще не выложили? (Лето.)
-Сколько надо взять фишек и какого цвета, что бы выложить время года лето? (Надо взять три фишки красного цвета.)
-Почему вы решили, что надо взять три фишки? (Потому, что лето длится три месяца.)
-Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август.)
-Почему вы решили, что летние месяцы надо выложить фишками красного цвета? (Потому, что говорят «лето красное», летом много ягод клубники, земляники, малины.)
-Сколько всего времен года? (Четыре времени года.)
-Назовите времена года, которые мы с вами выложили. (Осень, зима, весна, лето.)
-Сколько времени длится каждое время года? (Каждое время года длится три месяца.)
-Какое время года начинает год? (Зима.) Выложите зимние месяцы и назовите их.
-Какое время года наступит после зимы? (Весна.)
-Алина, назови весенние месяцы и выложи их после зимы.
-Соня, какое время года наступит после весны? Назови летние месяцы и выложи их справа от весны.
-Алеша, назови осенние месяцы, куда ты поставишь фишки желтого цвета?
-Как можно назвать, одним словом все месяцы? (Год.)
-Сколько месяцев длится год, посчитайте.
Одно время года сменяет другое, каждый месяц имеет свои приметы.
Физкультминутка.
«Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы».
-Ребята! А сейчас какое время года? (Зима.)
-Какой сейчас месяц зимы? (Февраль.)
-Какой он по счету? (Третий.)
-Много народ сложил поговорок и пословиц о зимних месяцах, а какие вы знаете?
(Ответы детей.)
-Послушайте поговорки и пословицы о зимнем месяце феврале, объясните их значение.
• Январю - морозы, февралю – метели.
• У февраля две подруги – метели да вьюги.
• Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты?
• Хоть февраль и злится, но весну чует.
Февраль – самый короткий месяц в году, но с сильными ветрами, метелями и вьюгами. Уж очень не хочется уступать приближающейся весне. В этот месяц зима с весной встречается, начинается между ними спор, кто победит. Весна – красна, солнышком пригревает, начинается оттепель, Как вы это слово понимаете? (Ответы детей.) Снег на крышах начинает таять, а тут мороз начинает злиться и капли с крыш превращаются во что? (В сосульки). На снегу появится твердая корочка - «наст» (повторите это слово, на дорогах гололедица.
Настольная игра «Четыре времени года».
Сегодня я вам рассказала удивительную историю о временах года. Вы все очень старались, хорошо работали, вы меня очень порадовали. А какие ответы понравились тебе, Полина? А ты, Алеша, как считаешь, какие ответы твоих друзей были самыми интересными?
А сейчас подарим нашим гостям частичку зимы-волшебницы, это снежинка, которая радует людей своей красотой.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые.
Садитесь за столы и принимайтесь за работу. (Под музыку дети вырезают снежинки и вручают подарки гостям.)