Наталья Ненашева
НОД по ознакомлению с окружающим миром.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с экосистемами в подготовительной группе.
Тема: «Лес – наше богатство».
Задачи:
Образовательные: Расширять представления детей о лесе. Формировать у детей представление о взаимосвязи леса и человека, растений и животных, их зависимости друг от друга.
Развивающие: Развивать чувства детей: умение видеть прекрасное вокруг себя, умение любоваться объектами природы.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к окружающей среде и бережное отношение к лесу и его обитателям.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром,» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Речевые: Формировать связную речь детей при составлении описательных рассказов и ответах.
Индивидуальная работа: Помощь во время изготовления березы, помощь в даче полного развернутого ответа.
Словарная работа: березовая роща, сосняк, хвойный лес, ельник, лиственный лес, хвойный лес.
Оборудование: Аудиозапись «Шум леса», макет дерева с приклеенными разноцветными листочками, демонстрационный материал «Жители леса», плакат «Строение дерева», карточки с изображением деревьев, дидактическая игра «Откуда листок», картина «Лес и его обитатели», карточки с листочками от хвойных и лиственных деревьев.
Предшествующая работа: Беседы: «Лес и здоровье», «Лес - наш друг»; знакомство с хвойными и лиственными деревьями; наблюдение за деревьями на участке во время прогулок; рассматривание гербария; изготовление памяток «Берегите природу» и оформление выставки рисунков на тему: «Я люблю лес». Ход занятия.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Сюрпризный момент
Я предлагаю детям закрыть глаза и внимательно послушать аудиозапись, включаю «Шум леса».
-Ребята, что вы сейчас слышали? (ответы)
Предлагаю отгадать загадку:
-Летом одевается, зимой раздевается. Что это такое? (лес)
Сегодня мы поговорим о лесе - богатстве нашего края. Человек многим обязан природе.
- А как вы думаете, что такое лес? (ответы детей)
-Лес - это огромный дом, в котором есть: березы, ели, сосны, травы, цветы, кусты, цветы, ягоды, грибы, звери, ежи, муравьи и т. д (когда называю,показываю картинки)
-Лес – наше богатство. Там, где лес, всегда чистый воздух. Деревья очищают воздух от пыли и обогащают его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства, поэтому пионерские лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес – это наш зелёный друг, наша здравница. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение.
- Я приглашаю вас совершить путешествие в волшебный мир леса, в растительный мир, а поможет нам в этом «Чудо дерево». (Выставляю макет дерева с разноцветными листочками из цветной бумаги)
-Ребята, обратите внимание на необычные листочки на нем.
Читаю стихотворение и показываю детям на картинке строение дерева:
Есть у дерева крепкие корни,
Глубоко схоронились в земле,
Чтобы дерево крепко стояло,
Чтобы ветки и листья питало.
Есть ствол, а на стволе кора,
Если жара укроет она,
Ну а если сильный мороз,
Ствол защитит, чтобы он не замерз.
- Давайте вспомним, что есть у дерева? (ответы детей)
- Правильно, у каждого дерева есть корень, с помощью него дерево добывает питательные вещества, воду из земли, и он служит якорем для дерева.
-У дерева есть ствол, ветви, маленькие веточки, листья и плоды. А теперь давайте сорвем листочек с нашего «Чудо дерева». Дерево предлагает разгадать загадки и о его друзьях-деревьях.
Читаю загадки, а дети отгадывают.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)
Её всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)
Стоит Аленка
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза)
-Я предлагаю вам подробнее рассмотреть каждое дерево. (Рассматриваем картинки и обсуждаем с детьми их строение и особенности)
Рассматривание картинки березы:
-Что есть у березы? Кора белая, черные черточки, через них береза дышит, их называют черевички.
Если в лесу растут одни березы, то такой лес называют - березовая роща.
Рассматривание картинки ели:
-Что вы можете рассказать о елочке? (ответы)
Верхние ветви у нее молодые, а снизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется - ельником.
Рассматривание картинки сосны:
-Какой ствол у сосны? (ответы)
-Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей. Лес, где растут одни сосны, называют сосновый бор или сосняк. Деревья с листочками называются – лиственными, а с иголочками – хвойными.
-Ребятки, вы наверное устали, давайте немного разомнемся.
Провожу физкультминутку.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шевелит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
И «раз», «два», «раз», «два», «раз», «два».
-А теперь, я вам предлагаю поиграть в дидактическую игру: «Найди свой листок». ( Цель игры: научить детей безошибочно определять от какого дерева листок).
-Ребята, а вы знаете, что в лесу есть тоже этажи, как у наших домов. (Показываю картинку Леса. Начинаю показывать снизу).
-Подвал – в нем находятся корни. Для чего корни дереву? (ответы детей)
-Это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются. Нужно беречь наш лес, так как это наше богатство.
1 этаж - трава, мхи.
2 этаж – кустарник и низкорослые деревья.
3 этаж – деревья такие, как сосна, кедр.
-Ребята, дерево - это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.
-Посмотрите, я принесла с собой заготовку полянки. (На заготовке только трава и одна березка).
Но я смотрю, и мне кажется, что здесь чего-то не хватает? А вы как думаете? (ответы детей).
-Березке одной, наверное, скучно. Что делать? (высказывания детей)
- Я с вами согласна. Давайте мы посадим на этой поляне березы, а мастерить березки мы будем, используя обрывную технику. Давайте вспомним технику, она вам уже знакома. Вспомнили? А теперь можем приступать к работе, думаю у вас все получится.
Ребята выполняют творческое задание, используя обрывную технику делают березки, я помогаю им, звучит фоновая спокойная музыка.
- Вот какие молодцы, посмотрите, пожалуйста, на свое творчество, очень красиво.
- Сейчас прошу каждого из вас поместить свое дерево на нашу поляну, так как он считает нужным.
- Ребята, как вы думаете, может ли наш лес называться ельником? (ответы) Нет. Почему? А может быть, это сосновый бор? Нет? Почему?
- Конечно же, в нашем лесу растут только березы, а значит это березовая роща. У каждой картины есть свое название, пусть и у нашей картины будет оно. Дети придумывают название.
Рефлексия. Задаю детям вопросы:
-Как вы думаете, где воздух чище в городе или в лесу? Почему?
(В лесу воздух чище, потому что там много деревьев.)
- А что надо сделать, чтобы в городах воздух стал чище?
(Посадить разные деревья.)
- Как вы думаете, человек может прожить без леса?
(Нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи)
-Что же даёт человеку лес?
(Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.)
Предлагаю поиграть в подвижную игру: «Найди свой лес».
По команде дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.
-Ребята, от нас с вами зависит, будут ли красивыми наши деревья в лесах, и будут ли на них вить гнезда веселые птицы.
-На нашем «Чудо дереве», остались листочки, зеленого и желтого цвета, если вам понравилось наше путешествие, прошу сорвать зеленый листок, если же вам хоть что-нибудь не понравилось - желтый листок.
-(Имя ребенка, почему ты сорвала зеленый листок? (Имя ребенка) почему ты сорвал зеленый листок, и т. д.
-Спасибо, ребята. Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!