Ольга Собетова
Перспективный план по окружающему миру (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Месяц
Неделя
Лексическая тема Организованная образовательная деятельность (ООД) Программное содержание Литература
Сентябрь
1 неделя
«Детский сад» «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь».
- уточнить знания детей о детском саде (здании, группах, спортивном и музыкальном залах, кухне, медицинском кабинете и т. д.);
- рассказать детям о детском саде, что в детском саду воспитываются дошкольники разных возрастов, помочь лучше узнать детский сад, полюбить его;
Публикация «Перспективный план по окружающему миру (средняя группа)» размещена в разделах
- расширить знания о сотрудниках, работающих в детском саду, воспитывать чувство уважения и благодарности за их заботу и труд;
- формировать правильные представления о детском саде;
- воспитывать уважение и бережное отношение к детскому саду;
- формирование представлений о детском саде, как о большой семье, где все заботятся друг о друге;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим;
- развивать внимание, наблюдательность, воображение, память, мышление. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа) с. 27
Сентябрь
2 неделя
«Овощи» «Что нам осень принесла?
Растения огорода».
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- познакомить детей с понятием «огород»;
- расширить представления и знания детей об овощах;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- учить узнавать овощи, развивать знания о продуктах питания, воспитывать любознательность;
- воспитывать интерес к растениям;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- развивать внимание, наблюдательность, воображение, память.
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
О. А. Соломенникова
«Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада»
Сентябрь
3 неделя
«Фрукты» «Что нам осень принесла? Садовые растения».
- продолжить закреплять знания о сезонных изменениях в природе;
- познакомить детей с понятием «сад»;
- расширить представления и знания детей о садовых деревьях, фруктах и ягодах;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- учить узнавать фрукты и ягоды по форме, цвету и размеру (внешним признакам);
- воспитывать интерес к растениям;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- развивать внимание, наблюдательность, воображение, память. О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
О. А. Соломенникова
«Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада»
Сентябрь
4 неделя
«Хлеб всему голова» «Хлеб всему голова»
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- расширять знания о продуктах питания, воспитывать любознательность;
- познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека;
- дать представление о пользе и важности природных витаминов;
- воспитывать интерес к растениям;
- развивать связную речь, зрительное внимание, логическое мышление и обогащать чувственный опыт ребенка. О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
О. А. Соломенникова
«Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада»
Октябрь
1 неделя
«Садовые и лесные ягоды» «У медведя во бору грибы, ягоды беру.»
- познакомить детей с понятиями «лес»;
- формировать представление о лесных грибах и ягодах;
- формировать элементарные представления о съедобных ягодах и ядовитых растениях, съедобных и несъедобных грибах;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- развивать экологическое мышление и экологическую культуру;
- воспитывать интерес к растениям;
- развивать внимание, наблюдательность, воображение, память, мышление. О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
О. А. Соломенникова
«Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада»
Октябрь
2 неделя
«Грибы» «Лес – наше богатство! Прогулка по лесу». - продолжить закреплять знания детей о «лесе», лесных грибах и ягодах;
- формировать представление о растениях леса: деревьях, кустарниках, травах;
- формировать у детей знания о том, что дерево - живой организм;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к жизни леса;
- формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;
- развивать экологическое мышление и экологическую культуру;
- воспитывать интерес к растениям;
- развивать внимание, наблюдательность, воображение, память, мышление. О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
О. А. Соломенникова
«Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада»
Октябрь
3 неделя
«Осень» «Осень золото роняет…» - расширять и уточнять представления детей о природе;
- расширить знания детей о времени года – осень;
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- учить, самостоятельно, находить признаки осени, развивать знания о причинно-следственных связях природы;
- учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг;
- устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.);
- привлекать к участию в сборе семян растений;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- учить наблюдать, развивать любознательность;
- развивать экологическое мышление и экологическую культуру;
- развивать внимание, наблюдательность, воображение, память, мышление.
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
О. А. Соломенникова
«Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада»
Октябрь
4 неделя
«Деревья» «Волшебное дерево» Развивать мыслительную активность, внимание, умение делать выводы. Формировать навыки соблюдения правил безопасности.
Учить узнавать вещи, изготовленные из дерева, на основе опытов определять качества и свойства дерева. Обогащать активный словарь детей словами: качество, свойство.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа)
Ноябрь
1 неделя
«Мой дом, мой город, моя страна!» «Мой дом, мой город, моя страна!» - формировать у детей интерес к получению знаний о России, Тамбовской области и городе Мичуринске;
- учить рассказывать об истории и культуре своего народа;
- воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов;
- воспитывать патриотические чувства к родному городу, чувство гордости за свой город;
- продолжать закреплять название родного города;
- рассказывать о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях;
- обобщать материал по теме «Дом»;
- закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад, на которой проживает ребенок;
- объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес;
- развивать внимание, воображение, память, мышление. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа) с. 46
Ноябрь
2 неделя
«Домашние животные и
их детеныши» «На бабушкином дворе».
ицам.
- учить наблюдать, развивать любознательность;
- развивать экологическое мышление и экологическую культуру;
- развивать желание заботиться о домашних животных;
- уточнить представление о домашних животных: как они выглядят, как разговаривают, чем питаются, чем отличаются взрослые животные от своих детенышей);
- закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе;
- расширять представления о жизни домашних животных в зимнее и летнее время года;
- вызвать интерес к животным;
- развивать желание ухаживать и заботиться о домашних животных;
- развивать внимание, наблюдательность, воображение, память, мышление.
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
Ноябрь
3 неделя
«Домашние птицы» «На птичьем дворе». - развивать внимание, наблюдательность, воображение, память, мышление. - уточнить представление о домашних птицах: курице, утке, гусе и т. д. (как они выглядят, как разговаривают, чем питаются, какую пользу приносят людям, чем отличаются птицы от своих детенышей – птенцов);
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- развивать заботливое отношение к домашним птицам.
- учить наблюдать, развивать любознательность; О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
Ноябрь
4 неделя
дикие животные»
Ноябрь 5 неделя «Мебель» «Дикие животные».
«Мебель в моей комнате».
- продолжить закреплять знания о диких животных;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- формировать первоначальные представления об их образе жизни;
- вызвать интерес к животным
-- развивать внимание, наблюдательность, воображение, память, мышление. - закрепить знания о мебели;
- учить определять некоторые особенности предметов (части, форма);
- формировать понимание назначения предметов домашнего обихода; - познакомиться с историей мебели;
- развивать интерес к рукотворному миру;
- обогащать словарь по теме;
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа) с. 43
Декабрь
1 неделя
«Посуда»
расширить представление детей о посуде, материале, из которых она сделана;
- познакомить с классификацией предметов посуды;
- формировать умение описывать предметы посуды;
- воспитывать бережное отношение к посуде;
- развивать связную речь. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа)
Декабрь
2 неделя
«Продукты питания» «Продукты питания» Расширить и уточнить представления детей о питании.
2. Обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок.
3. Развитие творческого воображения и фантазии. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа)
Декабрь
3 неделя
«Я и моя семья!»
«Дружная семья». - внести понятие «семья»;
- дать детям первоначальное представления о родственных отношениях в семье (каждый ребенок одновременно сын (дочь, внук (внучка, мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки;
- обобщать и систематизировать представления детей о семье;
- активизировать познавательный интерес к семье;
- воспитывать чуткое отношение, любовь и уважение к самым близким людям – членам семьи;
- воспитывать желание заботиться о близких;
- развивать чувство гордости за свою семью;
- развивать внимание, воображение, память, мышление. -
- развивать непроизвольную память, мышление, внимание;
- воспитывать интерес к окружающему;
- развивать игровые умения детей;
- формировать интерес к совместным со сверстниками играм, само реализовываться в игре;
- учить взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом, уметь договариваться, следовать игровым правилам;
- воспитывать радость от совместных игр. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа)
Декабрь
4 неделя
«Новый год» «Новый год у ворот!» - формировать представления о новогоднем празднике;
- познакомиться с историей и традициями праздника;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- воспитывать атмосферу праздничного настроения;
- развивать фантазию, творческое воображение;
- воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам;
- воспитывать навыки сотрудничества, дружеские взаимоотношения между детьми;
- поощрять стремление поздравлять близких с праздником, преподносить подарки;
- формировать эмоционально положительное отношение к наступающему Новому году.
Январь
2 неделя
«Зима. Зимние забавы» «Зимние забавы и развлечения». - продолжать формирование представления детей о зимних развлечениях и играх;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать непроизвольную память, мышление, внимание;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам;
- воспитывать навыки сотрудничества, дружеские взаимоотношения между детьми.
- развивать творческую активность, фантазию и воображение.
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
Январь
3неделя
«Зимующие птицы»
Январь
4 неделя
«Любимые игрушки» «Птицы зиму переживут – весной песни запоют!». - познакомить детей с жизнью птиц в естественных природных условиях: питание, приспособление к среде обитания;
- формировать представление о диких птицах зимой;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- учить узнавать птиц по повадкам, внешнему виду и песням;
- формировать представление детей о перелетных и зимующих птицах, об их образе жизни, особенностях их строения и поведения;
- формировать интерес и бережное отношение к окружающей природе;
- воспитывать заботливое отношение к животным;
- развивать наблюдательность, память, творческое воображение, связную речь.
Учить способам обследования предмета (ощупать, погладить) с одновременным проговариванием свойств игрушки ( называть ее признаки: цвет, размер, особенности внешнего вида).
Развивать активное запоминание, наблюдательность, речь детей
Формировать умение составлять описательные рассказы при помощи наглядных картинок с изоброжением игрушек.
Активизация словаря: «музей», «выставка», «экспонаты»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
Февраль
1 неделя
«В мире материалов:стекло,пластмасса,резина» «В мире материалов:стекло,пластмасса»
- развивать наблюдательность, память, творческое воображение, связную речь.
-продолжать знакомить со свойствами материалов;
- обогащать словарный запас;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования;
- развивать умение находить предметы из того или иного материала в окружающей среде;
- развивать речевую активность;
- развивать внимание, память, мышление. О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
Февраль
2 неделя
«Одежда, обувь»
«Наряды куклы Тани».
- знакомить детей с названием и функциями предметов одежды и обуви, необходимых для жизни человека;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды и обуви;
- подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности;
- воспитывать навыки сотрудничества, дружеские взаимоотношения между детьми;
- развивать умение ориентироваться в прошлом одежды;
- развивать непроизвольную память, мышление, внимание; О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
Февраль
3 неделя
«Наша Армия» «День защитника Отечества» - формирование представлений о Дне защитника Отечества, как о празднике;
- дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину;
уточнить понятие «Защитники Отечества»;
- познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники);
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, патриотические чувства;
- развивать желание защищать Родину; О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа) с. 37
Февраль
4 неделя
«Игрушка. Народные промыслы» «Игрушка. Народные промыслы «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»» - познакомить детей с русскими народными промыслами: внешним обликом, особенностями росписи, историей;
- развитие познавательных способностей детей средствами фольклора и предметами прикладного народного промысла;
- приобщать детей к национальной культуре средствами фольклорных произведений и предметами прикладного народного промысла;
- воспитывать чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ;
- воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
- развивать эмоционально-положительное отношение к русскому - народному творчеству;
- развивать наглядно-образное и логическое мышление, коммуникативность, эмоциональную сферу общения;
- воспитывать чувство дружелюбия О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
Март
1 неделя
«Международный женский день женский день» «8 марта – Международный женский день.
Профессии мам».
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- расширение представлений о важности труда взрослых;
- закрепить представление о труде мамы дома и на работе;
- воспитывать чувство любви и уважения к маме и бабушке;
- развивать стремление помогать мамам и бабушкам;
- закреплять культуру общения со взрослыми.
О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа)
Март
2 неделя
«Профессии» «Профессии» Учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определенной профессии.
Развивать речь, мышление, внимание.
Активизировать словарь детей пословицами и поговорками
Воспитывать интерес к разным профессиям, к их значимости в жизни. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа)
Март
3 неделя
Инструменты» «Инструменты» Развивать зрительное восприятие и внимание
-Развивать память, мышление
- Развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа)
Март
4 неделя
Транспорт» «Изучаем ПДД и транспорт». - закреплять и пополнять знания детей о разнообразном транспорте;
- закреплять знания о правилах дорожного движения и правилах поведения на улице;
- закреплять знания о светофоре, его сигналах;
- систематизировать знания детей о дорожных знаках и их значении;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- развивать внимание, память, ловкость и скорость;
- развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, умение делать посильные выводы, формировать связную речь;
- воспитание осознанного отношения к своему здоровью, недопущения неправомерных действий на дороге. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа)
Апрель
1 неделя
«Перелетные птицы» «Перелетные птицы» Формировать грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже, употреблять в речи предлоги НА, С, опираясь на пиктограммы.
.Составлять описательный рассказ о весне, используя приемы мнемотехники.
. Развивать элементы логического мышления.
Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.
6 Воспитывать бережное отношение к природе. О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
Апрель
2 неделя
«Весна»
«Пришла весна…» - воспитывать сострадание к попавшему в беду;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину. - систематизировать, закрепить и расширить знания о характерных признаках весны;
- учить находить эти признаки в природе;
- закрепить знания о растительном и животном мире весной;
- совершенствовать умение классифицировать птиц;
- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе весной;
- развивать речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом, умение доказывать свою точку зрения;
- обогащать знания о первоцветах;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память;
- развивать логическое мышление детей, любознательность, наблюдательность;
- воспитывать у дошкольников желание участвовать в трудовой деятельности;
- развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать ее.
- воспитывать желание охранять и беречь лес, соблюдать правила поведения в лесу. - воспитывать у дошкольников желание участвовать в трудовой деятельности;
- развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать ее.
- воспитывать желание охранять и беречь лес, соблюдать правила поведения в лесу. О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
Апрель
3 неделя
«Космос. Солнце,луна,звезды,небо»
«Путешествие в космос». - формировать представление детей о том, что мы живём на планете Земля, что Солнце - самая большая и горячая звезда в космическом пространстве, что Луна - спутник Земли;
- расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос»;
- рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса;
- дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле;
- познакомить с первым лётчиком - космонавтом Ю. А. Гагариным;
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением Космоса;
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»
Апрель
4 неделя
«Комнатные растения» «Комнатные растения» Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение -это живые существа. Познакомить детей с новым комнатным растением -бегония,отмечая её характерные особенности.
Закреплять умение узнавать знакомые растения,называть их части (корень,стебель,лист,цветок,используя модели.
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний. Расширять словарный запас: бегония,сухая и мокрая земля,влага.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности:научить размышлять,делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относится к ним с любовью и нежностью. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа)
Апрель
5неделя
«Перелетные птицы» «Для чего нужна вода» прививать навыки экономического воспитания; формировать представление о природных явлениях, их взаимосвязи; закрепить знания о свойствах воды, развивать любознательность, стремление экспериментировать и продолжать учить; учить искать выход из проблемных ситуаций; закрепить бережное отношение к воде, безопасность дома с водой, развивать логическое мышление, фантазию, воображение.
Май
1 неделя
Насекомые «В гости к хозяйке луга». - обобщить, систематизировать и расширять представления детей о разнообразии насекомых;
- формировать знания о строении насекомых, называть характерные особенности внешнего вида;
- формировать бережное отношение к окружающей природе;
- учить отгадывать загадки о насекомых;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
- развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания);
- воспитывать интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.
Май
2 неделя
«В гостях у сказки» «Любимые сказки» -воспитывать интерес и любовь к русской народной сказке;
- развивать эмоциональный отклик на сказку;
-активизировать словарь по теме.
Май
3 неделя
«Лето,» «Здравствуй, Лето!»
«Наша клумба». - расширять представления детей о сезонных изменениях в природе;
- показать объекты экологической тропы весной;
- формировать бережное отношение к окружающей природы;
- продолжать формировать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
- воспитывать интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней;
- развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
- развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания).
- создание условия для развития и закрепления представлений детей о цветах, особенностях внешнего вида, способах размножения и форме семян, пользе для человека, лекарственных свойствах;
- воспитывать отзывчивость, желание делать что-то полезное своими руками;
- формировать навык ухода за растениями. О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в средней группе детского сада»