Ильина Галина Владимировна
Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Час добра» как форма реализации программы «Добрый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в данный период закладываются основы для развития эмоций, чувств, ценностей, духовно-нравственных норм у ребенка.
Публикация «Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Час добра“ как форма реализации программы „Добрый мир“» размещена в разделах
Одним из главных средств духовно-нравственного развития личности ребенка, на наш взгляд, является введение его в православную культурную традицию, поэтому был разработан дидактический комплект «Православные праздники детям». Данный комплект предназначен для ознакомления старших дошкольников с историей и традициями православных праздников.
а также интерактивное дидактическое пособие "Как возник наш мир"
Данное пособие помогает педагогам ознакомить дошкольников с историей божественного устроения Мира и расширяет кругозор детей в области духовно-нравственной культуры.
Пособие представляет собой макет горы Сенай, к которой Моисей привел свой народ после долгих лет скитаний.
Т. к. именно на Сенайской горе было записано Моисеем слово Божие в виде Пятикнижия, где первая книга – Бытие.
Т. к. ребенок воспринимает информацию лучше через наглядно-зрительные образы, мы, как можно подробнее, воспроизвели данный образ Библейского сюжета: на вершине Сенайской горы тучи и молнии, которые символизируют явление Бога народу; Неопалимую купину, в образе которой Бог предстал перед Моисеем. Мы изобразили и самого Моисея в виде куклы. Т. е. постарались более точно воспроизвести это значимое событие.
Данное пособие мы используем при проведении «Часа добра» на этапе изучения Дней творения.
Из видео-ролика мы узнали, как Бог сотворил небо. А затем, используя кюар-коды, ребятам было предложено задание. Мы считаем, что именно с помощью этого пособия детям легче понять православные истины.
а для гармоничной работы с данными пособиями и использования программы "Добрый мир" представляю вашему вниманию перспективное планирование.
Месяц Программное содержание Совместная деятельность
Сентябрь
I раздел: Устроение мира.
1. «Наш красивый добрый мир».
Цель: Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога.
2. «Свет. День. Ночь».
Цель: Познакомить детей с «Первым днём творения», пробудить интерес детей к окружающему миру.
3. «Небо».
Цель: Познакомить детей со «Вторым днём творения», учить видеть и слышать красивое, развивать эстетическое восприятие. 1. Беседа – игра «Мы отправляемся в путешествие». Использование дидактического пособия «Как возник наш мир» для ознакомления детей с устроением мира.
2. Целевая прогулка : ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года.
3. Игровая деятельность: с/р игры «Коршун», «Облако и коршун»; п/игры «День и ночь», «Море волнуется».
4. Работа с иллюстрационным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Наш мир», «Путешествие воды», «Дождик путешественник», стихотворений «Ночь», «Небо», «Безоблачный день», «Берёза», «Гроза».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.
Октябрь
1. «Земля. Вода. Растения».
Цель: Познакомить с «Третьим днём творения»; с разнообразием цвета, звучаний в природе, с разнообразием форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения.
2. «Солнце. Луна. Звёзды».
Цель: Дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Познакомить детей с «Четвёртым днём творения».
3. «Птицы. Рыбы. Насекомые».
Цель: Познакомить детей с «Пятым днём творения, закрепить знания детям о птицах, рыбах, насекомых.
4. «Животные». «Человек».
Цель: Познакомить детей с «Шестым днём творения». Закрепить знания о животных. Дать представление о человеке – как самом лучшем, красивом творении Бога. 1. Беседа игра «Кого мы встречаем на прогулках». Использование дидактического пособия «Как возник наш мир» для ознакомления детей с устроением мира.
2. Целевая прогулка : ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года.
3. Игровая деятельность: с/р игры «Бычок», «Баранчики», п/игры «Солнце разгорается», «Здравствуй солнце», «Птицы», «Галки», «Рыбаки и рыбки», «Вороны».
4. Работа с иллюстрационным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Спор животных», «Заяц и ёж», «Умная собака», «Лиса и крот», «Как на земле появились люди»; стихотворений «Луна», «Звёзды», «Садик», «Кукушка», «Осень», «День шестой», «Человек», «Воскресенье».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.
Ноябрь 1. «День отдыха».
Цель: Закрепить знания о днях творения. Дать представления о «Седьмом дне»
2. Праздник «Казанской иконы Божьей Матери».
(4 ноября).Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.
3. «Звуки доброго мира»
Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение.
3. «Русская изба».(Мини-музей).
Цель: Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями. 1. Музыкальная деятельность: послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон).
Использование дидактического комплекта «Православные праздники детям» для ознакомления детей с православным праздником
2. Экскурсия в мини-музей.
3. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.
Декабрь
II раздел: Устроение отношений в мире.
1. «Кто сотворил добрый мир».
Цель: Дать представления детям о мире, как о даре Бога человеку.
2. «Быть добрым – хорошо».
Цель: Познакомить детей с нормами христианской этики, пробудить в них желание к приобретению добрых привычек.
3. «Добрые качества моей души и добрые дела».
Цель: Учить детей анализировать свои поступки. Закрепить знания о добродетельных качествах души.
4. «Умеем ли мы дружить?».
Цель: Учить детей заботиться о других. Дать понятие о дружбе. 1. Беседа по пословицам: «За добрые дела всегда похвала», «С кем поведёшься, того и наберёшься». Использование дидактического пособия «Как возник наш мир» для ознакомления детей с устроением мира.
2. Целевая прогулка : ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии с временем года.
3. Игровая деятельность: д/игры «Как называется дом», «Порядок», «Что хорошо, что плохо», «Как вести себя в течении дня»; п/игра «Выручалки».
4. Чтение художественных произведений: «Путешествие с книгой. Творец и его творения»; «Два козлика», «Как Ваня хорошее делал»; стихотворений «В тишине», «Всюду чудеса живут», «Добрый совет».
5. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.
Январь
1. «Праздник Рождества Христова».
Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника.
2. «О непослушании в рассказах, о творениях».
Цель: На примере рассказов о животных закрепить представление у детей, что не послушание приводит к беде.
3.«О трудолюбивых и ленивых».
Цель: Учить детей относится бережно к тому, что создано трудом других людей.
4. «Наши добрые дела».
Цель: Учить детей оценивать поступки людей. 1. Беседа: «Рождество Христово»; по пословицам «Терпение труд всё перетрут», «Муравей невелик, а горы копает», «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай». Использование дидактического комплекта «Православные праздники детям» для ознакомления детей с православным праздником «Рождество Христово»
2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Христос рождается», «Как положено друзьям всё мы делим пополам».
3. Игровая деятельность: д/игра «Стрекоза и муравей».
4. Работа с иллюстративным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Непослушный Мишутка», «Три златопёрые рыбки»; стихотворений: «Посидим в тишине».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.
Февраль
1. «Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных».
Цель: Закрепить понятие доброта.
2. «Если нас обидели».
Цель: Учить детей прощать обиды другому человеку, уметь сдерживать себя и уступать.
3. «Защитники Руси».
Цель: Дать детям представление о православных войнах и героях.
4. «Как следует относиться к людям».
Цель: Учить детей уважительно относиться друг к другу. 1. Беседа: «Умеем ли мы прощать и мириться».
2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Доброта».
3. Игровая деятельность: д/игры «Как лучше общаться с друзьями», «Дружная семья», «Кто построил добрый дом?».
4. Работа с иллюстративным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Три малыша», «Святой князь Александр Невский», стихотворений: «Обидное слово», «Обида».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.
Март
1. «Скромность и гордость».
Цель: Сформировать представление о качествах души: скромности и гордости.
III раздел: Устроение отношений в нашей жизни.
2. «Моя мама».
Цель: Учить относиться к родителям заботливо и с благодарностью.
3. «Правда и ложь».
Цель: Раскрыть понятие добрых и злых поступков.
4. «Моя семья»
Цель: Помочь детям понять, что значат родители для нас, как важно уважительно относиться к старшим. 1. Беседа: «Можно ли скрыть нечестный поступок», «Какая твоя мама»; по пословицам «Шила в мешке не утаишь».
2. Музыкальная деятельность: «Колыбельная», «Мой дом».
3. Игровая деятельность: д/игры «Дочки – матери», «Ложь гора», «Что боится хитрая ложь», «Капустка».
4. Работа с иллюстративным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Лягушка и вол», «Мама»; стихотворений «Лгун».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.
Апрель
1. «Что мы называем Родиной».
Цель: Дать представление о Родине.
2. «Традиции праздника Пасхи».
Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника.
3. «Православный храм».
Цель: Познакомить детей с православным храмом.
4. «День Ангела».
Цель: Раскрыть детям знание их имён. 1. Беседа: «Чему радуются в праздник Пасхи». Использование дидактического комплекта «Православные праздники детям» для ознакомления детей с православным праздником «Светлая Пасха»
2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Русь называют Святой», «Колокольный звон», песенка про ангелов.
3. Игровая деятельность: д/игры пазлы.
4. Работа с иллюстративным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Родина»; стихотворений: «Православный храм», «Церковь Божия», «Именины».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.
Май
1. «Наши меньшие друзья птицы».
Цель: Сформировать доброе отношение к птицам.
2. «Забота человека о домашних животных».
Цель: Сформировать заботливое отношение к домашним питомцам.
3. «Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям».
Цель: Учить детей относиться бережно к окружающему миру.
4. «Открытое путешествие в добрый мир».
Цель: Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками. 1. Беседа: по картине «Зёрнышки доброты», «Друзья», по пословицам «Чего себе не хочешь, того другу не желай».
2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Соловей», «Пропала собака».
3. Игровая деятельность: п/игра «Курочки летят», д/игры «Угадай цветок», «Назови животное».
4. Работа с иллюстративным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Добрый мальчик», «Растите колокольчики», «Голодная птичка», «Находка», «Стыдно перед соловушкой».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.