Виктория Сергеевна Полякова
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком, страдающим дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
1. Обследование речи ребёнка.
1. Сбор общего анамнеза.
2. Исследование импрессивной речи.
3. Исследование слухового внимания.
4. Исследование зрительного восприятия.
5. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
6. Исследование артикуляторной моторики.
7. Общее звучание речи.
8. Исследование произношения звуков.
9. Исследование фонематического слуха.
10. Звуковой анализ.
11. Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова.
12. Исследование грамматического строя речи.
13. Исследование словаря.
14. Исследование связной речи.
Публикация «Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком, страдающим дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
2. Подготовительный период.
Цели: подготовка артикуляторного аппарата к формированию артикуляторных укладов, коррекция дыхания и голоса, развитие сенсорных функций.
1. Медицинское воздействие (медикаментозное лечение; оздоровительная работа; физиотерапия; дифференцированный массаж; лечебная физкультура; логопедическая ритмика; психотерапия).
2. Нормализация мышечного тонуса лица (массаж лица, дифференцированный артикуляторный массаж.
3. Развитие артикуляторной моторики:
а) упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений (упражнения по определению положения губ; упражнения по определению положения кончика языка; упражнения по различению узкого и широкого кончика языка);
б) упражнения по развитию статики артикуляторных движений;
в) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений;
г) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одновременно организованных движений.
4. Коррекция и развитие речевого дыхания (формирование правильного типа дыхания; дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм, добиться быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха; тренировка носового выдоха, развитие преимущественно ротового вдоха).
5. Развитие мелкой моторики.
Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение:
а) упражнения по развитию кинестетической основы движений рук;
б) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений;
в) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.
6. Развитие голоса.
Различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Упражнения на активизацию движений мягкого нёба, упражнения в чередовании расслабления и напряжения мышц нёбной занавески. Упражнения на движение челюсти. Выработка произвольного контроля над объёмом и темпом выполнения движений. Упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса.
7. Развитие сенсорных функций.
а) развитие дифференцированного слухового восприятия;
б) развитие всех фонематических процессов:
- упражнения по формированию восприятия устной речи на фонетическом уровне;
- упражнения по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне (уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слога; выделение звука на фоне слова; вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука; определение последовательности и количества звуков в слове; определение места звука в слове по отношению к другим звукам).
8. Развитие просодики:
а) упражнения по развитию восприятия ритма;
б) упражнения по развитию воспроизведения ритма;
9. Воспитание потребности в речевом общении. Развитие и уточнение пассивного словаря.
3. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.
Цели: коррекция артикуляторных нарушений, развитие ощущений артикуляторных движений и артикуляторного праксиса, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие речевого общения и звукового анализа.
1. Постановка звуков.
2. Автоматизация поставленных звуков в связной речи.
3. Развитие просодики. Развитие голоса:
а) упражнения по развитию восприятия ритма;
б) упражнения по развитию воспроизведения ритма;
в) задания по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи;
г) задания по формированию представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи:
- подготовительные упражнения (упражнения по развитию силы голоса; упражнения по развитию высоты голоса; упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции);
- упражнения по развитию интонационной выразительности повествовательного предложения (упражнения по освоению ритмики слова; упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершённость в повествовательном предложении; упражнения по отработке интонации вопросительного предложения; упражнения по отработке интонации восклицательного предложения; дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи).
4. Формирование коммуникативных умений и навыков.
1. Развитие самоконтроля ребёнка за своим произношением.
2. Тренировка новых произносительных навыков в учебных ситуациях.
3. Формирование произносительных умений в различных ситуациях общения.
5. Предупреждение вторичных нарушений речи.
1. Коррекция нарушений познавательной деятельности (развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений, временных представлений, стереогноза, развитие всех видов памяти и внимания, мыслительных операций, аналитико-синтетической деятельности).
2. Коррекция нарушений лексического развития (формирование ориентировки на семантическую структуру слова; организация лексико-семантических полей; развитие синтаксических связей слова; актуализация словаря).
3. Формирование грамматического строя речи (особенно словообразования и словоизменения).
4. Развитие связного высказывания.
6. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма.
1. Формирование сенсомоторных операций.
2. Формирование языковых операций (фонематический, морфологический, синтаксический уровень).
3. Формирование семантических операций (соотнесение со смыслом).