Наталья Баранова
Перспективный план дополнительной образовательной деятельности. Кружок по изодеятельности «Шарики-Смешарики» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Публикация «Перспективный план дополнительной образовательной деятельности, Кружок по изодеятельности „Шарики-Смешарики“ (средняя группа)» размещена в разделах
- ИЗО. Планирование
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
*Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т. д.)
*Обучать основам создания художественных образов.
*Формировать практические навыки работы в различных видах художе-ственной деятельности : рисовании, лепке, аппликации.
*Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
*Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка :
Одно занятие в неделю по 20 минут.
Ожидаемый результат работы кружка :
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штем-пельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Перспективный план кружковой работы.
Тема занятия Нетради-ционные техники Задачи Материал
Сентябрь
1 «Золо-тая осень». Рисование способом тычка. Уточнять и расширять представле-ния об осени; продолжать закреп-лять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. Лист, гуашь, две кисточки, ма-ленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
2 «Красивый бу-кет» Печатание растений Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, вооб-ражение. Воспитывать аккуратность. Засушенные ли-стья, краска, ки-сти, бумага.
3 «Разноцветные бабоч-ки». Моноти-пия, обве-дение ла-дони и ку-лака. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Силуэты симмет-ричных, ассимет-ричных предме-тов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой каран-даш, принадлеж-ности для рисо-вания.
4 «Осен-ние ли-сточки». Отпечаток листьев. Набрызг. Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.
Лист черного цвета, гуашь, по-ролоновые там-поны трафареты, принадлежности для рисования
Октябрь
1 «Под-солнух».
Апплика-ция из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. Цветная бумага, клей ПВА, греч-невая крупа.
2 «Жи-вотные, которых я сам себе приду-мал».
Кляксо-графия. Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, воско-вые мелки, при-надлежности для рисования.
3 «Цып-ленок»
Гуашь, ватные диски, па-лочки Учить детей наклеивать ватные дис-ки, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек
Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей
4 «Два петуш-ка». Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. Цветные каран-даши, листы бу-маги
Ноябрь
1
«Ежик»
Метод тычка Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспиты-вать отзывчивость Бумага, гуашь, жесткие кисти
2
«Чере-пашка». Апплика-ция из крупы. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость Картон, изобра-жение черепахи, крупа, клей ПВА.
3
«По небу ту-чи бе-жали, птиц в дальний путь от-правля-ли» Рисование смятой бумагой. Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художе-ственному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Газета, листы бу-маги, разноцвет-ные краски.
4
«Пер-вый снег». Оттиск пе-чатками из салфетки Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Листы бумаги, цветные краски, салфетки.
Декабрь
1 «Узо-ры на окнах». Раздува-ние капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Тонированная бумага, белая бу-мага, гуашь, пи-петка
2 «Снежная се-мья».
Рисование способом тычка.
Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изоб-ражения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Лист, гуашь, две кисточки, ма-ленький листочек для проверки
цвета и все при-надлежности для рисования.
3 «Дед Мороз». Апплика-ция из ва-ты. Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. Цветной картон синего цвета (по количеству де-тей, комочки ва-ты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.
4 Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчика-ми Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти
«Ёлочка пуши-стая, наряд-ная».
Январь
1 «Снеговичок»
Комкание бумаги (скатыва-ние) Закреплять навыки рисования гуа-шью, умение сочетать в работе ска-тывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Гуашь, листы бу-маги, салфетки для скатывания, клей ПВА.
2 «Снегири на ветке». Рисование способом тычка. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. Лист, гуашь, две кисточки, ма-ленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования
3 «Нари-суй, что хо-чешь».
Работа со знакомы-ми техни-ками Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. Ящик с 2 отделе-ниями:
1. материал (на чем)
2. инструмент (чем)
Февраль
1 «Мое люби-мое де-рево». Рисование мазком, моноти-пия, набрызг. Учить отражать особенности изоб-ражаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и при-надлежности для рисования.
2 «Зим-ний пей-заж». Кляксо-графия. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; про-должать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
3 «Мои рука-вички».
Оттиск пробкой, рисование пальчика-ми. Упражнять в технике печатания. За-крепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
Лист бумаги с изображением рукавички, проб-ки, цветная гу-ашь.
4 «Придумай и дори-суй». Разные Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые обра-зы. Листы бумаги с незаконченным рисунком
Март
1 «Букет для ма-мы». Рисование ладошка-ми. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать тех-нику. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.
2
«Обла-ка».
Рисование по сырому фону Помочь детям в создании вырази-тельного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, по-ролон.
3 «Вол-шебная страна – подвод-ное цар-ство». Рисование ладошка-ми
Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гу-ашь.
4 «По замыс-лу». Совмест-ное рисо-вание. Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда про-звучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать. Карандаши, ли-сты бумаги.
Апрель
1
«Звезд-ное небо».
Печать по-ролоном по трафа-рету; набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, ба-ночки с водой, паралон.
2
«Белые лебеди». Рисование способом тычка Расширять знания о птицах, попол-нять словарный запас детей, воспи-тывать гуманное отношение к миру животных и птиц; Лист, гуашь, две кисточки, ма-ленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
3
«Сол-нышко». Рисование ладошка-ми Закреплять технику печатанья ла-дошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовос-приятие Листы бумаги, гуашь, салфетки.
4
«Плю-шевый медве-жонок». Способ изображе-ния - ри-сования поролоно-вой губкой Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа Поролон (2шт., тонкая кисть, гу-ашь
Май
3 «По-пугаи».
Рисование ладошка-ми. Закреплять умение рисовать ладо-шками, повторение сочетание цве-тов. Лист белой бума-ги, гуашь, сал-фетки.
4 «Цве-точная поляна». Рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палоч-ки; закреплять знания цветов; фор-мировать интерес и положительное отношение к рисованию. Тонированные в зелёный цвет ли-сты бумаги для рисования; гото-вый рисунок – образец, репро-дукции с изобра-жением цветоч-ной поляны (по-левых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.
5 «Цве-тущая веточ-ка».
Смешен-ная техни-ка. Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфет-ки; ветка с цвета-ми черёмухи или жасмина.
8 «Са-лют». Акварель или гуашь, восковые мелки Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Все принадлеж-ности для рисо-вания.