Гусева Елена
Перспективный план на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь «Собираем урожай»
Непосредственно образовательная деятельность Наблюдения Совместная деятельность. Деятельность в уголке природы. Опыты и экспериментирования Работа с родителями
1. «В гостях у Сентябринки».
Цель: уточнить представление о названиях, форме, вкусе. Цвете, запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; формировать представления о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; выработать умение объединять плоды по сходному признаку.
2. Красная Шапочка знакомит с комнатными растениями.
Публикация «Перспективный план на учебный год» размещена в разделах
Цель: познакомить с новыми растениями (герань обыкновенная и бальзамин); учить сравнивать листья растений по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству; упражнять в исследовательской деятельности; продолжать учить последовательному рассказу об объекте; познакомить с уходом за растениями; воспитывать бережное заботливое отношение к ним. 1. Наблюдения за растениями, кустарниками, цветами (формирование представления о разнообразии растений; упражнять в различении по цвету коры, форме и цвету листьев; рассматривание семян растений.)
2. Рассматривание цветов на клумбе (наблюдение за цветением и увяданием)
3. Наблюдение за перекопкой грядок. Рассматривание червей, насекомых, которые можно встретить в земле.
5. Наблюдение за уборкой овощей на огороде.
6. Наблюдения за явлениями в природе (за облаками, за состоянием неба, за дождем, ветром, солнцем 1. Д/и «С какого дерева лист», «Найди пару» (фрукты, «Магазин овощей».
2. Рисование «Что ты осень, нам в подарок принесла?»; лепка «Овощи для магазина»; аппликация «Поспели яблоки в саду».
3. Сбор крупных семян растений цветника (показать, как собирать семена, научить отличать спелые).
4. Знакомство с уголком природы.
5. Рассматривание картин: серия «Уход за комнатными растениями»; Времена года (в саду; на огороде).
6. Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи»; Н. Егоров «Редиска. Тыква. Морковка. Горох. Лук. Огурцы».
7. Игра-тренинг «Ругаемся овощами». 1. Выкапывание цветущего растения из цветника и внесение его в помещение.
2. Что любят растения? – установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
3. Сравнение свойств сухого и мокрого песка.
4. Окрашивание воды – выявить свойства воды. 1. Организация выставки совместных работ «Чудо урожай»
(поделки из овощей и фруктов).
2. Анкетирование родителей.
Октябрь «Осень в гости к нам пришла»
Непосредственно образовательная деятельность НОД Наблюдения Совместная деятельность. Деятельность в уголке природы Опыты и экспериментирование Работа с родителями
1. «Путешествие в осень».
Цель: Помочь детям увидеть многоцветие осени, Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Воспитывать любовь к родной природе, желание заботливо относится к ней.
2. «Осень в лесу».
Цель: Формировать представление о сезонных изменениях в природе осенью; о том, как дикие животные готовятся к зиме, что перелетные птицы улетают на юг. 1. Наблюдение за листопадом, расцвечивание листьев.
2. Рассматривание одежды прохожих.
3. Наблюдение за птицами (различение птиц по внешнему виду, повадкам; подкормка птиц).
4. Наблюдение за осенним небом, облаками, дождем.
5. Экскурсия в осенний лес. (формировать представление о характерных признаках осени. Продолжать учить видеть красоту осенней природы. Воспитывать любовь к природе).
1. Дидактические игры: «Детки на ветке», «Найди дерево по листу», «Времена года».
2. Составление осенних букетов.
3. Рассматривание картин: И. Левитана «Осень» : альбом «Осень».
4. Рисование «Листопад»; лепка «В лес за грибами»; Аппликация из осенних листьев «Осенний ковер»; конструирование из природного материала «Стрекоза»
5. Чтение художественной литературы: А,С. Пушких «Осень»; И. Бунин «Листопад»; А. Майков «Край уж лист золотой»; Я. Аким «Осень».
6. Арт-терапия «Грустная осень».
7. Привлечение детей к работе по уходу за обитателями уголка природы.
8. Развлечение «В гостях у осени».
1. Помоги цветку - о необходимости воды для растений.
2. Зачем зайчику другая шубка? - выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
3. Кто улетит, кто останется? - понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
4. Загадочные пузырьки - обнаружить воздух в других предметах.
1Совместная прогулка в лес.
2. Конкурс поделок из природного материала «Осенняя фантазия».
Ноябрь «Дикие и домашние животные»
Непосредственно образовательная деятельность наблюдения Совместная деятельность. Деятельность в уголке природы. Опыты и экспериментирование Робота с родителями.
1. «Кто живет в лесу».
Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса; учить различать животных по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.
3. «На бабушкином дворе».
Цель: Конкретизировать представления о домашних животных; дать первоначальное представление об их образе жизни и приносимой ими пользе; вызвать интерес к животным; развивать речь, мышление. 1. Цикл наблюдений за кошкой, приходившей на участок детского сада (внешний вид; повадки)
2. Наблюдение за первыми заморозками
3. Наблюдение за состоянием деревьев и кустарников
4. Наблюдение за первым снегом
5. Наблюдение за собакой, приходящей на участок детского сада. 1. Цикл наблюдений за морской свинкой (Уточнить представления детей об особенностях внешнего облика, называть их признаки; уточнить представления детей о разнообразии корма; учит доброжелательно обращаться со зверьком: вызвать желание наблюдать за ним, общаться с ним и ухаживать за ним).
2. Посеять зеленый корм
3. Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Где, чей дом?». Творческие игры «Лесники», «Ферма».Игра-тренинг «Изобрази животное».
4. Уход за комнатными растениями – овладение элементарными способами ухода за ними: поливать, обтирать листья, рыхлить, опрыскивать.
5. Рассматривание картин: картины из серий «Дикие животные», «Домашние животные».
6. Лепка «Мое любимое животное»; рисование «Кошкин дом»; аппликация «Заюшка».
7. Чтение: К. Ушинский «Бодливая корова»; Н. Носов «Лисята»; Е. Чарушин «Что за зверь?»; В. Бианки «Первая охота».
8. Игра-тренинг «Зоопарк», «Медвежата» 1. Замерзает ли вода? – установление взаимосвязи: становится морозно – вода замерзает.
2. Тепло – холодно – определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.
3. Где вода? – определить, что песок и земля по-разному впитывает воду.
4. Как согреть руки? – выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла). 1. Совместная экскурсия в зоопарк.
2. Организация домашней библиотеке «Жизнь животных».
3. Консультация «Если у вас дома есть домашнее животные»
Декабрь «Пернатые друзья»
Непосредственно образовательная деятельность Наблюдения Совместная деятельность. Деятельность в уголке природы Опыты и экспериментирование Работа с родителями
1. «Наши пернатые друзья».
Цель: Дать представление детям о птицах как живых существах, живущих на земле, которые могут летать в воздухе и имеют типичное строение, познакомить с условиями их жизни, формировать гуманное отношение к ним.
2. «На птичьем дворе».
Цель: Уточнить представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей – птенцов); воспитывать заботливое отношение к домашним птицам. !.Наблюдение за зимующими птицами.
2. Наблюдение за зимними явлениями: снегопадом, инеем, метелью, оттепель, мороз.
3. Рассмотрение снежинок.
4. Наблюдение за расцвечиванием неба в морозный, пасмурный, ясный, солнечный, ветреней день. Небо утром, днем и вечером.
5. Рассматривание следов птиц на снегу (воробья и вороны0, сравнить, что общего, чем отличаются. 1. Цик наблюдений за попугаем (в каких условиях живет попугай, чем отличается от других птиц, что и как ест. Воспитывать бережное отношение к птице и учить ухаживать за ней)
2. Работа с календарем наблюдений за зимующими птицами.
3. Слушание грамзаписи птичьих голосов.
4. Рассматривание серии картин «Зимующие птицы», «как дети спасали птиц».
5. Изготовление коллективной композиции «Птичий базар».
6. Дидактические игры: «третий лишний», «перелетные и зимующие птицы», «Кто что любит7».
7. Чтение: Танасийчук «птичий город на деревьях2. Н. Сладков «Пестрые крылья», М. Горький «Воробьишко».
8. 8. Игра-тренинг «Спаси птенца», «Ворона»
1. Почему птицы умеют летать? – найти особенности внешнего вида некоторых птиц позволяющих приспособится к жизни в окружающей среде.
2. Из чего птицы строят гнезда? – Выявить некоторые особенности жизни птиц.
3. Поиск воздуха – обнаружить воздух в окружающей среде.
4. Морской бой – выявить, что воздух легче воды.
1. Предложить изготовить поделки птиц из бросового материала.
2. Фотовыставка «Мои любимцы».
3. Предложить изготовить кормушки для птиц.
Январь «Зимушка – зима»
Непосредственно образовательная деятельность наблюдения Совместная деятельность. Деятельность в уголке природы. Опыты и экспериментирование Работа с родителями
1. «Снеговичок».
Цель: Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природе.
2. «Лесное зимовье»
Цель: Уточнить знания детей о характерных признаках зимы; познакомить с жизнью лесных растений и животных зимой. Формировать гуманное отношение к обитателям леса. Развивать умение игровую образную ситуацию; развивать речь, воображение, эстетический вкус. 1. Цикл наблюдений за снегом ( формирование представлений о свойствах снега: белый, холодный, из него можно лепить, можно сгребать в кучу, утрамбовывать, в мороз снег скрепит, снег блестит на солнце, в пасмурный день не блестит, когда тепло – снег тает).
2. Наблюдение за елью (как узнать ель, что есть у ели, сравнение живой и искусственной ели)
3. Наблюдение за работой снегоуборочной техники.
4. Наблюдение за работой дворника.
5. Наблюдения за зимними явлениями (мороз, снегопад, метель, иней на деревьях).
6. Рассматривание узоров на стекле.
7. Экскурсия в зимний лес» (закрепить представления о характерных признаках зимы; воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту). 1. Цикл наблюдений за огородом на окне (посадка овощей, за их ростом, уход за ним).
2. Дидактические игры «Найди по следу», «Картинки на снегу», «Так бывает или нет», «круглый год».
3. Рассматриванме картин из серии «зима», «Зимние развлечения».
4. Работа с календарем природы на тему зима.
5. Рисование «Вот зима – кругом бело», лепка «Кто живет в зимнем лесу?», аппликация «Падает снежок» (обрывание).
6. Чтение: С. Козлов «Зимние сказки», Н. Некрасов «Мороз – воевода», Н. Суриков «Зима».
7. Арт-терапия «Снежная зима».
8. Развлечение «Зимние забавы»
9. Музыкотерапия «Танец пяти движений»
1. Нужен ли зимой растениям снег? – подтвердить необходимость некоторых сезонных изменений в природе
2. Взаимодействие воды и снега – познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды.
3. Изготовление цветных льдинок – познакомить с двумя агрегатными состояниями воды. Выявит свойства и качества воды.
4. Где быстрее? – выявить условия изменения агрегатных состояний жидкостей (лед – вода, вода – лед).
1. Совместная прогулка в зимний лес.
2. Конкурс на лучшую экологическую сказку «Жизнь в зимнем лесу».
3. Привлеч родителей к постройке крупных поделок из снега.
Февраль «Подводное царство»
Непосредственно образовательная деятельность наблюдения Совместная деятельность. Деятельность в уголке природы. Опыты и экспериментирование Работа с родителями
1. «Вода – друг человека»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды через организацию простейших опытов. Подвести детей к выводу о том, что вода имеет большое значение для жизни, она необходима всем живым организмам – растениям, животным и людям. Дать представления детям о том, что вода – богатство всех людей – используется человеком для хозяйства. Развивать навыки проведения простейших опытов. Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.
2. «Водное царство живого уголка».
Цель: Уточнить знания условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок; учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки; учить выделять общие для рыб признаки; развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение; воспитывать желание ухаживать за рыбами. 1. Наблюдение за сезонными явлениями: метелью, пургой, оттепелью, поземкой
2. Наблюдение за сосульками и капелью.
3. Образование наста.
4. Наблюдение за снегирями. Подкормка птиц.
1. Цикл наблюдений за рыбами в аквариуме (в каких условиях живут рыбки; представление об особенностях внешнего облика рыб представление о приспособленных особенностях передвижения в воде, учить сравнивать разные виды рыб)
2. Внесение модели строения рыб; «Кому нужна вода».
3. Внесение веток тополя и березы. Наблюдение за ними (сравнение состояния веток на улице и в помещении, наблюдение за появлением листьев в тепле).
4. Дидактические игры: «Рыбалка», «Угадай по описанию», «Речные рыбки и морские обитатели»
5. Рассматривание картин из серии «Аквариумные рыбы», «Речные рыбы», «Морские обитатели».
6. Чтение В. Данкевич «Цветные плавники». В. Бианки «Рыбий дом», Н. Н. Авдеева «кто живет в воде:реке,озере», С. Сахаров «На дне морском».
7. Лепка «Рыбка золотая», Аппликация «Аквариум», конструирование из бумаги «Рыбки»
8. Музыкотерапия «Течение воды» 1. Узнаем, какая вода – выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес.
2. Окрашивание воды – выявить свойства воды; вода может быть теплой и холодной; некоторые вещества в воде растворятся, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяют пахучие вещества; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
3. Необходимость влаги для роста растений.
4. Замерзание воды – выявить зависимость времени замерзания воды от ее объема. 1. Конкурс композиции из пластмассовых бутылок «Аквариум».
2. Предложить завести аквариумных рыбок и создать условия для их размножения.
Март «Мир растений»
Непосредственно образовательная деятельность наблюдения Совместная деятельность. Деятельность в уголке природы. Опыты и экспериментирование Работа с родителями
1. «Как узнать растение».
Цель: Формировать элементарные представления о строении растения, о том, что растение – живой организм, о необходимых условиях для хорошего роста растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.
2. «Путешествие в царство комнатных растений»
Цель: Закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растение, отмечать различия и сходства между ними, характерные признаки; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. 1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе: за таянием снега, за солнцем, за небом, за капелью, за проталинами, за ручейками, за туманом
2. Наблюдение за птицами
3. Наблюдениеза первыми весенними цветами.
4. Наблюдение за деревьями. Рассмотреть почки деревьев.
1. Цикл наблюдений за комнатными растениями (выделение частей, усиление роста весной, черенкование).
2. Внести модель строения растения, модель «Что нужно растению?».
3. Рассматривание условных обозначений на паспортах растений.
4. Рассматривание веток тополя и березы с распустившимися листьями.
5. Дидактические игры: «Ботаническое лото», «Отгадай, что за растение».
6. Рисование «Комнатные растения», аппликация «Волшебный сад», лепка барельеф «Красивый цветок».
7. Чтение: С. Вангер «Подснежники», И. Токмакова «Ива», В. Зотов «Лесная мозаика».
8. Развлечение «Во поле береза стояла».
9. Музыкотерапия «Переход через чащу».
10. Игра-тренинг «Из сенмени в дерево», «Цветок добра»
1. Как развивается растение – выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя.
2. Что любят растения – установить зависимость роста и состояния от ухода.
3. Где будут первые проталины – установить связь сезонных изменений, а наступлением тепла, появлением солнца.
4. Нужно ли тепло – подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растения. 1. Вырастить комнатное растение из черенка.
2. Принести из дома выращенное растение.
3. Родительское собрание.
Апрель «Весна – красна»
Непосредственно образовательная деятельность наблюдения Совместная деятельность. Деятельность в уголке природы. Опыты и экспериментирование Работа с родителями
1. «Пробуждение»
Цель: Учить детей устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца: появление проталин, пробуждение растений (сокодвижение, набухание и распускание почек, потепление воды – появление в ней насекомых, растений, лягушек (Выходят из спячки); вызвать у детей радостное настроение от восприятия весенней природы.
2. «Первоцветы»
Цель: Учить детей различать м правильно называть раннецветущие растения: мать-и-мачеха, подснежник, медуница, одуванчик; помочь им установить причину их раннего цветения (растения любят простор и свет, поэтому цветут раньше всех, пока деревья не покрылись листьями). Развивать наблюдательность. 1. Наблюдение за красотой весеннего неба, пейзажа.
2. Наблюдение за цветением мать-и-мачехи.
3. Расмотреть траву на солнечной стороне участка.
4. Наблюдение за распусканием листьев.
5. Наблюдение за весенним дождем.
6. Экскурсия в весенний лес (представление о характерных признаках весны; продолжать учить видеть красоту весенней природы; рассмотреть первоцветы: мать-и-мачеху, медуницу; воспитывать любовь к родной природе).
1. Цикл наблюдений за черепахами (уточнить представление детей об особенностях внешнего, называть их признаки, воспитывать чувства симпатии к черепахам, желание наблюдать за ними, общаться с ними; познакомить со способами ухода за черепахами).
2. Посадка семян цветов.
3. Уход за растениями в уголке природы.
4. Черенкование комнатных растений.
5. Дидактические игры: «Круглый год», «Стань другом природы».
6. Рассматривание картин из серии «Весна», «Уход за комнатными растениями», «Цветы», А. К. Саврасов «Грачи прилители», В. В. Токарев «Весенняя сказка».
7. Рисование «Волшебница весна»; аппликация «Скворечник»; конструирование из бумаги «Подснежник (оригами).
8. Игра-тренинг «Прогулка по ручью» «На какое дерево я похож»
9. Развлечение «В гости к нам пришла весна». 1. Почему тает снег? – установить зависимость изменений в природе от сезона.
2. Где быстрее наступит весна? – установить зависимость изменений в природе от сезона.
3. Где снег не тает? – выявить зависимость изменений в природе то сезона.
4. Когда это бывает? – понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному. 1. Предложить изготовить птичьи домики.
2. Совместная прогулка в лес.
Май «Насекомые»
Непосредственно образовательная деятельность наблюдения Совместная деятельность. Деятельность в уголке природы. Опыты и экспериментирование Работа с родителями
1. «Чудеса в пестром царстве»
Цель: Показать детям богатство природного мира; помочь им увидеть признаки приспособления насекомых к выживанию; воспитывать доброе отношение к природе; учить видеть и воспринимать ее красоту; беречь прекрасные творения природы.
2. «Мы друзья природы»
Цель: Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе; подвести к пониманию роли человека в окружающей его природной среде; формировать потребность в соблюдении правил поведения в природе; воспитывать сопереживание, сочувствие у детей; систематизировать знания детей о растениях и животных. 1. Наблюдение за насекомыми (бабочками, жуками, муравьями).
2. Наблюдение за лягушкой.
3. Наблюдение за распускающимися цветами на клумбах.
4. Целевая прогулка к плодово–ягодным деревьям (закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; воспитывать радостное, бережное отношение у детей к пробуждающейся природе).
5. Наблюдение за березой. (появление сережек, распускание листьев).
6. Наблюдение за первой грозой.
7. Наблюдение за радугой.
1. Посадка семян тыквы, кабачков для прорастания.
2. Вскапывание грядок; посадка лука, моркови, свеклы; уход за ними.
3. Работа с календарем природы – насекомые.
4. Внести модель «Строение насекомых».
5. Дидактические игры: «Живая – неживая»,»Кто где живет». Творческая игра «Хорошо – плохо»
6. Рассматривание картин из серии «Насекомые», И. Левитан «Одуванчики».
7. Чтение: М. Пришвин «Золотой луг», Г. Серебритский «Счастливый жучок», В. Степанов «Летающий цветок», В. Зотов «Лесная мозаика».
8. Рисование «Мы друзья природы»; конструирование из бумаги «Пестрое царство», лепка «Улитка, улитка, выпусти рога
9. Игра-тренинг «На лугу»
1. Почему песок хорошо сыплется? – выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
2. Ветер – выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.
3. Теневой театр – познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
4. Раскрасим радугу – познакомить с цветами радуги, учить детей смешиванию красок для получения новых оттенков цветов.
1. Участие родителей в создании стенда «мы – друзья природы»
2. Конкурс поделок с использованием цветного песка.