Елена Атрощенко
Перспективное планирование работы логопеда по формированию относительных и притяжательных прилагательных
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОТНОСИТЕЛЬНЫХ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ПОДГОТ. ЛОГОП. ГР.
СЕНТЯБРЬ:-«ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ»
-образование относит. прилагательных с суффиксами –ОВ-,-ЕВ-.
ИГРЫ:- «Назови листья»
-«Чья ветка?Чей лист?Чей плод?»
- «Какой лес?»
ОКТЯБРЬ:- «ОВОЩИ»
-образование относит. прилагательных с суффиксом -Н-.
ИГРЫ:- «Весёлый повар»
-«Приготовим сок для Сани»
-«ФРУКТЫ»
Публикация «Перспективное планирование работы логопеда по формированию относительных и притяжательных прилагательных» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
-образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-.
ИГРЫ:- «Весёлый повар»
-«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
-образование и закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН-.
ИГРЫ:- «Чей?Чья?Чьё?»,
-«Что перепутал художник?»
НОЯБРЬ:
- «ЯГОДЫ. ГРИБЫ»
-образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-.
ИГРЫ:- «Какой сок?»
-«Помоги Незнайке».
- «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
-образование и закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН---Й-.
ИГРЫ:- «Кто за забором?»
-«Ералаш»
-«Чудо-Юдо».
-«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
-образование и закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН---Й-.
ИГРЫ:- «Чьё жилище?»
-«Ералаш»
-«Чудо-Юдо»
-«В лесной глуши».
- «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
-образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-,-ЯН-,-СК-.
ИГРЫ:- «Какой?Какая?Какое?»,
-«Что лишнее?».
ДЕКАБРЬ:
- «ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
-образование относит. прилагательных с суффиксом -Н-;
-образование и закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН---Й-.
ИГРЫ:- «Кто больше?»
-«Чей?Чья?Чьё?».
-«МЕБЕЛЬ»
-образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-.
ИГРЫ:- «Какой?Какая?Какое?Какие?»,
-«Магазин».
-«ПОСУДА»
-образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-.
ИГРЫ:- «Какой?Какая?Какое?Какие?»,
-«Что лишнее?».
-«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
-образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-,-ЯН-.
ИГРЫ:- «Какой?Какая?Какое?Какие?»,
-«Что лишнее?».
-«НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»
-образование относит. прилагательных с суффиксом -Н---ЯН-.
ИГРЫ:- «Какой?Какая?Какое?Какие?»,
-«Украшаем ёлку».
ЯНВАРЬ:
- «ТРАНСПОРТ»
-образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-СК-.
ИГРЫ:- «Какой?».
ФЕВРАЛЬ:
- «ОРУДИЯ ТРУДА. ИНСТРУМЕНТЫ. МАТЕРИАЛЫ»
-образование относит. прилагательных с суффиксом -Н---ЯН-.
- обучение пересказу с использованием относит. прилаг.
ИГРЫ:- «Какой?Какая?Какое?»,
-«Что из чего сделано?».
-«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»
-образование и закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН---Й-.
ИГРЫ:- «Кто спрятался в джунглях?»,
-«Чудо-Юдо».
МАРТ:
-«РАННЯЯ ВЕСНА. МАМИН ПРАЗДНИК».
-закрепление притяжательных и относительных прилагательных.
ИГРЫ:- «Какая?»,
-«Мамин день».
-«ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ»
-закрепление употребления притяжательных прилагательных.
ИГРЫ:-«Ералаш»
-«Чудо-Юдо».
АПРЕЛЬ:
-«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
-образование и закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН- в связной речи.
ИГРЫ:- «Чей?Чья?Чьё?»,
-«Что перепутал Незнайка?»,
-«Что не нарисовал художник?»
-«МОСКВА- СТОЛИЦА РОССИИ»
-образование и закрепление притяжательных прилагательных в предложении.
ИГРА:- «Кто больше?»
-«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
-образование и закрепление притяжательных прилагательных в предложении.
ИГРА:- «Какой?Какая?Какие?»
МАЙ :
-«ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ»
-образование и закрепление относительных прилагательных в связной речи.
ИГРА:- «Кто больше?»,
-«С какой ветки листья?»
-«ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»
-образование и закрепление относительных прилагательных в связной речи.
ИГРА:- «Какой?Какая?Какое?Какие?»,
Дидактические игры для формирования навыков словообразования относительных и притяжательных прилагательных.
«Чьи хвосты?»
Логопед рассказывает сказку «Хвосты».
- Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?»
Образец ответа: «Хвост у зайца – заячий».
Вот на дереве висит серенький, пушистый хвост белки.
Чей это хвост? (Беличий)
Под дуплом лежит коричневый хвост медведя.
Чей это хвост? (Медвежий)
В чаще леса нашелся хвост волка.
Чей это хвост? (Волчий)
Во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы.
Чей это хвост? (Лисий)
А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки.
Чей это хвостик? (Мышиный)
«Ералаш»
Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки. Дети находят у себя изображение других частей тела (голова, хвост).
Инструкция: Назови правильно, чья это голова, хвост или ноги.
Образец ответа: «У меня на картинке заячья голова»
«У меня на картинке лисий хвост»
Затем из частей дети составляют целое изображение животного.
«Чей? Чья? Чье?»
Инструкция: Посмотри на птицу и скажи, чьи это части тела.
У птицы голова чья? (птичья)
У птицы перо чье? (птичье)
У птицы крыло чье? (птичье)
У птицы лапы чьи? (птичьи)
«Чье гнездо, чьи перья?»
Инструкция № 1: У грача гнездо грачиное,
- назови, чье гнездо у журавля?
- скворца?
Инструкция № 2: У глухаря перо глухариное,
- а чье гнездо у сокола?
- ястреба?
«Что из чего сделано?»
У детей карточки лото с изображением различных предметов. Взрослый называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.
Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все карточки.
Материал:
Стакан из стекла стеклянный Сковорода из чугуна – чугунная
Ложка из дерева – деревянная Нож из металла – металлический
Ведро из железа – железное Ваза из хрусталя – хрустальная
Платье из шёлка – шёлковое и т. д.
«Четвёртый лишний». [/b]
Детям предлагаются картинки: стакан, сковорода, чайник, кастрюля. Необходимо назвать «лишний» предмет и объяснить, почему. Лишний стакан, потому,что стакан стеклянный, а кастрюля, чайник, сковорода - металлические.
«С какой ветки детки?» -
Детям предлагается большая карточка с изображением деревьев, в центре - плоды и листья, соединённые с деревом лабиринтом. Задание: определи, с какой ветки упал лист (плод) и как называется этот лист (плод). Этот лист упал с берёзы. Это берёзовый лист. Этот жёлудь и лист упал с дуба. Это дубовый лист.
Обобщая вышеизложенное, отметим основные аспекты в работе по формированию навыка словообразования притяжательных и относительных прилагательных у дошкольников с ОНР:
1. Логопедическая работа по коррекции навыков словообразования прилагательных у детей с речевой патологией реализуется с учетом общедидактических и специфических принципов работы.
2. В зависимости от структуры дефекта определены направления работы по формированию навыков словообразования притяжательных и относительных прилагательных:
- развитие навыков словообразования с использованием продуктивных суффиксов;
- развитие словообразовательных навыков с использованием непродуктивных суффиксов.
3. Логопедическая работа по реализации вышеизложенных направлений осуществляется в тесной взаимосвязи с процессом обогащения словаря и развитием грамматического строя речи (данная специфика обусловлена структурой дефекта детей с ОНР)