Мария Романова
Перспективное планирование по экологическому развитию в подготовительной к школе группе 3 квартал (Первая часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Первая часть.
Основные задачи на III квартал :
1. Систематизация и обобщение представлений о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе.
2. Продолжать развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения.
3. Помочь детям освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы.
4. Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой; укрепление познавательного интереса; любви к природе.
Знания (объём и содержание).
Времена года.
Публикация «Перспективное планирование по экологическому развитию в подготовительной к школе группе 3 квартал (Первая часть)» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дать обобщённое представление о признаках сезона (весна) :
а) состояние неживой природы;
б) об основных явлениях погоды;
в) системе приспособительных особенностей растений и животных весной.
Неживая природа.
Систематизация представлений о:
1) воздухе, воде;
2) солнце;
3) песке, земле, глине.
Живая природа.
Растения различных природных зон
1) морей и океанов;
2) тропиков и субтропиков.
Растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения:
1) видоизменённые стебли;
2) многообразие цвета (листьев, стеблей, цветков);
3) уход за растениями.
Животные.
I. Насекомые.
II. Животные различных природных зон:
1) морей и океанов;
2) тропиков и субтропиков.
III.Система потребностей.
IV.Проявление чувств.
Человек.
1. Человек как живое существо.
2. Система биологических потребностей человека.
3. Здоровье.
4. Человек и охрана окружающей среды.
Труд в природе.
Познавательные умения.
Уметь систематизировать и обобщать представления о типичных весенних явлениях живой и неживой природы. Правильно называть погодные явления, уметь объяснить, по-чему идёт дождь, гремит гром… Знать о системе приспособленческих особенностей растений и животных к увеличению светового дня, приходу весны.
Знать и уметь применять на практике некоторые свойства воды, воздуха, песка, земли, глины. Иметь представление о солнце как звезде и о планетах Солнечной системы.
Иметь представление о растительном мире морей и океанов, тропиков и субтропиков.
Уметь различать растения с видоизменёнными стеблями, называть цвет листьев, цветов, стеблей.
Уметь ухаживать за растениями.
Развивать умения обобщать насекомых по существенным признакам, знать роль насекомых в природе.
Иметь представление о животных морей и океанов, тропиков и субтропиков, их системе потребностей, проявлении чувств.
Иметь представление об основных признаках живого человека, общих с другими живыми существами:питается, дышит воздухом, двигается, чувствует, растет и развивается, рождает детей. Иметь представления о признаках, отличающих человека от растений и животных, представления о здоровье, о приспособленности человека для жизни в наземных условиях и его влиянии на окружающую среду.
Речевые умения.
Связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы весной, объяснить их. Описывать первые весенние цветы, бабочки, насекомых… Составлять творческие рассказы о пробуждение природы весной.
Использовать в речи слова, описывающие состояние того или иного предмета или свойства объектов неживой природы.
Объяснять о приспособленности растений к различным природным зонам. Называть растения морей, океанов, тропиков, субтропиков. Рассказывать об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.
Называть насекомых, животных, описывать их внешний вид. Составлять творческие рассказы и сказки на природоведческие (экологические) те-мы, использовать речь – доказательство.
Составлять рассказы о жизнедеятельности человека, называть части тела, органы дыхания, пищеварения, слуха, обоняния, зрения. Рассказывать, как беречь свое здоровье, заботиться об окружающей среде
Трудовые умения:
1. Убирать участок от мусора после таяния снега.
2. Подкармливать птиц ранней вес-ной.
3. Помощь в перекопке, разметке грядок на огороде, цветочных газонов.
4. Уметь сажать семена овощей, рассаду на огороде и на клумбе.
5. Выполнять разнообразные виды ухода за растения-ми.
6. Продолжать выполнять уход за обитателями уголка природы, создания условий близких к естественным.
НОД
1. Беседа: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».
Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя
2. Свойства воды.
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе множество неизвестного. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.
3. Беседа: «Кто живёт в воде».
Цель: познакомить детей с представителями животных морей и океанов, показать их особенности, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.
4. Беседа: «Что растёт в воде».
Цель: познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.
5. Животные жарких стран.
Цель: познакомить детей с животными тропиков и субтропиков; за-крепить знания о том, в какой части суши живут разнообразные животные; развивать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за охрану животного мира на всей Земле.
6. Знакомство со свойствами воздуха.
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ро-лью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Провести опыты «Как увидеть воздух. Как услышать воздух» - опытническим путём закрепить знания детей о воздухе.
7. Красная книга – сигнал опасности.
Цель: дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Через экологическую игру : «Растения и животные Красной книги». Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.
8. Беседа: «Мой край родной – заповедные места Ивановской области».
Цель: познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Ивановской области, пробуждать желание побывать в этих местах. В игре: «Посели животное» - закреплять знание мест обитания животных (луг, лес, водоросли, почва, берег водоёма).
9.«Носы нужны не только для красы».
Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. В игре: «Твёрдые, жидкие, газообразные человечки» - по-мочь детям понять отличие газообразных, жидких, твёрдых веществ. Через опыт показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.
10. Солнце – большая звезда.
Цель: дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. В игре: «Догони свою тень» - познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Через опыт «Волшебный лучик» показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный.
11. Беседа о дождевых червях.
Цель: продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность (на примере дождевого червя) к почвенной среде.
12. Беседа о весне (обобщающая).
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы
Совместная с детьми экологическая деятельность.
Труд в природе.
Труд в природе.
Сбор талой воды для поливки комнатных растений.
Подкормка птиц.
Изготовление скворечников (совместно с родителями).
Очистка участка от веток, остатков листьев.
Вторичная перекопка земли.
Помощь в разбивки огорода на грядки.
Посадка семян овощей и декоративных растений.
Высадка рассады.
Полив, прополка, рыхление, прореживание.
Труд в уголке природы.
Определение необходимости пересадки комнатных растений.
Пересадка комнатных растений.
Весенняя посадка растений в уголке природы.
Участие в размножение комнатных растений разными способами: отделением отпрысков детского растения, делением корневищ, отделением деток, семенами.
Подкормка комнатных растений.
Выращивание рассады капусты, кабачков.
Наблюдения:
1. Ежедневный осмотр участка.
2. Изменение снега: (рыхлый, тёмный); скорость его таяния в зависимости от температуры воздуха и освещённости. Фиксация наблюдений в таблице.
3. Сосульки, проталины, ручьи.
4. Появление перелётных птиц.
5. Половодье.
6. Солнце, небо, луна, звёзды, ветер.
7. Сокодвижение растений.
8. Появление первых цветов.
9. Появление бабочек, насекомых.
10. Первая гроза. Гром.
11. Труд взрослых в огородах, поле.
12. Цикл наблюдений за ветками.
13. Работа с календарём природы.
Игры:
Март.
«Узнай, что это?» - определение по части изображения зверя, птицы.
«Экологические цепочки», «Путаница» - нахождение на карточках наложенных контуров животных, птиц.
«Найди зверя, птицу» - замаскируй так, чтобы не заметили.
Апрель.
«Волшебники» - как вернуться в зиму (ТРИЗ).
«Узнай дерево» - по цвету коры, почкам, по стволу.
«Что было бы, если бы не было рыб в водоёме».
Май.
«Искусные лесные строители».
«Кто больше?» - признаки растения, животного, насекомого.
«Узнай по голосу» - шумы и крики птиц, зверей, разговоры людей.
«Что было бы если бы не было насекомых» (ТРИЗ).
«День здоровья».