Юлия Ноздрюхина
Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе «Экологическое воспитание дошкольников»
Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе на тему : «Экологическое воспитание дошкольников».
Воспитатель : Ноздрюхина Ю. В.
I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое
отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Публикация «Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Приступая к работе по ознакомлению с природой родного края, провела мониторинг, где применила программу Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского
сада. Для работы с детьми 6-7 лет», Серия «Экологическое воспитание в детском саду», Мозаика-
синтез; М. :; 2010.
Цель:
• формирование у детей элементов экологического сознания к природе,
• формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
• развитие экологически воспитанной личности, формирование гуманного отношения к природе.
Задачи:
• пополнить педагогическую копилку новой информацией;
• изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений.
Предполагаемый результат:
• Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
• Воспитание защитников природы.
• Творческая активность воспитанников.
II. Содержательный раздел.
Содержание программы (перспективное планирование).
Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4/5 неделя
Сентябрь Занятие 1.
«Планета Земля в опасности!» Беседа о планетах, о планете – Земля, о ближайшей звезде к планете Земля -_солнце; о спутнике Земли – Луне; о космическом телескопе, о космонавтах.
Начало составления календаря наблюдений за природой.
Цель. Познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной (звезды, солнце, планеты, спутники.
Ист. С. Н. Николаева
«Юный эколог»
Занятие 2.
Чтение художественной литературы о космосе. Рисование на тему «Космос».
Цель. Вызвать интерес к сведениям о мироздании.
Закреплять свои знания о Вселенной в других видах деятельности.
Ист. С. Н. Николаева
«Юный эколог»
Занятие 3.
Беседа по теме «Эта волшебница вода», «Для чего нужна вода?» «Как она помогает нам?», «Куда бежит река», и др.
Цель. Показать, где и в каком воде существует вода в окружающем мире.
Закреплять свойства воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, делать выводы.
Ист. С. Н. Николаева
«Юный эколог»
Занятие 4.
Чтение художественной литературы: «Э. Мошковская «Речка», «С. Жупанин «Прыг да прыг…», О. Григорьев «Какой дождь?», А Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Махорина «Первый мороз», загадывание загадок о природных явлениях.
Наблюдения: «Облака», «Дождь».
Цель. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
Развивать познавательный интерес к воде.
Ист. С. Н. Николаева
«Юный эколог»
Октябрь Занятие 5.
Лабораторные опыты «Какой бывает вода». Викторина «Что я знаю о воде». Оформление памяток, информационных листов для родителей «Берегите воду»
Ведение календаря наблюдений за природой.
Цель. Закреплять свойства воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, делать выводы.
Ист. С. Н. Николаева
«Юный эколог»
Занятие 6.
Беседа с детьми об осени. Загадки об осени, чтение стихотворение А. С. Пушкина
«Осень», прослушивание аудиозаписи произ-
ведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»).
Цель. Сформировать у детей обобщенное представление об
осени как о времени года. Учить по значкам и рисункам календаря
описывать события природы. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать её, правильно обращаться с ней.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 7.
«Как увидеть воздух», «Как услышать воздух». Чтение произведения С. Михалков «Три ветра». Подвижная игра «Раздувайся, пузырь».
Цель. Познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами и ролью в жизни живых существ, с некоторыми правилами экологической безопасности.
Ист. С. Н. Николаева
«Юный эколог»
Занятие 8.
Экскурсии, наблюдения и опыты с воздухом. Анкетирование родителей «Курение и воздух».
Цель. Познакомить детей с природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
Ист. С. Н. Николаева
«Юный эколог»
Ноябрь Занятие 9.
Кто живет в аквариуме?
Как дышат рыбы? Наблюдение за рыбками. Рассматривание иллюстраций по теме.
Ведение календаря наблюдений за природой.
Цель. Определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растения, уточнить их
названия; отметить общую красоту, привлекательность аквариума. Дать детям представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух, рассказать о дыхательном аппарате рыб (жабры).
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 10.
«Комнатные растения». Беседа «Влаголюбивые и засухустойчивые комнатные растения». Рассматривание комнатных растений жувущих на подоконнике детского сада.
Цель. Познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений, с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада огорода. Познакомить с характерными особенностями, строением, определенными условиями жизни.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 11.
«Лес», «Деревья на нашем участке», «Лес в жизни человека». Рассматривание березы, ели, ясеня, сосны и беседа о деревьях.
Цель. Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 12.
Чтение художественной литературы: загадки, С. А. Есенин «Березка»,Е. Трутнева «Елка» и др.
Подвижная игра: «Раз, два, три – к дереву беги».
Дидактическая игра «Собери дерево», «Угадай, с какого дерева лист и плод»
Цель. Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 13.
«Сравнение песка, глины и камней». Рассматривание наглядного материала. Проведение опытов с предаставленным материалом.
Цель. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины,
камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответ-
ствии с их свойствами использовать в поделках.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Декабрь Занятие 14.
«Домашние животные», «Дикие животные». Рассматривание иллюстраций и беседа «Животные жарких стран», «Животные Севера». Наблюдение за домашними животными.
Цель. Закреплять знания детей о видах животных, о внешнем виде, пище, жилище.
Умение узнавать и называть животных и их детенышей.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 15.
Чтение художественной литературы: загадывание загадок, В. Танасийчук «Экология в картинках». Дидактическая игра: «Кто как голос подает? «Кто где живет?», «Узнай зверя по описанию», «Кто у кого?»
Цель. Умение узнавать и называть животных и их детенышей.
Формировать представления детей о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.
Воспитывать бережное отношение к животным.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 16.
«Изготовление плакатов на тему
„Сохраним елку – красавицу наших лесов"».
Цель. Познакомить детей с плакатом как особым видом цветного
рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил
поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок,
изображать его. Воспитывать желание защищать природу.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 17.
Экскурсия в зимний лес. Решение следующих вопросов: «Сколько лет елке?» «Как себя чувствует сломанная елка?»
Цель. Дать представление о лесе как сообществе множества рас-
тений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешан-
ного леса. Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отно-
шение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Январь Каникулы Занятие 18.
Беседа на тему «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу». Рассматривание художественных картин «Лоси в зимнем лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются
от куницы». Рисование на тему «Обитатели зимнего леса».
Ведение календаря наблюдений за природой.
Цель. Формировать у детей представление о жизни животных
в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить
детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать
выводы.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 19.
Наблюдения за зимней погодой на участке детского сада. Рассматривание снежинок, следов на снегу. Проведение опыта с таянием снега.
Цель. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать её, правильно обращаться с ней. Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты зимнего пейзажа.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 20.
Проведение викторины по пройденному материалу (зимний лес, дикие и домашние животные).
Задание для взаимного труда родителей и детей: изготовление кормушки для птиц.
Цель. Закреплять знания детей о видах животных, о внешнем виде, пище, жилище.
Пробудить интерес детей к заботе и животных.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Февраль Занятие 21.
«Мир птиц». Просмотр слайдов из серии «Птицы нашего края», прослушивание аудиозаписи «Пение птиц». Наблюдение птиц на прогулке.
Цель. Познакомить с конкретными видами птиц нашего края, с характерными особенностями внешнего облика, поведения, выделять существенные различия.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 22.
Беседа «Что мы знаем о птицах», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Как мы заботились о птицах зимой».
Чтение художественной литературы: Б. Коваль «Грач», В. Флинт «Скворец», О Высотская «Мастерица зима», Н. Сладков «Воробей», А. Барто «Вороны» и др. ; загадывание загадок, использование считалок, песенок.
Цель. Уточнить название перелетных и зимующих птиц.
Закрепить представления о пользе птиц.
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 23.
«Цепочки в лесу». Понятие о хищных и травоядных животных. Рассматривание картинок с пищевыми цепочками в лесу. Дидактическая игра: «Кого не стало», «Назови птиц»
Цель. Формировать у детей представление о взаимосвязи оби-
тателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес
– это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 24.
«Пройдет зима холодная…» рассматривание картин -репродук-
ций : «Первый снег» A.A. Пластова, «Русская зима», «Конец зимы», «Мартовское
солнце» К. Ф. Юона, «Март» И. И. Левитана.
Анализ трех зимних страниц в календаре наблюдений за природой.
Цель. Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и
животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Март Занятие 25.
«Морские коровы и Красная книга».Рассматривание картинок с изображением
крупных морских животных: кита, дельфина, моржа, тюленя.
Цель. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная
природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых
больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми рас-
тениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 26.
Беседа: «Я и мой организм», «Я и моя семья». Чтение художественной литературы; использование загадок, пословиц, поговорок, песен; рассматривание иллюстраций и картин известных художников.
Цель. Дать представление о том, что человека –живое существо, ему необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 27.
«Как правильно вести себя в природе», Лес нужно беречь от пожара».
Составить памятки правильного поведения в лесу.
Цель. Проявлять интерес к природоохранной деятельности человека.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 28.
Просмотр видеофильма «Красная книга».
Беседа-анализ просмотренного фильма.
Рисование на тему «Животные из Красной книги».
Цель. Познакомить детей с тем, как человек использует природное богатство для хозяйства: как охраняет природу (создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Апрель Занятие 29.
«Мой родной край: заповедные
места и памятники природы». Рассматривание картинок в книгах, фотоальбомах, на слайдах, в журналах
и газетах о ближайшем заповеднике (Воронинский заповедник).
Цель. Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памят-
никами природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гор дости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать
желание побывать в этих местах.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 30.
Творческие работы детей на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!»
Цель. Проявлять интерес к природе родного края.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 31.
«Море бывает в беде».
Беседа о загрязнении океана в следствии жизнедеятельности человека. Рассматривание глобуса.
Цель. Дать детям представление о море, его разных состояниях,
его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от
нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 32.
Чтение художественной литературы Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок», М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны», загадки, пословицы, поговорки.
Дидактическая игра: составь рассказ-описание о жителях океана или моря.
Цель. Дать детям представление о море, его разных состояниях,
его обитателях.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Май Занятие 33.
Работа в цветниках (посадка, прополка, полив цветов). Изучение полезных и вредных растений. Заготовление материала для создания гербария.
Цель. Воспитать в детях трудолюбие и желание сохранить природу и помочь ей в ее развитии.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 34.
Экскурсия на водоем «Возле нас есть река, озеро, пруд, ручей».Рассматривание карточек с изображением водных обитателей, прибрежных растений.
Цель. Дать детям представление о том, что река – это сообще-
ство водных обитателей: растений и животных. Упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 35.
Беседа на темы: Где зимуют лягушки? Слепые землекопы, Птичий город на деревьях.
Цель. Формировать у детей представление о жизни животных
в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить
детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать
выводы.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Занятие 36.
Занятие-викторина по пройденному материалу.
Рекомендации для детей и родителей по отношению к природе во время летнего-оздоровительного периода.
Цель. Закрепить полученные знания на протяжении курса преподнесенного материала.
Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».
1. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада : Мозаика-
синтез; М. :; 2010
2. Иванова А. И Живая экология : Программа экологического образования дошкольников.
М., 2007.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. ,1995.
5. Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.