Виктория Соколовская
Перспективное планирование по финансовой грамотности (подготовительная группа)
▼ Скачать +Заказ
№
п/п Занятие/
мероприятие Содержание занятия/мероприятия Педагогические технологии
Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»
СЕНТЯБРЬ
1. Обследование детей Методика проведения собеседования с детьми направлена на
выявление экономических представлений и понятий, способов
мыслительной деятельности и умений оперировать ими. Приложение 2
2. Обследование детей Методика проведения собеседования с детьми направлена на
выявление экономических представлений и понятий, способов
мыслительной деятельности и умений оперировать ими. Приложение 2
3. Тратим разумно,
Публикация «Перспективное планирование по финансовой грамотности (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
экономим Расширить и закрепить уровень представлений детей о
сущности экономических явлений и понятий, изученных в
течении прошлого года и года текущего, формировать
экономическое мышление. Закрепить классификацию
экономических понятий: «природные ресурсы»,
«производитель», «потребности», «капитальные ресурсы».
Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их
необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.
Бережливый человек всегда богаче.
Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. Д/игра «Узнай, чей колосок»
-Д/игра «Кому принадлежит» орудия
труда разных профессий
Беседа «Машины- помощники»
Беседа, чтение, игра «Деньги получил –
ерунды накупил», викторина «Разумные
траты сказочных героев»,
игра «Открываем бутербродную»
4. Копим и сберегаем Учить детей анализировать и систематизировать сведения об
экономике, начать формировать представления об экономике
как способ ведения хозяйства, изучать первые азы ведения
хозяйства. На конкретных примерах их жизни показывать
основные правила экономики.
Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить,
копить непросто, но полезно, ответственно и важно. Ситуационные задачки, папкапередвижка «Мы копим», обсуждения,
игра «Копим и сберегаем»
5. «Копилка» Научить выделять главное направление использования денег людьми, дать понятие о семейных доходах и расходах,
семейного бюджета. Закрепляем понятия «откладывать»,
«копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять,
как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую
вещь, научит экономить и давать возможность распоряжаться
личными деньгами.
Беседа «Семейный бюджет» (на что ваша семья расходует деньги)
чтение сказки А. Пушкина «О рыбаке и
рыбке»
Морфологическая карта «Выбор» (дети
сами выбирают что более необходимо)
ОКТЯБРЬ
6. Уважаем труд людей Формировать представления о содержании деятельности людей
некоторых профессий (связанных с производством товаров,
экономикой, профессий родителей). Учить уважать людей,
умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Воспитывать желание и стремление детей быть занятыми
полезным делом, помогать взрослым. Беседы и рассматривание альбомов по
теме «Профессии». Чтение
художественной литературы,
разучивание стихотворений, пословиц,
поговорок. Проведение дидактических
игр: лото «Кому, что нужно для
работы?», «Профессии», «Внимание,
ошибка!». Словесные игры: «Четвертый
лишний», «Кто что делает?», «Угадай
профессию», «Угадайте, что я делаю?».
Загадки о профессиях
7. «Путешествие по
стране Бережливость» -
«ЦАРИЦА ВОДИЦА» Расширить знания детей о воде и е свойствах;
Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
Дать представление об очистных сооружениях и способах
очистки воды; Развивать любознательность и познавательную
активность детей;
Создание условий для формирования у детей бережного
отношения к использованию водных ресурсов. Воспитывать
бережное отношение к природным ресурсам. Серия наблюдений «Кому нужна вода»
Беседа-рассуждение «Вода – источник
жизни»
Сказка от Водяши «Есть ли вода на
планете Сухоша»
Моделирование схем «Волшебные
Напоминалки для родителей и детей»
Рассматривание плаката «Откуда в
городе вода»
Игровой комплекс «Чистая капелька»
Цикл наблюдений и экспериментов -
«Фокусы с водой»
Игра-дискуссия «Хорошо-плохо»
Рисование эмблемы-памятки
«Сберегалочка»
Инсценировка «разговора» капелек из неплотно закрытого крана
Викторина «Загадки от Водяши»
8. «Путешествие по
стране Бережливость»
«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» Изучить информацию об электричестве.
Получить знания о пользе электричества.
Познакомиться со статическим (безопасным) электричеством.
Освоить технику безопасности при обращении с
электроприборами.
Исследовать электричество с помощью опытов.
Создание условий для формирования у детей основ бережного
отношения к использованию электроэнергии. Работа над проектом
«Энергосбережение- дело для всех,
польза для каждого»
Сказки от Электроши «О том, как Катя
перестала бояться темноты»,
«Электрическая лампочка», «Наш друг –
электрический ток». «Его величество
Выключатель»
Решение проблемной ситуации «Что
будет, если исчезнет электричество»
Игра-фантазирование «Разговор двух
лампочек»
Рисование «Королева лампочка»
Поисковая деятельность «Патруль
Светлячок»
Рисование предупреждающих знаков.
Игровой комплекс «Приключения
лампочки»
Исследовательская деятельность «Где
живет электричество в детском саду»
Инсценировка отрывка из стихотворения
С. Я. Маршака «Вчера и сегодня»
Выставка детского творчества «Без
электричества нам не обойтись»
Аппликация – коллаж «Время менять
привычки»
9. «Путешествие по
стране Бережливость»
«ТЕПЛО» Закрепить представления детей об экономии, рассказать о
возможностях экономии: тепла, предметов потребления,
объяснить пути добывания, сохранения и транспортировки
воды, тепла, уточнить у детей представления об этих процессах,
рассмотреть рисунки и закрепить знания в дидактических и подвижных играх, воспитывать бережное отношение к водным
ресурсам, уважение к результатам труда людей, благодаря
которому всем детям тепло и уютно не только в группе, но и
дома.
Создание условий для формирования у детей основ бережного
отношения к использованию тепла.
Сказки от Теплоши «Новые
приключения колобка», «Казка пра
батарэю»
Познавательные беседы «Что такое
тепло?», «Экономим тепло» Театрально-игровой комплекс «Чтобы в
доме было тепло и уютно»
Цикл опытов «Теплый - холодный», «Где
живет тепло?», «От чего кружка стала
теплой?»
Коллаж «Уютный теплый дом»
Исследовательская деятельность «Где
живет Теплоша»
Составление правил «Мудрые советы от
Теплоши»
Развлечение «Теремок на новый лад»
НОЯБРЬ
10. Каникулы «Природа
просит защиты» Выявить значимость охраны окружающей среды.
Активизировать познавательную и самостоятельную
деятельность детей. Продолжать активизировать словарь,
пополнять словарный запас за сч т слов и словосочетаний: среда
обитания, окружающая среда, экология; развивать умение
выражать сво мнение
Развивать сотрудничество в группе, творческий потенциал;
умение видеть проблему, и анализировать.
Воспитывать у детей культуру природолюбия и понимания
потребности природоохранной и экологической деятельности,
эмоционально-положительное отношение к охране природы.
Создание условий для формирования у детей основ бережного
отношения к природе, к материальным ценностям, воспитание
культуры поведения. Акция «Чистый дом, чистый двор –
чистая планета»
Организация выставки методической и
детской литературы «Маленькие
берегоши».
Семейная газета «Наш Домов нок»,
выставка детско-родительского
творчества «Бережем и экономим»
Труд – основа
жизни Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо
своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.
Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.
Виды домашнего труда. Беседа, игра-соревнование «Мои
домашние обязанности», выставка
семейных фотографий «Наша семья
трудится», тематический стенд о труде
Творческое занятие «Наша
«мастерская» Наша
«мастерская»
Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми
делами, экономить, беречь свои вещи. Беседа, игра-соревнование «Мои
домашние обязанности», выставка
семейных фотографий «Наша семья
трудится», тематический стенд о труде
12. Мини-спектакль
«День рождения» Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо
подбирать или мастерить. Интерактивный мини-спектакль
13. Виртуальная
экскурсия в магазин
«Детский мир» Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными
деньгами, производить операции купли-продажи. Этому
предшествует беседа с детьми о правилах поведения в
общественных местах
Игра «Покупаем подарки на день
рождения»
ДЕКАБРЬ
Досуг «Сберегаем и
экономим» Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное
отношение к расходам (поделиться своими сбережениями,
порой абсолютно бескорыстно).
. Профессиональная
деятельность взрослых Создать условия для повышения интереса воспитанников к
профессиям родителей; помочь определить и понять значимость
профессиональной деятельности взрослых;
обогащать словарь воспитанников пут м введения новых слов
(«профессия», «профессионал», «трудолюбие», «лодырь» и т. п.)
и выражений (поговорки, пословицы);
учить воспитанников поддерживать беседу (вести диалог,
отвечать на заданные вопросы, делать выводы;
Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и
трудиться. Читаем, обсуждаем, разгадываем
загадки, представляем, рисуем.
беседы о труде людей, трудолюбии и
лени, о профессиях родителей, о
значимости труда в жизни каждого из
нас, о предметах, облегчающих труд
человека:
«Что такое профессия?»
«Для чего людям трудиться?»
«Что нам нужно для работы?»
«Что значит быть трудолюбивым?»
«Хорошо ли быть ленивым?»
«Что было бы, если бы пропали все
доктора, повара, строители…»
Рассуждения детей по данным вопросам
с опорой на литературные произведения,
личный опыт, рассказы родителей и
педагогов.
Каникулы «Полезные
привычки в быту – тоже
экономика» Воспитывать у детей навыки и привычки культурного
поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим
миром: вещами следует пользоваться по назначению, всему свое
место. Беседы на темы
«Приобрел вещь – умей с ней
обращаться».
Чтение художественной литературы
К. Чуковский «Федорино горе»
Приложение к Основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский»
31
В. Маяковский «что такое хорошо и что
такое плохо» Пословицы и поговорки о
лени, труде.
Каникулы «Полезные
привычки в быту – тоже
экономика» Формировать представление о том, что в рукотворный мир
вложен человеческий труд. Дидактические игры «Правила
поведения» «Плохо – хорошо»
Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»
ЯНВАРЬ Занимаем и
одалживаем Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. Беседа, ситуационные задачки, игра
«Занять и одолжить», папка-передвижка
«Занимаем и одалживаем».
Долги Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской
поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг
может быть не только денежным, невыполненные обещания –
это тоже долг. Чтение, обсуждение, читаем рассказ
«Долг», обсуждаем рассказ и русскую
поговорку
Заплатить долг
скорее, так будет
веселее Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя
вернуть (возвратить). Обсуждаем русские пословицы:
- Умей взять, умей и отдать!
- В долг брать легко, а отдавать тяжело
ФЕВРАЛЬ Мини-спектакль
«Долг» Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг»,
«должник». Интерактивный мини-спектакль
. «Семейный
бюджет» Учить целесообразно тратить деньги, разумно подходить к
покупке вещей, учитывая возможности и потребности;
развивать логическое мышление; воспитывать у детей
бережливость и уважительное отношение к людям,
зарабатывающим деньги.
1. Досуг «Долг и
ответственность» Учить давать определения некоторым моральным понятиям
(«добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо
относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать,
различают положительную окрашенность слова «экономный» и
отрицательную - слова «жадный».. Обеспечение развития
первичных представлений: • о высших нравственных чувствах
(любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть) Технология «Ситуация месяца».
«Долг и ответственность» Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не
уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное
обязательство.
Тема 6. «Учимся планировать»
МАРТ
Каникулы «Все по
плану» Знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления
планов. Закладываем основы планирования.
Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать
свое время. Учимся решать несложные экономические задачи.
Например: игровое задание – рассчитай сумму покупки в
первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов
выгоднее совершать покупки. Игра «План на следующий день», папкапередвижка «Мы планируем», беседа.
Экономические задачки (сравни цены,
поездка в зоопарк и др.)
«Творим добро» Понятие «потребности человека», закрепить названия основных
потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят
потребности человека, продолжать учить решать проблемные
ситуации. Сюжетно-ролевая игра
(работа в подгруппах)
Сделал дело – гуляй
смело Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали,
анализировать поступки, искать эффективные решения, думать
сообща. Игра «Сделал дело – гуляй смело»,
исследование, ситуационные задачки
Мини-спектакль
«План лисенка
Рыжика» Закрепляем понятия: цель, план, планировать. Интерактивный мини-спектакль
Досуг «Наш план!» Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить
перед собой цели, строить планы, действовать по плану и
достигать цели. Технология «Ситуация месяца».
Диагностика знаний и умений детей
Тема 7. «Что такое богатство?»
АПРЕЛЬ
Наше богатство Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека Технология ТРИЗ. Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала». Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство». Конкурс проектов «Наше богатство»
Щедрость и жадность Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов. Технология «Клубный час».
Читаем и обсуждаем рассказ
В. Сухомлинского «Жадный мальчик»,
обсуждаем поговорки, пословицы
9. Бережливость Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться,
мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал чтото самостоятельно.
Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества
человека с правильным отношением к деньгам. Интерактивный мини-спектакль «Секрет
белочки»
Сюжетно-ролевая
игра «Магазин» Праздник в рамках «Финансовой недели». Закрепление
материала. Технология «Ситуация года».
Диагностика знаний и умений детей
МАЙ Экономические
профессии. Закреплять знания детей о разных профессиях, в т. ч. связанных
с экономикой (экономист, бухгалтер, кассир, программист,
инкассатор, менеджер и т. д.)
Продолжать воспитывать рациональное отношение к деньгам,
проявлять бережливость в повседневной практической
деятельности, уважать результаты труда других людей. Умение употреблять в речи
экономические термины понятиях, как
«семейный бюджет», «доход», «расход»,
«заработная плата», «товар», «реклама»,
«прибыль», «убыток»
«Каким должен
быть профессионал» Определить содержание знаний и способов практической
деятельности у детей в области экономики, прочность и
устойчивость знаний, умение перенести их в незнакомую
ситуацию; выявить уровень экономических представлений. Беседы на темы «Я в магазине» «Продай
товар»
«Путешествие по
стране экономике» Выявить уровень представления детей о сущности
экономических явлений и понятий. Изученных в течение года;
формировать экономическое мышление. Чтение В. Катаев «Дудочка и кувшин»
- морфологическая карта «Назови
магазин»
- Д/ игра «Покупка»
- игра «Черный ящик»
- Волшебные задачки- игра головоломка
Обследование детей Выявить уровень знаний сформировавшихся в результате.
специально проведенной работы в течение учебного года. Приложение 2
Обследование детей Приложение 2