Алла Рощупкина
Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» с применение приемов технологии ТРИЗ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Речевое развитие
Возраст: 5-6 лет.
Формы непосредственной образовательной деятельности:
Беседа, пересказ, игра,
Форма организации: подгруппа.
Цель: Закрепить умение детей пересказывать русскую народную сказку "Снегурочка" с применением схематических карточек Проппа.
Программные задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать умение слышать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки, воспитывать чувство сопереживания.
• Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.
Публикация «Пересказ русской народной сказки „Снегурочка“ с применение приемов технологии ТРИЗ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- «Снегурочка». Русская народная сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Развивающие:
• Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
• Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
• Развивать навыки устной связной монологической речи, мышление, воображение.
Образовательные:
• Учить детей пересказывать знакомую русскую народную сказку и придумывать новое завершение событий с применение карточек Проппа.
• Учить детей согласовывать существительные в предложении, придумывать
Предварительная работа: разработка конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Индивидуальная работа: чтение русских народных сказок, знакомство с карточками Проппа.
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация к викторине "Угадай из какой сказки", ноутбук, дидактическая игра "Доскажи словечко", карточки Проппа, листы-раскраски.
Ход НОД:
Воспитатель: ребята, я очень рада вас видеть. Очень хочу подарить вам свою улыбку, и вы мне улыбнитесь в ответ. Дети, я знаю, что вы любите разгадывать загадки. В книжном уголке у нас есть книга загадок.
Вы с лёгкостью почти все загадки отгадали, попробуйте отгадать новую загадку:
Боится солнечных лучей:
От них краса ее бледней.
Зато, зимой она сияет,
Блеск снежных покрывал
Своей красою заслоняя.
А под праздник Новый год
Ее увидеть можно в полночь
С Дедушкой Морозом у ворот.
Кто это может быть? (Снегурочка)
Воспитатель:
- Как вы догадались?
-Почему так решили? Может это снеговик?
-Действительно, это Снегурочка.
- Ребята в какое время года приходит к нам в гости Снегурочка? (зимой).
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
- Какие признаки зимы вы знаете? (солнце светит, но не греет; день короче, ночь длиннее; холодно.)
-Какие зимние забавы вы знаете? (игра в снежки; катание на санках, коньках, лыжах; лепить снеговика).
-Почему зимой появляется снег и лёд?
-Чем вам нравится зима? Чем не нравится?
Воспитатель:
-Замечательно, вы у меня такие умные!
-Хоть снег в этом году нас не порадовал, но у меня есть снежок. А он не простой, а игровой.
-Дети, встаньте в круг, кому попадает в руки снежок, необходимо закончить предложение так, чтобы у слова "Снегурочка", правильно звучало окончание, возвращая мне снежок
Дидактическая игра "Доскажи словечко"
В гости пришла … (кто) (Снегурочка)
Мы будем лепить (кого) (Снегурочку)
Мы украсили бусами нашу (кого) (Снегурочку)
Все смотрели на нашу… (на кого) (Снегурочку).
Все играли с нашей (с кем) (Снегурочкой).
Мы рассказали маме о (о ком (Снегурочке).
Нам было весело лепить (Снегурочку).
Воспитатель: Замечательно.
Викторина "Отгадай из какой сказки иллюстрация"
-Приглашаю вас к экрану, принять участие в небольшой викторине. (Воспитатель показывает до 5 слайдов). (На экране появляются картинки из знакомых сказок: "Морозко", "Снежная королева", "Метелица", "12 месяцев", "Рукавичка", "Снегурочка".)
Последняя картинка появляется из сказки "Снегурочка".
Воспитатель:
-Ребята, я прочту вам одну зимнюю сказку. Это русская народная сказка. Называется она "Снегурочка". Слушайте внимательно, а после прочтения мы будем пересказывать сказку и потом сможем ее рассказать своим родным, братишкам и сестренкам.
Чтобы нам легче было пересказывать сказку у меня есть помощники, это карточки-подсказки.
(Воспитатель читает сказку в сопровождении показа карточек Проппа. (Можно с использованием мультимедийной презентации).
На доске появляются карточки (домик, героя не узнают дома, герой покидает дом, несчастливый конец).
-Дети давайте подумаем, что же обозначают эти карточки-схемы? (Вместе расшифровываем содержание схем).
Воспитатель предлагает кому-то из детей пересказать сказку "Снегурочка" с использованием подсказки.
Наводящие вопросы:
-Что было дальше? (лето пришло и подружки позвали Снегурочку в лес. Карточка –герой покидает дом).
-Что случилось в конце? (Снегурочка прыгала через костёр и растаяла. Карточка –несчастливый конец.)
-Ребята какое у вас стало настроение?
-Почему?
-Как вы думаете, как можно изменить конец сказки так, чтобы окончание было счастливым? Ваши варианты. Как по- другому можно закончить сказку? Что нужно сделать подружкам, чтобы Снегурочка не растаяла? Какие будут идеи?
- Какой карточкой можно заменить окончание сказки, что она обозначает (счастливый конец.)
-Мне очень интересно, что же у вас получилось.
-Кто может рассказать сказку по-новому?
Рефлексия
1. Чем занимались?
2. Что получилось? Что не получилось (почему?
3. Трудно было придумать сказку по-новому?
4. Что помогло нам пересказать сказку без помощи взрослого?
5. Знаете я приготовила для вас картинки-раскраски по сказке, вечером их можно будет разукрасить и разложить по порядку. а затем подарить малышам