Валентина Сметанина
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с элементами театрализации. Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных
картин;
- развитие навыков звукобуквенного анализа (разгадывание ребуса).
Развивающие:
- уточнить и пополнить знания о съедобных и несъедобных грибах;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
- развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;
- закрепить понятие «родственные слова»;
- закреплять умения правильно подбирать поговорки к заданной теме.
Воспитательные:
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Грибы. Сценарии праздников, досуги, развлечения
- Грибы. Театрализация, драматизация, сценки
- Катаев В. П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- воспитывать и прививать интерес к художественному слову;
- воспитывать стремление быть скромным;
- воспитывать и развивать творческие способности через элементы
театрализованной деятельности.
Оборудование: текст рассказа В. Катаева «Грибы», мольберт, сюжетные
картины к тексту, атрибуты для инсценировки текста, предметные картинки
с изображением съедобных и несъедобных грибов, 3 корзины, карточка с
ребусом.
Предварительная работа: чтение и беседа по произведениям Я. Тайца «По
грибы», С. Аксакова «По грибы». Лепка: «Грибы в лукошке». Рисование:
«Грибная поляна».
Ход занятия.
1. Организационный момент. Игра «По грибы»
Воспитатель входит с корзинкой в руках.
- Мы оказались с вами в осеннем лесу.
- Ребята, как вы думаете, для чего мне нужна корзина?
(Ответы детей).
- Я предлагаю вам пойти в осенний лес за грибами. Согласны?
Для этого вам нужно разделиться на две команды.
(Дети делятся на две команды)
У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с
изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда
подходит к своему столу и по сигналу воспитателя «По грибы!» начинает
«собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей
корзине окажутся только съедобные грибы.
Воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задание:
- Ребята, а почему вы не положили в свои корзины вот этот гриб? Как его
название? (поочерёдно показывает изображения ядовитых грибов).
(Они ядовитые, несъедобные).
Затем воспитатель объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в
корзину (можно сильно отравиться и попасть в больницу и даже
умереть).
2. Введение в тему.
На мольберте стоит карточка с ребусом.
- Посмотрите, здесь спряталось название гриба, которое предлагаю вам
отгадать!
(совместно с воспитателем дети отгадывают ребус; зашифровано слово
«рыжик»).
-Изображение «Кого вы здесь видите?»
(рыба, ежи, кот).
- Первой изображена рыба. Из этого слова нужно убрать две последних
буквы.
(Останется слог ры).
- На второй картинке изображены ежи. Из этого слова нужно убрать
первую букву.
(Останется слог жи.)
- На третьей картинке нарисован кот. Из этого слова нужно убрать две
последние буквы.
(Остаётся только буква к.)
- Давайте вместе прочтём. Получается слово рыжик. Съедобный гриб.
Молодцы! Это было не просто. Я горжусь вами.
- Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами?
(Грибники).
- К слову гриб, подберите родственные слова (родственные слова – это те
слова, у которых есть одинаковая часть слова).
(Грибник, грибы, грибной, грибная, грибница, грибочки, грибочек).
- Так вот, сегодня Вы услышите рассказ о грибниках, который написал В.
Катаев «Грибники».
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
-Вы с интересом прослушали рассказ! Давайте побеседуем.
- Кто приехал погостить к Жене и Павлику?
(К Павлику и Жене приехала погостить двоюродная сестра Инна).
- Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?
(Мама решила проверить, кто лучше умеет собирать грибы).
- Как повели себя Женя и Павлик?
(Женя и Павлик стали хвалиться и спорить).
-А Инночка?
(Инночка стояла в сторонке и молчала).
- Как вы оцениваете их поступки?
(Хвастаться некрасиво! Надо быть скромным).
- Кто больше насобирал грибов?
(Больше всех грибов насобирал Павлик).
- Какие грибы оказались в ведре у Павлика?
(У Павлика в ведре оказались одни поганки).
А у Жени?
(А у Жени самые большие и красивые мухоморы)
- Почему Инночка тихо стояла в сторонке?
(Инна была воспитанной и скромной девочкой).
- Что увидела мама в её корзинке?
(Мама увидела в кузовке 10 крепких, пузатых и красивых
боровиков).
- Кто из героев рассказа вам понравился больше?
(Ответы детей).
Почему?
(Ответы детей).
- Как вы думаете, какие поговорки подходят к тексту?
- Мал золотник, да дорог.
- Славен человек не словами, а делами.
- Хвастовства полный мешок, а в мешке пусто.
- Всяк кулик своё болото хвалит.
- Молодцы, верные поговорки вспомнили.
4. Игра «Сосчитай грибы»
- Предлагаю вам поиграть в игру «Сосчитай грибы». Встаньте, пожалуйста,
в круг. Я буду называть названия грибов и бросать вам мяч. А вы их будете
считать до пяти. (Бросаю мяч ребё нку со словами: один боровик, … .) Дети
по очереди ловят мяч и считают грибы от 1 до 5 : «Один боровик, два
боровика,, пять боровиков».
Хорошо поиграли а теперь отдохнём!
5. Физкультминутка
«По грибы»
Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)
Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг - (скрестные движения
прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)
Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над
головой)
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли (хлопают в ладоши)
6. Повторное чтение с установкой на пересказ.
-Молодцы, проходите и садитесь на свои места.
- Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё раз. Вы внимательно слушайте и
запоминайте, потому что вы будете его пересказывать!
Чтение рассказа