Олейник Елена Николаевна
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Передовой педагогический опыт на тему:
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений»
Воспитатель: Олейник Е. Н.
Войвож, 2021 г.
Формирование опыта происходило в процессе работы с детьми старшей группы. В последние годы вопрос необходимости специальной педагогической работы над развитием логического мышления ребенка дошкольного возраста приобретает особую остроту в связи с появлением новых учебников для начальных классов, требующих от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания уже с первых уроков в 1 классе.
Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Анкетирование родителей показало, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию логического мышления (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Поэтому меня заинтересовала проблема успешности развития логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью занимательной математики.
Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Актуальность выбранной мною темы «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр» в том, что при соблюдении в дошкольном учреждении психолого-педагогических требований развития логического мышления и при правильном подборе и использовании развивающих логику заданий, игр, упражнений, основы логики будут заложены своевременно.
Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.
Поиск и комбинирование эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников – моя сверхзадача.
Овладев логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
В психологии доказано, что дошкольный возраст 5-7 лет является крайне благоприятным для развития логического мышления при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике.
Обозначенной проблемой занимались представители различных направлений человеческой мысли: Сократ, Аристотель, Декарт, Гегель,
М. Берцфаи, М. Монтессори, Ж. Пиаже, П. П. Блонский, Л. С. Выготский,
П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. С. Костюк, Л. А. Венгер А. Н. Леонтьев,
А. Р. Лурия, А. И. Мещеряков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Семёнов, Б. М. Кедров, Н. В. Григорян, Л. М. Фридман,
Н. А. Подгорецкая и др.
Психолог и педагог Я. И. Перельман считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности.
Таким образом, у меня возникла идея найти наиболее эффективные пути, методы и формы организации процесса развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность. Занимательный материал, специально создан для умственного развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности. Все это способствует развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.
Новизна опыта состоит в создании системы работы с детьми по развитию логического мышления посредством использования занимательной математики.
В связи с этим была определена цель моей работы: выявить и изучить успешность развития логического мышления у детей дошкольного возраста помощью логических игр и упражнений.
Для решения цели я поставила следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у дошкольников.
2. Подобрать методики, позволяющие определить уровень развития логического мышления в дошкольном возрасте.
3. Определить особенности проявления и развития логического мышления в дошкольном возрасте.
4. Разработать и апробировать систему логических игр и упражнений, способствующих развитию у дошкольников логического мышления как структуры взаимосвязанных компонентов.
5. Изучить влияние игр-головоломок, блоков Дьенеша, интеллектуальных игр Б. П. Никитина «Сложи узор» на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
Исходя из вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:
1. Изучить научную литературу по данной теме.
2. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Ознакомиться с опытом педагогов — коллег, работающих по данной теме.
4. Провести диагностику логического мышления детей старшей группы в начале и конце учебного года.
5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
6. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа по развитию логического мышления (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
7. В течение всего временного промежутка (учебный 2016-2017 год) наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления у каждого ребенка.
8. Выявить динамику развития мыслительных операций у детей.
Для решения поставленной цели и задач мною были созданы следующие условия: создание соответствующей предметно-пространственной среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявляться задатки и способности ребенка; подборка совместных логических и математических игр в соответствии с возрастной группой, изготовление игр- ребусов, головоломок, создание благоприятных условий для самостоятельной деятельности детей. Детям был обеспечен свободный доступ к игровому материалу.
В своей работе я использовала материал З. А. Михайловой, которая выделяет три основные группы занимательного математического материала:
Занимательный математический материал
Развлечения Математические (логические) игры и задачи Дидактические игры и упражнения
Загадки, задачи-шутки, ребусы,
кроссворды,
головоломки,
математические квадраты,
математические фокусы. «Танграм»,
«Пифагор»,
«Колумбово яйцо»,
«Волшебный круг»,
«Монгольская игра», «Кубики для всех». С блоками, кубика- ми,
«Цветным и палочка- ми». Шашки, шахма- ты. Сло- вес- ные. С нагляд- ным
материа
-
лом. Сло- вес- ные.
Использование игрового метода в процессе изучения дошкольниками математики ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления.
Такие приемы, как составление фигур по образцу, «Найди лишний предмет», «Продолжи ряд» и т. д. - развивают не только внимание ребенка, но и учат анализировать, синтезировать полученную раннее информацию и знания.
Ознакомление и обучение игровой деятельности с играми занимательной математики я проводила поэтапно с учетом индивидуальных способностей ребенка.
Алгоритм работы с логическими играми на примере головоломок:
1- этап. Ознакомление детей с игрой : сообщение названия,
рассматривание отдельных частей, уточнение их названия,
соотношение частей по размерам, усвоение способов соединения их между собой.
2- этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета. Этот этап состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.
3- этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению.
4- этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному, образцу.
В рамках просветительской и профилактической работы с целью повышения профессиональной компетентности в вопросах развития логического мышления детей дошкольного возраста для педагогов ДОУ был проведен в течение года цикл консультаций:
• «Логические игры с детьми дошкольного возраста» (семинар– практикум).
• «Предпосылки развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
• «Влияние использования игр-головоломок на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста».
Просветительская и профилактическая работа с родителями велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации, где в течение года имели возможность познакомиться с материалом об особенностях развития логического мышления детей дошкольного возраста при помощи игр- головоломок, блоков Дьенеша, кубиков Никитина.
Формы работы с родителями:
• Консультация о подборе развивающих игр для детей 5 -6 лет.
• Индивидуальные беседы с рекомендациям.
• Родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности с целью обратить внимание родителей на мыслительную сторону развития дошкольников.
• Рекомендации по выбору и приобретению развивающих игр для детей дошкольного возраста.
• Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.
• Разъяснительная и образовательная работа.
Для выявления уровня развития логического мышления детей своей группы я использовала методики Немова Р. С., З. А. Михайловой (головоломки с палочками, занимательные вопросы и задачи шутки, некоторые задания для диагностики я взяла из рабочих тетрадей Е. В. Колесниковой «Я решаю логические задачи» и методического пособия «Учимся находить одинаковые фигуры». Диагностика состояла из 10 заданий:
1. Методика «Нелепицы». При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор. (Анализ и синтез).
3. Задание на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком из серии «Найди пару» (Обобщение и классификация)
4. Задание на нахождение закономерностей.
5. Задание на концентрацию зрительного внимания. Ребенку предлагается
найти разные геометрические фигуры в сложном рисунке пересекающихся линий (Путанка).
6. Методика «Четвертый лишний». Эта методика призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
7. Методика «Пройди через лабиринт».
8. Головоломки с палочками. Это задания на преобразование заданной фигуры путем перекладыванием палочек.
9. Геометрический конструктор. Это задание на составление фигур- силуэтов по расчлененным образцам. (Игры «Танграм» и «Волшебный круг»).
10. Занимательные вопросы и задачи шутки. Эти два задания помогают проверить находчивость, смекалку, понимание юмора.
Каждое задание оценивалось по трех бальной системе. При оценке учитывались:
1
Итоговая таблица исследования логического мышления детей
(первичная диагностика)
высокий средний низкий
Умение анализировать 0% 27% 73%
Умение синтезировать 0% 10% 90%
Сравнение по величине 24% 43% 43%
Сравнение по форме 21% 32% 47%
Сравнение по количеству 10% 33% 57%
Установление логических связей и закономерностей 10% 38% 38%
Логическое мышление 0% 25% 75%
В исследовании участвовали дети группы в количестве 23 человека.
Выводы по результатам исследования логического мышления у детей в детском саду :
1. Недостаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по количеству, слабо могут применить знания и умения в решении проблемно - игровых и практических задач.
2. У них недостаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях.
3. Дети плохо умеют классифицировать предметы по их свойствам.
4. Недостаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности. Дети этой группы плохо владеют количественными операциями; плохо рассуждают, делают выводы.
5. Дети недостаточно умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по пространственным признакам, недостаточно хорошо сформированы
представления о математических свойствах и закономерностях, дети не умеют классифицировать предметы по их свойствам, не могут устанавливать логические связи и закономерности, не могут рассуждать, делать выводы.
Вывод по результатам исследования: средний уровень развития логического мышления у детей группы – 6 (25%, низкий уровень развития логического мышления у детей группы – 16 (75%).
Приложение 2
Итоговая таблица исследования логического мышления детей старшей группы (вторичная диагностика)
высокий средний низкий
Умение анализировать 43% 46% 11%
Умение синтезировать 37% 46% 7%
Сравнение по величине 33% 58% 9%
Сравнение по форме 47% 42% 11%
Сравнение по количеству 37% 53% 10%
Установление логических связей и закономерностей 44% 51% 5%
Логическое мышление 36% 59% 5%
Заключение по результатам исследования логического мышления детей.
Исследование проводилось по методике З. А. Михайловой
«Диагностика уровня логического мышления», которая позволяет выявить умения детей владеть следующими логическими операциями : сравнение, анализ, синтез, таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. В исследовании участвовали дети группы в количестве 22 человек.
Выводы по результатам исследования логического мышления у детей в детском саду :
1. Достаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по количеству, по пространственным признакам.
2. У них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях.
3. Достаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности.
4. Дети этой группы плохо сравнивают предметы по пространственным признакам, плохо умеют классифицировать предметы по их свойствам и плохо рассуждают, делают выводы.
5. Дети достаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по количеству, дети достаточно хорошо сравнивают предметы по пространственным признакам; устанавливают логические связи, закономерности, умеют рассуждать, делать выводы.
Вывод по результатам исследования: высокий уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста – 6 (27%, средний уровень – 13 (59%, низкий уровень – 1(5%)