Приложение МААМ

Пение как основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Луиза Баскаева
Пение как основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пожалуй, не найдется такого человека, особенно ребенка, который не любил бы петь. Природа одарила человека самым тонким и чутким инструментом особого качества – голосом. Важно только научиться правильно им владеть.

Пение является одним из самых важных основ в музыкальном воспитании дошкольников, наиболее доступных и близких всем. Понятна значимость пения, особенно совместного – верного показателя здоровья физического и духовного. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности : слух, память, чувство ритма. Кроме этого развивается речь, укрепляются легкие и весь голосовой апппарат. Правильная певческая установка способствует формированию правильной осанки. Помимо этого, в процессе пения у детей формируется много личностных качеств: чувства товарищества, коллективизма, воли, организованности, выдержки, не говоря уже о нравственной стороне.

Публикация «Пение как основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К сожалению, в современном мире наблюдается явная недооценка хорового пения. Отсюда отслеживается недостаточное эмоциональное воспитание молодого поколения. А ведь раньше в общее образование обязательно входило и музыкальное, что сейчас редкость. И, если в детском дошкольном возрасте на это еще обращается внимание, то уже в школе уроки музыки не всегда считаются значимыми. Знаю это по опыту своей работы в школе. Уроки музыки до сих пор являются “необязательными”, на них отводится минимальное количество учебных часов и находятся они на периферии школьной жизни.

Будучи дирижером-хормейстером и, проработав более 20 лет музыкальным руководителем в детском саду, конечно, уделяю особое внимание развитию певческих способностей детей. Дети поют с большим удовольствием любые песни, важно только правильно помочь им в овладении простейших певческих навыков. Раскрепощаются самые застенчивые и малоактивные дети.

Несомненно, работа над формированием певческих навыков – процесс кропотливый и сложный. Голосовой аппарат ребенка-дошкольника еще не сформирован, голосовые связки тонкие и хрупкие. Поэтому важно относиться к этому бережно: не требовать громкого пения, следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Ежегодно на родительских собраниях разъясняю вопросы охраны детского голоса. Обращаю внимание на излишнее увлечение эстрадными песнями, не соответствующими детскому неокрепшему голосовому аппарату, непонятными детям по смыслу и сомнительными по этическому содержанию.

Проведенный опрос родителей “Какие песни мы поем дома?” выявил, что более 70% современных родителей (а это, как правило, молодежь до 30 лет) не знают колыбельных песен, около 80% этих же родителей не знают и не поют народные песни! А ведь это наша культура. Воздействуя песней на чувства ребенка, мы хотим воспитать у него эмоционально положительное отношение к действительности. Ребенок, выросший на колыбельных, народных протяжных песнях, становится эмоционально устойчивым. Это не означает, что нельзя петь современные и эстрадные песни. Важно только из огромного потока песен выбирать те, которые доступны и понятны детям, а мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей (их диапазону).

При работе над формированием певческих способностей детей важна последовательность и систематичность. Здесь решается несколько задач:

• формирование у детей певческих навыков, способствующих выразительному исполнению и пению в коллективе;

• развитие ладового, метроритмического чувства,музыкального слуха;

• формирование естественного звучания детского голоса, расширение певческого диапазона;

• воспитание певческого дыхания, дикции;

• развивать у ребенка позицию активного участника-исполнителя, чтобы в пении доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения.

Чтобы успешно решить все эти задачи, необходимо обучить детей умениям, которые включают в себя певческую установку, вокально-хоровые навыки. Здесь я применяю различные приемы, доступные детям. Чтобы воздействие песни стало эффективным и понравилось детям, необходимо первое знакомство с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности. Главное – увлечь, заинтересовать детей, добиться, пусть пока, минимального успеха в их творческом самовыражении. Можно в игровой форме использовать различные образы, игрушки, пособия и др.

После знакомства с песней начинается этап разучивания. И здесь есть разнообразие приемов. Вот некоторые из них:

пение вслух и “про себя”;

• контрастное пение – тихо и громко (игра “Эхо”);

пение “цепочкой”;

пение с движением, с хлопками, с инструментами и т. д. ;

• с закрытым ртом;

пение вокализом;

пение на распев слогов (игра “Настройщик”);

• распевка на слоги;

пение на одном звуке;

пение по сигналу;

пение “по секрету”, шепотом;

• транспонирование в другую тональность;

• скороговорки; проговаривание стихотворения;

пение а-капелла;

• сольное или ансамблевое пение;

пение по рядам, по подгруппам, соло;

• инсценировка песни;

• “сыграть” на инструментах мелодию песни (игра “Оркестр”);

• хор и дирижер; хор и солист;

• найти попевку по карточке и спеть ее.

На занятиях пою песню или читаю стихотворение, показывая движения, отражающие характер музыки или персонажей, а также высотное положение звуков. Дети зрительно воспринимают рельеф мелодии, ее настроение, точно повторяя движения. В результате устанавливается координация восприятия звучания с двигательным, голосовым и зрительным аппаратами. Таким образом, в процессе пения участвует весь организм, скоординированный как единое целое. Очень помогают в работе использование различных пальчиковых игр с пением (Л. Гусева “Музыкальная радуга”).

Использование всех приемов и методов исключает однообразное повторение, развивает слух, голос, восприимчивость детей к обучению, развивает их духовно, физически и, что очень важно, творчески. Дети пытаются сочинять свои мелодии и маленькие песенки (“Убаюкай мишку”, “Куколка, попляши”, песни на стихи А. Барто, “Придумай песенку по картинке” и т. д.).

Последнее десятилетие наблюдаю тенденцию частого заболевания детей, особенно простудного характера, снижения иммунитета. И это не только из-за климатических условий Крайнего севера.

Чтобы хоть как-то помочь детям меньше болеть, стала вводить на занятиях (например, вместо распевок) дыхательные упражнения (“Шорох листьев”, “Хитрая змея”, дыхательные упражнения из программы М. Картушиной “Зеленый огонек здоровья”, а также распевки на звуки и слоги (игра “Как поет ветер”, “Песенка скрипки”, “Играй, гармонь” и др.). Особое внимание уделяю протяжным песням, как народным, так и современным. Поскольку сама пою в хоровом народном коллективе, замечаю, что при пении протяжных песен развиваются не только легкие, расширяется диапазон голоса, укрепляется певческий аппарат, голосовые связки, активизируются мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата, что дает возможность противостоять простудым и легочным заболеваниям.

За последние несколько лет сочинила более 25 песен и музыкальных игр для детей (сборник “Звонкие капельки”).

Песня тесно вошла в детскую жизнь. Дети поют не только на занятиях, развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности. Важно, чтобы дети не потеряли к песне интерес. А эта задача не только музыкального руководителя, но и воспитателей, и родителей, формирующих целостную личность ребенка.

Публикации по теме:

Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игрыФормирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры План исследования: Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры Актуальность.

Фотоотчет о театрализованном представлении для детей старшего дошкольного возраста «По музыкальной дорожке»Фотоотчет о театрализованном представлении для детей старшего дошкольного возраста «По музыкальной дорожке» В самом северном городе нашей страны - Норильске, в детском саду №93 «Капитошка» 16 мая прошло театрализованное представление для детей.

Конспект музыкальной гостиной «Погода зимой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музыкальной гостиной «Погода зимой» для детей старшего дошкольного возраста Цель – обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе. Задачи – показать детям, как с помощью разнообразных средств выразительности.

Конспект основной образовательной деятельности в группе раннего возраста «Зёрнышки для птичек» Цель: Формирование интереса к изобразительной деятельности. Задачи: 1. Учить пользоваться изобразительным материалом (краской, применять.

Конспект виртуальной экскурсии «По музыкальной Москве» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект виртуальной экскурсии «По музыкальной Москве» для детей старшего дошкольного возраста Как и обещала, публикую конспект тематической экскурсии по Москве для детей. Такую экскурсию- прогулку можно провести с детьми от 5 лет.

Конспект занятия по музыкальной деятельности «Прыг — скок» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия по музыкальной деятельности «Прыг — скок» для детей младшего дошкольного возраста Цель - Формировать познавательный интерес к хореографическому искусству через сюжетно – игровую форму занятия с оригинальным музыкальным.

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста Гаснет свет Танец «Ангелы со свечами» После танца замирают. Голос за кадром: Помните! Через века, через года – Помните! О тех, кто уже.

Сценарий музыкальной гостиной «Наш весёлый оркестр» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий музыкальной гостиной «Наш весёлый оркестр» для детей старшего дошкольного возраста Дети подготовительной группы заходят в зал под музыку и встают на И. П. в зале Музыкальный руководитель - Сегодня я вас пригласила на весенний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пение как основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2021 в 14:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пение как основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Луиза Баскаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД