СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Педсовет «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП, формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей.
Основная форма обучения детей второго года жизни элементам математики - индивидуальные занятия, а главный метод - дидактические игры. Это игры с предметами, игрушками, с активными движениями детей. Широко использую народные игры.
Публикация «Педсовет „Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Так, чтобы сформировать у ребенка представления о величине (размере, провожу с детьми такие игры-упражнения: нанизывание больших и маленьких колец на стержень, складывание матрешки, раскладывание однородных предметов разной величины на две группы и др. Нанизывая большие и маленькие кольца на стержень, обращаю внимание ребенка на их величину и учу их правильно использовать слова: большой, маленький. Для развития у ребенка умения различать размер предметов можно использую различные бытовые ситуации.
На втором году жизни ознакомление ребенка с формой предметов усложняется. Хотя дети этой возрастной группы еще не готовы усваивать эталоны формы, у них возникают представления на уровне игровых действий. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными, а это означает, что ребенка следует ознакомить с несколькими формами и при этом не требовать от него обязательного запоминания названий. Главное, чтобы ребенок мог учитывать особенности предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник ребенок при этом называет «косыночкой» или «крышей». Обязательно называю форму правильно. А от ребенка прошу только замечать особенности: такая, похожая, не такая.
Чтобы обратить внимание ребенка второго года жизни на особенности и качества предметов, сформировать у него некоторые представления о форме, организую такие упражнения с предметами, которые стимулируют у ребенка интерес к сравнению предметов по форме, установлению сходства или отличия. Сначала такие действия дети выполняют, накладывая один предмет на другой или тесно прикладывая один к другому. Постепенно от внешних практических приемов сравнения дети переходят к сравнению на глаз. В результате обучения ребенок начинает сравнивать предметы глазами : многократно переводит взгляд с одного предмета на другой, стараясь подобрать предметы подобной формы.
На втором году жизни даю детям задания подбирать и группировать предметы по форме и цвету. В конце второго года жизни дети могут нанизывать на стержень кольца и шары разных размеров - большие и маленькие, накладывать фишки разной формы (кружочки, квадраты, треугольники) на соответствующие изображения.
Летом на прогулке даю детям разные формочки для игр с влажным песком. Сначала показываю им, как насыпать песок в формочку, как прижимать лопаточкой, как переворачивать формочку. Необходимы игры и упражнения по формированию у детей начальных представлений о количестве. Перед тем как научить ребенка считать, узнавать цифры, он должен усвоить элементарные понятия о некоторых совокупностях предметов - множествах, научиться выделять в окружающем пространстве много предметов и один. Эти элементарные представления и будут фундаментом последующих знаний.
Первым помощником в этом являются произведения устного народного творчества (песенки, потешки, пословицы). Например, потешка «Сорока-белобока». Читая эту потешку, говорю: «На руке пальчиков много, деток у сороки много. А сейчас спрятались детки - зажми кулачок. Вот как много деток у сороки». Детей этой возрастной группы важно научить складывать множества (группу предметов) из отдельных предметов и выделять из этого множества один предмет. Показываю ребенку, что разные предметы могут встречаться в разном количестве и что количество можно называть словами один или много.
На втором году жизни ребенка продолжается накопление практического опыта ориентировки в пространстве, но все более весомым становится слово. В этот период ребенок способен ориентироваться на себе и переносить эти умения на другой объект (игрушку, другого человека). Для развития у детей навыков ориентировки в пространстве использую игру «Покажи глазки (носик, ротик). Ребенок показывает части тела на себе, потом, выполняя задания взрослого, - на другом человеке, игрушке. Дети второго года жизни начинают понимать значение слов, характеризующих пространственные отношения, направления, расстояния (туда, сюда, там, тут, далеко, близко, рядом, возле).
Чтобы закрепить умение детей практически ориентироваться, провожу такие игры: «Где звенит колокольчик?», «Найди, где спрятано», для развития у детей навыков практической ориентировки использую игры со строительным материалом. Необходимо дать ребенку время поиграть с постройкой, разобрать ее и сложить строительный материал в коробку.
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по ФЭМП для детей раннего возраста, которые сделала своими руками. Все игры подобраны учитывая возрастные особенности детей раннего возраста.
Дидактическая игра «Один – много. Урожай»
Пособие «Один-много» ориентировано на ознакомление с ребёнка с математическими понятиями «один» и «много», учит различать их. Формирует навык образования форм существительных в родительном падеже множественного числа. На вопрос, что изображено на картинке, ребёнку надо дать ответ со словом «один» или «много», например: одно яблоко – много яблок.
Фетровая книга «Занимательная математика»
Содержит множество заданий на развитие мелкой моторики, пространственное ориентирование, геометрические фигуры, понятие «один-много»