Ольга Мищишина
Использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста
Педсовет № 2
«Использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Ст. воспитатель Мищишина О. Н.
Слайд 2
План педсовета
• Консультация «Нейропсихология в работе с детьми дошкольного возраста»
• Консультация «Коррекционная работа учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»
• Мастер-класс для педагогов «Попробуй повтори» упражнения по нейропсихологии.
Слайд 3
Нейропсихология
Публикация «Использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Что такое нейропсихология? Это современное научное направление, образовавшееся в середине 20 века, которое изучает связь между функциями головного мозга и психическими процессами, благодаря чему становится возможным определить влияние различных участков мозга на личность, поведение и развитие живых существ. Любая психическая или физическая деятельность – это сложноорганизованная система сигналов и импульсов в головном мозге. Овладение любыми навыками требует слаженной работы всех отделов мозга в течение всей жизни
Оказывается, человеку подвластно влиять на свою жизнь в очень большой мере. Что для этого нужно делать?
Иметь сильную мотивацию и постоянно приобретать новые навыки и знания. Эти новые навыки ведут к созданию новых нейронных цепей в головном мозге человека. Чем больше таких цепей создается, тем активнее мозг человека. Человек остается молодым до тех пор, пока активен его мозг, пока он узнает что-то новое, когда он учится чему-то неизвестному ранее. Это даже отражается на внешности : у активных и «молодых душой»- лучше осанка, горят глаза, выглядят они моложе своих лет.
Слайд 4
С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира - это перемещение своего тела в пространстве. Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития.
Слайд 5
Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом СЕНСО-МОТОРНОГО развития. РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать.
Слайд 6
Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему "неговорящие" дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью. Видимо, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. Всё взаимосвязано.
Слайд 7
Суть нейропсихологических проблем.
За различные процессы : письмо, чтение, счет – отвечают различные участки мозга. эти участки развиваются в процессе онтогенеза, то есть в процессе роста и развития человеческого организма с самого раннего детства. Нужно понимать, что формируются они от, казалось бы, не связанных на первый взгляд движений и действий, например от бега, ползания, прыжков и так далее.
Например, ребенок практически не ползал, а сразу начал ходить. Родители счастливы: «Какой развитый малыш»! и тут неожиданно в начальной школе, у ребенка проявляются проблемы с почерком, а потом еще дальше еще и с геометрией. Оказывается при ползании у ребенка развиваются участки мозга, отвечающие за навыки ориентации в пространстве. Соответственно, если ребенок эту стадию пропустил, то эти участки развились недостаточно, что в дальнейшем приведет к проблемам. Для устранения подобных проблем применяются методы нейрокорреции.
Слайд 8
Коррекционно-развивающие занятия необходимы дошкольникам, младшим школьникам, не успевающим в школе, как
- из-за отставания в развитии отдельных психических функций, так и
- из-за общей психофизической ослабленности,
- а также детям, успевающим в школе, но достигающим этого в ущерб своему здоровью. Общим для всех этих групп детей является негативное отношение к обучению, страх неуспеха, неуверенность в своих силах, часто снижение самооценки.
Слайд 9
Коррекционная работа с детьми предусматривает решение следующих задач:
– развитие когнитивных способностей (устранение учебной неуспешности);
– коррекция неблагоприятных личностных особенностей (поведенческих и эмоциональных проблем);
– развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений;
– психолого-педагогическая и просветительская работа с родителями.
Слайд 10
В работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:
• упражнения на развитие внимания;
• дыхательные упражнения;
• общий двигательный репертуар;
• игры с мячом;
• растяжки;
• глазодвигательные упражнения;
• базовые сенсомоторные взаимодействия;
• базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;
• мелкая моторика.
Слайд 11
Эффективны упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Левое полушарие оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно, медленно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект.
Правое полушарие оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений. Обеспечивает синтетическую деятельность мозга; наглядно-образное, трехмерное мышление, связанное с целостным представлением ситуации и тех изменений в ней, которые желательно получить. Информация, поступившая в правое полушарие, обрабатывается быстро. Доминирование правого полушария определяет наличие невербального, практического интеллекта, способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успех в спорте.
Упражнения для повышения пластичности мозга и развития межполушарных взаимодействий:
• Сложить руки в замок и крутить большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую сторону. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы. Это упражнение достаточно простое и помогает ребенку отдохнуть и восстановить уровень внимания.
• Ребро – кулак – ладонь. Ребенку нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.
• Перебираем пальцами. Упражнение выполнять нужно максимально быстро.
• Упражнения на развитие переключаемости внимания. Взять любой текст, например, ненужный прошлогодний учебник. Задание для ребенка – обведи все буквы К в кружочек, а все буквы О зачеркни крестиком. Задача ребенка максимально быстро и правильно проработать эту страницу. Важно, чтобы ребенок сконцентрировано полноценно несколько минут этим занимался. Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.
• Сминаем двумя руками одновременно два листочка бумаги, а потом разглаживаем их. Упражнение выполняется навесу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее делать это упражнение. Это упражнение направлено на развитие внимания у ребенка.
• Упражнение «Кулачок». Дыхательное упражнение. Вдох – максимально сильно сжимаем кулаки, выдох – разжимаем.
• Рисование двумя руками «Треугольники, круги». За минуту ребенок рисует максимальное количество красивых кругов и треугольников. Можно усложнить одна рука рисует круги, другая – треугольники.
• «Молчу — шепчу — кричу» Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом. Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.
• Упражнение «лиса и заяц». Показываем пальчиками разных рук лису и зайчика, но показать нужно так, чтобы лиса и заяц не встречались.
• Упражнение «Цветочки». Кисти рук – цветочки (сложены бутончиком, пальцы – лепесточки. Лепесточки раскрываются в определенной последовательности. На правой руке – средний и безымянный палец, на левой – указательный и мизинец. Далее меняются положения пальцев.
• Глазодвигательное упражнение «Восьмерки». Выполнять сначала левой рукой (активизируем правое полушарие, потом правой (активизируем левое полушарие, потом двумя руками одновременно (синхронизируем работу обоих полушарий).
Упражнения, по мере усвоения, необходимо усложнять – делать максимально быстро, выполнять через хлопок, выполнять с закрытыми глазами (чтобы отключить зрительный контроль).
Когда мы выполняем вот такие сложно координационные движения, мы обучаемся не просто делать эти движения, мы обучаем весь мозг. Мозг становится более восприимчивым, он начинает хорошо воспринимать и воспроизводить сложную информацию.
Желтый, черный, красный, зеленый
Синий, красный, желтый, черный
Черный, желтый, красный, зеленый
Красный, черный, зеленый, синий
Синий, зеленый, желтый, красный
Желтый, красный, синий, черный
(Необходимо произносить тот цвет, которым прописано слово обозначающее цвет, сначала медленно, затем увеличить темп)