Наталья Крайкина
Использования игровых технологий в социально — личностном развитии дошкольников
Крайкина Н. В.
Чернцкое муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
Тема «Использования игровых технологий в социально - личностном развитии дошкольников»
«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель.
Публикация «Использования игровых технологий в социально — личностном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность, необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Евгений Евгеньевич Шулешко, Александра Петровна Ершова и Вячеслав Михайлович Букатов.
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Она направлена на развитие социальных качеств личности, формирования коммуникативной культуры детей. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Цель: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
1 Повышение качества образования детей
2 Снятие страха перед деятельностью
3 Развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей
4 Развитие у детей умений элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий с окружающими
5 Формирование у детей навыка слаженной работы
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову) :
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов -от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Таким образом, к функции игровой технологии относятся :
1. Эмоционально развивающая функция ;
2. Диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;
3. Релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;
4. Компенсаторная функция – дает ребенку то, что ему не хватает;
5. Коммуникативная функция - является великолепным средством для
общения;
6. Функция самореализации- служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;
7. Социокультурная функция- в процессе игры ребенок осваивает
социокультурные нормы и правила поведения;
8. Терапевтическая функция- может служить средством лечения
психических расстройств ребенка.
Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);
• группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);
• группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.
Классификация социо- игровой направленности :
1. Игры для рабочего настроя. Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим.
2. Игры-разминки (разрядки) - Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться.
3. Игры для приобщения к делу - Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.
4. Игры творческого самоутверждения - При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.
-Игры на самоконтроль.
5. Игры вольные (на воле)- Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).
Девять правил социо - игровых подходов :
1. Позиция воспитателя: воспитатель - равноправный партнёр, с которым всегда интересно.
2. Снятие судейской роли с педагога (способствует снятию страха ошибки у детей).
3. Свобода и самостоятельность детей в выборе знаний, умений и навыков.
4. Смена мизансцен (т. е. обстановки). Дети могут общаться в разных уголках группы.
5. Ориентация на индивидуальные открытия и возможности детей.
6. "То, что трудно - интересно".
7. Движение (или активность). Чтобы дети могли двигаться, договариваться, предполагать и по-своему понимать.
8. Жизнь детей в малых группах (3-6 человек).
9. Соблюдение принципа полифонии ("за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток").
Организуемые ситуации накопления положительного социально- эмоционального опыта носят проблемный характер, т. е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.
Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным. Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:
• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
• дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
• у них не будет чувства страха за ошибку