Папки-передвижки

Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка

Елена Муравьева
Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка
▼ Скачать +Заказ

Анализ состояния здоровья дошкольника показывает, что в настоящее время практически нет полностью здоровых детей. В основном воспитанники относятся ко 2группе здоровья, имея незначительные отклонения состояния здоровья. Именно поэтому в современных условиях возрастает значение физического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей дошкольника. Внимание к физическому состоянию детей – дошкольников обусловлено исключительным влиянием двигательного развития на общее психическое и соматическое состояние ребенка в этом возрасте.

Публикация «Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка» размещена в разделах

Для обеспечения нормального физического и психического развития ребенка, необходима двигательная активность с первых дней его жизни. По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности.

Наиболее оптимальным видом физической активности является плавание. Так как плавание есть превосходное средство развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и влияющее на состояние его здоровья, повышению его защитных свойств. В связи с этим в общей системе физического воспитания в детском саду большое место отводится плаванию.

Плавание по праву считается самым эффективным видом спорта, не имеющим конкурентов в оздоровительном воздействии на человеческий организм. Особенно сильное положительное воздействие плавание оказывает на :

- сердечно-сосудистую систему;

- дыхательную систему;

- мышечный аппарат (мышцы рук, бедер, ягодиц, живота, плечей);

- суставы (бедра, руки, шея);

- опорно-двигательный аппарат.

Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопия, гармонично развивают почти все группы мышц – особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, Так же плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами, как лечебное средство. При нарушении обмена веществ, сердечно – легочной недостаточности и других. Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Поэтому первые шаги обучения плаванию должны быть направленны на преодоление этого неприятного и небезобидного чувства. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

И не стоит забывать, что плавание является одним из эффективных средств закаливания детского организма.

Закаливание в более узком смысле следует понимать как различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только холод, но и резкие перепады внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Он менее восприимчив к различного рода заболеваниям.

При систематическом купании, плавании сосудистая система ребенка приобретает свойство быстро приспособляться к изменениям температуры воды. Ребенок привыкает длительно находиться в среде с более низкой температурой. Температура кожи и тела в воде снижается меньше, быстрее восстанавливается после купания. Возникает стойкое приспособление к холоду.

Вот почему плавание является таким эффективным средством закаливания организма вообще и детей дошкольного возраста в особенности. У них совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Наиболее эффективный способ организации занятий плаванием является игра, так как это один из ведущих способов обучения детей дошкольного возраста. На занятии задания даются в игровой форме, проводятся различные игры помогающие усвоить учебный материал.

В каждой возрастной группе, с учетом возраста и индивидуального подхода, использую игры на ознакомление со свойствами воды, которые помогают детям почувствовать сопротивление воды, освоиться с ней.

«Волны на море», «Море волнуется», «Невод».

Например: игра «Волны на море» - помочь детям руками почувствовать сопротивление воды. Стоя кругом или шеренгой. Руки отведены вправо, лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Туловище поворачивают руки под самой поверхностью воды – получаются волны. Движение продолжается беспрерывно.

Игры способствующие освоению движений в воде (бег, ходьба, прыжки); приучающие не бояться брызг; учат слушать задания и выполнять их быстро и медленно.

«Карусели», «Бегом за мячом», «Солнышко и дождик», «Морской бой», «Сделай дождик», «Щука», «Мы веселые ребята», «Морской бой», «Кораблики».

Например: игра «Морской бой» - приучать детей не бояться брызг, действовать согласованно. Две шеренги стоят друг против друга, по сигналу начинают брызгать водой друг другу в лицо.

Игры с погружением в воду – учат детей задерживать дыхание,нырять.

«Качели», «Жучок-паучок», «Нырни в круг», «Передай мяч», «Найди жемчуг», «Спрячемся под воду», «Лягушата».

Например: игра «Жучок-паучок» - упражнять детей в погружении в воду с головой. Дети, взявшись за руки, идут по кругу «паучок» стоит в центре- дети говорят слова

Жучок-паучок вышел на охоту,

Жучок-паучок вышел на охоту.

Не зевай, поспевай,

Прячьтесь все под воду. (дети прячутся под водой).

Игры с выдохом в воду – способствуют овладению выдохом в воду.

«Водолазы», «У кого больше пузырей?», «Качели», «Нырни-достань предмет». В младшем дошкольном возрасте используются игры на дыхание - «Чей мяч дальше?», «Остуди чай», «Сделай пузыри».

Например: игра «Водолазы» - стоя парами, сделать вдох, погрузиться в воду, полный выдох.

В старшей и подготовительной группах для решения поставленных задач использую игровые упражнения. Которые учат детей свободному передвижению в воде, статическому плаванию, скольжению, правильно принимать горизонтальное положение тела и правильно работать ногами.

«Крокодилы», «Цапли», «Лодочки с веслами», «Поезд в туннель», «Воротики», «Стрела», «Винт», «Звездочка», «Поплавок», «Буксир», «Байдарки», «Лодочка», «Переправа», «Стрела».

Воспитателям в группе и в летний период советую проводить игры для развития дыхания; «Сдуй перышко», «Сделай бурю в стакане», «Надуй шарик», «Выдуй пузырь». Игры с водой; «Кораблики», «Кто быстрее?», «Остуди чай».

Для того, чтобы работа по плаванию была эффективной, необходимо по данному вопросу организовать сотрудничество с инструктором по физической культуре, с психологом, с воспитателями и родителями.

Поэтому в группах выставляются папки передвижки на темы «Детский страх перед водой», «Необходимость закаливания детского организма»; брошюры «Дыхательная гимнастика», «Формы закаливания детей».

Из всего сказанного можно сделать вывод - плавание имеет огромное воздействие на детский организм. Поэтому научить ребенка держаться на воде – значит привить ему жизненно необходимый навык.

Публикации по теме:

Итоги летней оздоровительной работы в нашем учреждении В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение.

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни Сентябрь Знакомство с системой работы дошкольного учреждения по здоровьесбережению. Знакомство с проектным методом работы МБДОУ и его возможностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка
Опубликовано: 26 марта 2015 в 07:36
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Елена Муравьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД