Марина Неверова
«Значение игры в развитии слухового восприятия и речи ребенка». Семинар-практикум для родителей с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно внедрению ФГОС ДО с родителями я старюсь выстраивать партнерские отношения.
Участники: родители, воспитывающие детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Цель:
- активизация творческого потенциала родителей в процессе взаимодействия с детьми имеющими нарушения слуха;
Задачи:
- стимуляция родительской компетенции требующей обучения и воспитания особенностями психофизического развития;
Публикация «„Значение игры в развитии слухового восприятия и речи ребенка“, Семинар-практикум для родителей с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- ознакомление родителей с возможностями игровой деятельности, с приемами и методами ее организации и умелом руководстве взрослого.
Темы выступлений:
«Значение игры в развитии слухового восприятия и речи ребенка"
Предварительная работа: провести среди родителей исследование игровых интересов детей с помощью анкеты «В какие игры любят играть Ваши дети?».
Любит ли Ваш ребенок играть?
В какие игры Вы играете с детьми дома?
Любимая игра ребенка – это.
Чему может научить ребенка это игра?
С папой ребенок любит играть -.
С мамой ребенок любит играть -.
Какие игрушки Вы покупаете ребенку?
Какие настольные игры любит Ваш ребенок?
Нужно ли играть с ребенком и почему?
Ход практикума
1. Выступление:
Игры и упражнения, развивающие познавательную сферу ребенка с нарушением слуха :
Предлагая ребенку собрать в коробку игрушки, мама, не задумываясь, развивала у малыша способность к обобщению, систематизации. Напевая песенки и веселя малыша, она стимулирует его эмоциональную сферу. Указывая на зеленую травку и синее небо, формирует у ребенка сенсорные эталоны.
Но если у слышащего ребенка познавательные процессы развиваются преимущественно спонтанно, то у ребенка с нарушением слуха существуют значительные препятствия в восприятии окружающего мира, в овладении рядом мыслительных операций, в развитии отдельных свойств внимания и памяти. Прямым и самым явным следствием нарушения слуха является ограничение речевого развития. А речь - это регулятор эмоций, воли, мышления. Несмотря на кажущуюся сложность, преодолеть эти последствия возможно.
Для этого необходимо:
1. желание и возможность регулярно заниматься с малышом;
2. максимальное предоставление доступа звуковой информации (качественное слухопротезирование);
3. знание структуры познавательной сферы для обеспечения системы коррекционной работы.
Первые два пункта, думаю, не вызывают вопросов. А вот третий заставляет задуматься. Что же входит в структуру познавательной сферы?
Представляю Вам, эту сложную систему психических процессов в более доступной, понятной форме, сопровождая каждый блок примерами игр и упражнений, применимых для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Основным звеном познавательной сферы являются ощущения. Все что мы видим, слышим, обоняем, осязаем - это и есть ощущения. Из них складывается образ мира. Чем богаче ощущения, тем прочнее фундамент для развития познавательных процессов.
Чтобы помочь ребенку с нарушением слуха сформировать этот фундамент целесообразно организовывать следующие игры и упражнения :
1. В раннем возрасте мать должна больше носить ребенка на руках, распевая песенки. Это будет способствовать обогащению вибрационных ощущений, которые являются проводником к развитию слуховых ощущений.
2. Важно демонстрировать малышу яркие разноцветные иллюстрации, давать прослушивать музыку, разнообразить вкусовые ощущения.
3. Нельзя запрещать ребенку исследовать предметы: кусать их, ощупывать, постукивать ими, бросать.
Постепенно ощущения объединяются, связываются между собой, т. е. у ребенка складывается целостные представления об окружающем мире - восприятие.
2. «Значение игры в развитии слухового восприятия и речи ребенка»
В жизни ребенка с нарушенным слухом игра имеет важное, значение, она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения, что необходимо для неслышащего ребенка. Правильное и последовательное руководство игрой становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на все стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха. От родителей требуется одно - запомнить, что ИГРА - это своеобразный ключ в их руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка.
Игра: «Кто где живет?»
Подготовка: из белого картона необходимо вырезать домики, по центру домика изображается контур знакомого ребенку животного (насекомого, птицы, игрушки и т. п., заготавливаются цветные иллюстрации к соответствующим контурам.
Содержание: ребенок рассматривает иллюстрации и называет их (в случае отсутствия в активном словаре ребенка необходимых слов, иллюстрации называет взрослый, а ребенок указывает на картинку); затем ребенку предлагают рассмотреть контуры и найти соответствующий домик для животного.
Словарь: Посмотри! Кто это? Кот (мяу). Вот дома. Много. Где живет кот? Тут. Молодец. Неверно. Кто это? Собака (ав-ав). Где живет собака? и т. д.
Вовлекая ребенка в любое задание или игру, мы непроизвольно активизируем такую важную психическую составляющую как внимание. Как только малыш начал концентрировать взгляд на окружающих объектах, нужно перемещать яркие, красочные предметы перед его глазами для того, чтобы он прослеживал весь путь их следования. Предметы могут быть интенсивно звучащие, или меняющие в процессе передвижения цвет или форму.
Для детей раннего возраста можно организовывать игры со сменой движений, привлекая всех членов семьи ( например: идем, когда есть звуковой сигнал, садимся, когда сигнал прекращается или прыгаем под звуки бубна, идем под звуки барабана, а танцуем под звуки дудки).
Физминутка для родителей.
Педагог: -Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.
Развития всех психических процессов, в том числе и внимания, приходится на момент, когда ребенок вовлекается в продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, аппликацию и т. д.). В связи с этим расширяется диапазон игр на развитие внимания.
Игра: «Сравни картинки»
Содержание: ребенку необходимо сравнить постройки (рисунки) и найти отличия. Кроме того, можно предложить ребенку сделать эти объекты одинаковыми.
Словарь: Посмотри (на конструкции). Вот дом. И это дом. Они одинаковые? Нет. Чем отличаются? Это дом выше. Этот - ниже. Сделай одинаково. Посмотри (на рисунки). Вот дом. И это дом. Они одинаковые? Нет, они разные. Чем отличаются? Тут есть труба (окно, дверь и т. д.). А тут нет. Дорисуй.
Говорить о значимости для нашей жизни памяти не приходится. Можно отметить лишь то, что она бывает кратковременной и долговременной, механической и осмысленной, бывает зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, двигательной. И все эти свойства памяти можно развивать в повседневно жизни, в игре и на специально организованных занятиях.
Игра: «Что пропало?»«Что изменилось?»
Содержание: перед ребенком выстраивается ряд хорошо знакомых игрушек (чем младше ребенок, тем меньше количество игрушек; начинать можно с двух, ребенок называет их, закрывает глаза, а взрослый в это время прячет одну из игрушек; открыв глаза, малыш определяет, какая игрушка пропала, изменилось ее нахождение.
Словарь: Вот игрушки: юла, кубик, машина, кукла, мяч и др. Закрой глаза. Открой. Что пропало? Что изменилось?Переставь. Разложи верно
Очено важным психическим процессом является мышление. С помощью мышления человек производит анализ явлений, событий, обобщение свойств и признаков, сравнение, классификацию, систематизацию, делает умозаключения, выводы, проводит аналогии.
Развитию логики будут способствовать игры на соотнесение предметов по цвету, форме, величине, различные пирамидки, логические кубы, матрешки, обучающие, работа над серией сюжетных рядов.
Игра: «Раскрась коврик»
Подготовка: на квадратном листе взрослый начинает рисовать : две синие вертикалные полоски и одна желтая, две синие и одна желтая.
Содержание: ребенку предлагают продолжить до конца листа.
Словарь: Я рисую. Помоги мне. Дорисуй полоски.
Игра: «Собираемся на прогулку»
Подготовка: необходимо заготовить изображения мальчика и девочки,
основные детали (шапка и кепка, блузка и рубашка, юбка и шорты, туфли девочек и для мальчиков, кукла и машинка, дополнительные детали (меховая шапка, куртка, шуба, сапоги, пирамидка).
Содержание: взрослый сообщает, что мальчик и девочка пойдут гулять и примеряет к девочке блузку, при этом, ребенку предлагается подобрать похожую одежду мальчику из выбора: рубашка, куртка, шорты. Затем взрослый подносит к изображению девочки шапка, а ребенку нужно сделать аналогичный выбор для мальчика из кепки, меховой шапки, шубы и т. п.
Словарь: Мальчик и девочка идут гулять. Я буду одевать девочку, а ты - мальчика. Я одену девочке блузку, а ты что оденешь мальчику? Девочка наденет юбку, а что оденет мальчик?
Развитие речи не может быть обособлено, т. к. оно взамосвязано со всеми видами детской деятельности. Все перечисленные и многие другие занятия не проходят молча. Даже тот факт, что малыш не слышит, не должен влиять на сокращение речевой активности взрослого. Видя артикуляцию родителей и педагога, чувствуя вибрацию голоса, ребенок будет стремиться воссоздавать такие же действия в процессе собственной игры, а это в свою очередь будет способствовать решению важнейшей задачи в процессе развития речи ребенка с нарушением слуха - задачи по стимуляции стремления к речевому
общению.
«Что это?»
«Сложи слово», "Подбери табличку"
Игры с разрезной азбукой
«Лабиринты»
Попросите ребенка найти путь к домику.
Найди в лабиринте дорожку и узнаешь, какому ежику достанется яблоко.
"Четвертый лишний" – исключить один предмет, не имеющий некоторого признака, общего для остальных трех.
"Запомни звуки»"
Нужно приготовить коробку с различными шумовыми предметами, которые своим звучанием знакомы детям (барабан, бубен, дудка и т. д.). Предложите ребенку отвернуться и попробовать отгадать по звуку, что у вас в руках.
5. Анализ анкет
6. Заключительная часть.
Желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучную деятельность.
Самое главное любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в детском саду, так и дома.
Обратная связь
В конце практикума родителям предлагают заполнить отклик-анкету с вопросами:
«Ваше мнение о нашей встрече___
Что вас заинтересовало?___
Что разочаровало?___
Что бы вы еще хотели узнать о детской деятельности?___