Светлана Шаврина
Педагогическое эссе «Игра — важное средство развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — важное средство развития дошкольника
Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети – это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
М. Цветаева.
Высказывание «впал в детство» для педагогов, работающих с
дошколятами, имеет своё, особое значение. Без этого состояния работать в
детском саду просто невозможно. Каждая минута жизни маленького
человечка это игра и задача воспитателя научить детей играть в добрые
Публикация «Педагогическое эссе „Игра — важное средство развития дошкольника“» размещена в разделах
развивающие игры. Сделать это сможет только тот,в чьей душе сохранилась
частичка детства, кто не разучился радоваться первому снегу,удивляться
огромным сосулькам на крышах, задавать окружающим тысячи вопросов и
на всё находить своё объяснение. Еще Н. К. Крупская говорила: «есть игры
,вырабатывающие жестокость, грубость,разжигающие национальную
ненависть, плохо действующие на нервную систему,вызывающие
тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение,
укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости,умение
помогать в беде и т. д…»
Огромное значение для детей имеют сюжетно-ролевые игры. В них
проявляется отношение детей к жизни в обществе. дети учатся действовать
сообща, планировать, распределять роли,учитывать свои силы, заботится о
товарищах,помогать им. Здесь отражаются быт семьи, детского сада,труд
людей разных профессий. Задача воспитателя-помочь детям выбрать самые
яркие жизненные впечатления, создать интерес к тому или иному событию
жизни.
В дидактических играх важное значение имеют сюжет,правила и игровые
действия детей. В этих играх поведение ребёнка, его взаимоотношения со
сверстниками диктуются правилами, установленными заранее. Воспитатель
должен научить детей не нарушать правила игры.
Игры-занятия помогают формировать культуру поведения, нравственные
чувства, интересы, сосредотачивать внимание детей на доступных их
пониманию жизненных явлениях.
А замечательные игры-драматизации! Кто из детей не мечтал стать актёром
или певцом?. Все эти игры безусловно очень важны и нужны для
всестороннего развития детей. И дети любят играть в эти игры!
Но всё же есть такие, которые я считаю,стоят на голову выше всех
перечисленных мною игр это -подвижные игры. Профессор П. Ф. Лесгафт
писал : «Подвижная игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок
готовится к жизни». Подвижная игра имеет большое значение как средство
физического воспитания. Движения,входящие в игру,развивают и
укрепляют организм, улучшают обмен веществ,способствуют более
активному дыханию, усилению кровообращения. Эти игры способствуют
умственному развитию детей. С их помощью расширяются представления об
окружающей действительности,развивается внимание,память,
наблюдательность, воспитываются смелость, решительность, честность,
чувство товарищества, коллективизм.
Играя с детьми в эти игры я сама получаю огромное удовольствие, заряд
бодрости и хорошего настроения. Сила и искренность переживаний детей во
время игры делают её эффективным средством воспитания,поэтому я
стараюсь проводить игру живо, интересно, эмоционально. Веселое
настроение является существенным элементом игры и оказывает
положительное влияние на весь организм ребенка.
А теперь ответьте, может ли работать с детьми человек,не сохранивший в
себе ребёнка? Сможет ли такой человек помочь ребёнку стать полноправным
членом общества, постичь тайны окружающего мира, научить дружбе,
любви? Захотят ли дети доверить ему свои детские, но такие важные
проблемы и радости? Я много лет работаю с детьми дошкольного возраста,
но за эти годы так и не научилась расставаться с ними без слёз. Каждый раз,
встречая кого-то из воспитанников на улице, я стараюсь расспросить обо
всё м: учёбе, друзьях,маленьких победах. И каждый раз мысленно благодарю
за подаренную радость, за возможность каждый день ощущать себя
ребёнком.
Ребёнок-это маленький росток,
Который холим, любим и лелеем;
Ребёнок-это маленький цветок,
Мы всей душой его согреем,
Мы позаботимся о том,
Чтоб мир открыть ему прекрасный,
Чтоб лучик солнца рядом с ним
Светился добротой и счастьем:
Пусть напоит добром любви
Цветочек нежный дождь-проказник
Расти,цветочек наш, расти
И превратись в цветок прекрасный!