Григорьева Ольга
Педагогическое эссе «Система экологического развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В непрерывном экологическом образовании дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое воспитание не может быть успешным только на основе пассивного созерцания, поэтому я пытаюсь построить работу с дошкольниками, которая формирует у детей активность, помогает пробудить сочувствие и понимание потребностей живых организмов в процессе наблюдений и труда.
Публикация «Педагогическое эссе „Система экологического развития дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Работая над темой экологическое воспитание дошкольников, мне в первую очередь было необходимо определить, как наиболее эффективно совместить все составляющие экологического процесса, которые позволили бы сформировать необходимые знания, представления, умения. Создание целостной системы экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:
1. Развивать экологическое мышление, умения использовать географические особенности родного края, знакомить с простейшими способами ориентирования на местности формировать краеведческие знания (нормы и правила поведения в окружающей среде).
2. Постепенное формирование экологических знаний у детей о природе.
3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
4. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Пути реализации:
1. Создание условий: материальная база, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
2. Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
3. Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
4. Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
За время работы по экологическому направлению я старалась использовать метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.
Работая с дошкольниками, мне стало очевидно, что именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.
Главными аспектами в своей работе с детьми я выделяю:
разнообразие видов деятельности,
интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
При построении системы экологической работы я обратила особое внимание на следующие основные направления:
Создание в детском саду условий для экологического воспитания : развивающей среды, фонда методических, наглядно- иллюстративных материалов.
Организация «экологического пространства» в помещении детского сада: групповые уголки природы, экологическая тропа в помещении детского сада.
Организовать и использовать «экологическое пространство» на участке детского сада, экологическая тропа на территории ДОУ.
Использование прилегающих природных территорий. Организация лесной экологической тропинки.