Надежда Панова
Педагогическое эссе «Современное дошкольное образование России — проблемы и перспективы развития»
▼ Скачать + Заказать документы
«Современное дошкольное образование России : проблемы и перспективы развития»
Дошкольное образование является самой первой общественно – государственной формой, в которой осуществляется профессионально – педагогическая работа с подрастающим поколением. На первой ступени образования закладываются основы социальной личности, важнейший институт поддержки семьи. Как показывают исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Первый опыт жизни ребенка в коллективе – детский сад. Но, на этапе когда родители планируют отдать ребенка в ДОУ, тут и возникает одна из ряда проблем дошкольного образования. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растет. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений. В детских садах формируются разновозрастные группы, которые в свою очередь затрудняют образовательный процесс. В законе «Об образовании» отмечается, что ребенок с двух месяцев имеет право на место в детском саду, но на самом деле дошкольные учреждения не готовы на данный момент принимать детей такого возраста. Отсюда следует, что мест в детских садах не хватает.
Публикация «Педагогическое эссе „Современное дошкольное образование России — проблемы и перспективы развития“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Следующая, на мой взгляд, проблема - нововведение основополагающего характера является создание ФГОС ДО. Нас воспитателей погружают в мир постоянных экспериментов с апробацией все новых и новых документов, программ, стандартов, а ведь в детских садах работает очень много специалистов с большим стажем работы и перестроиться работать по-новому становится с каждым годом все сложнее.
Согласно образовательному стандарту воспитателям необходимо обеспечить предметно – развивающую среду, которая будет полифункциональная, вариативная, содержательно – насыщенная, трансформируемая, доступная и безопасная. Все это мы знаем, но тут появляется другая проблема, если два последних пункта: обеспечение доступной и безопасной среды, где-то полностью зависят от воспитателя, то остальные пункты должны реализовываться совместно с действиями заведующего детским садом, муниципальными органами, краевыми властями и, наконец, государственными органами. В наше время все сводится к тому, что воспитатели должны обеспечить и выполнить условия реализации ФГОС ДО, но как это сделать, если нас оставляют один на один с проблемами насыщаемости предметно-развивающей среды. Здесь я говорю о том, что финансирование со стороны государственных органов сведены к максимальному минимуму. Ни для кого не секрет, что, то обеспечение, которое имеется в наших детских садах сейчас, оставляет желать лучшего. И мы этого лучшего желаем и очень хотим работать в современных условиях с современной предметно-развивающей средой. К сожалению, так и остается производить попытки решения данной проблемы своими силами.
Что касается родителей, то в концепции ФГОС ДО особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как главными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. Современные же родители приводят ребенка в детский сад с твердым убеждением того, что воспитатель и специалисты обязаны воспитать и обучить ребенка. При этом большинство родителей считает, что дошкольная организация должна предоставить весь спектр востребованных дополнительных образовательных услуг, чтобы не водить ребенка по вечерам в кружки, секции… Я полагаю, что родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка. Педагоги могут только помочь родителям в этом, направить их в нужное направление. Ведь образовательный стандарт говорит нам о том, семья и детский сад должны действовать вместе. Исходя из этого перед детским садом и воспитателем в частности, встает проблема взаимодействия с родителями. Я думаю, что в данном направлении придется еще долго работать, прежде чем мы получим себе родителей как союзников, а не просто заказчиков. В завершение, хочу отметить, что период внедрения ФГОС ДО без сомнения сложная, кропотливая, постепенная работа по принципу: не навреди. Период информирования, разъяснения, целеполагания, поиска совместных решений, воспитания кадров готовых работать по-новому, используя современные технологии и программы. Таким образом, с введением Федерального закона «Об образовании «и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Обозначены также и нормативно-правовые механизмы эффективной модернизации системы дошкольного образования в соответствии с федеральным законодательством. Будем надеяться, что нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольному образованию занять достойную первую ступень в системе образования России.