Марианна Фокеева
Педагогическое Эссе «На пути к новому образованию»
▼ Скачать + Заказать документы
Отечественная образовательная система в последние десятилетия претерпевает значительные изменения, обусловленные влиянием приоритетных направлений развития Российской науки, экономики и общества. Основными чертами современной российской образовательной политики являются ее компьютеризация, международная интеграция, индивидуализация и многое другое. В подавляющем своем большинстве педагоги, учителя и воспитатели являются хранителями традиций и укладов советского образования. В то же время современные дети – это представители поколения 21 века, имеющие новые мышление, стремления и интересы. Процесс подбора актуальной информации для студента ВУЗа, ученика школы и даже воспитанника детского сада становится сложной задачей для педагогов. Нередко ученики и воспитанники располагают такой информацией, которой не обладает и сам преподаватель. Это, вне зависимости от нашего желания или же нежелания, кардинально меняет роль педагога в построении образовательного процесса для ребенка. Из авторитетного источника информации он превращается в друга и помощника, основной задачей которого является не предоставление готовой информации, а умение заинтересовать и показать способы ее получения и дальнейшего грамотного применения. В связи с этим ведущей задачей российской образовательной политики является формирование качественно новых подходов к обеспечению образовательного процесса с учетом современных тенденций науки и общества при сохранении его фундаментальности.
Публикация «Педагогическое Эссе „На пути к новому образованию“» размещена в разделах
Важной особенностью современного как школьного, так и дошкольного образования является его личностно-ориентированный характер, что во многом определяет возможность наиболее полного развития уникальных личностных характеристик каждого ребенка. Значительная роль при этом отводится педагогам и воспитателям, которые обладая соответствующими знаниями и опытом, способны выстроить нестандартную модель образовательного процесса, направленную на максимальное развитие неповторимой индивидуальности воспитанников дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Все вышеперечисленные особенности неизменно влекут за собой кардинальные изменения образовательной среды, что, безусловно, является важной составляющей успешного обучения. Во-первых, изменился характер отношений между воспитателем и воспитанником, из авторитарных они превратились в партнерские и дружеские. Во-вторых, изменилась психологическая атмосфера проводимых занятий. Считается, что дружелюбная и непринужденная обстановка на занятии снимает избыточное психо-эмоциональное напряжение с детей, что, безусловно, благоприятно сказывается на продуктивности образовательных мероприятий и способствует развитию чувства уверенности в собственных возможностях. На уровне детских дошкольных образовательных учреждений все большую популярность приобретает игровая форма освоения нового материала. Погружение в привычную для ребенка «игровую» обстановку способствует полной ликвидации чувства скованности и дискомфорта и создает благоприятные условия для максимального раскрытия эндогенного потенциала.
Когда мы начинаем говорить о качественном обучении, то зачастую под этим подразумевается использование современных образовательных технологий. В настоящее время компьютеризации и информатизации образования отводится едва ли не ведущая роль в становлении успешной личности. Интеграция средств ИКТ в учебный процесс имеет множество достоинств. Прежде всего, это позволяет подготовить подрастающее поколение детей к жизни в информационном обществе, а также значительно повышает эффективность образовательного процесса за счет целого ряда полезных опций, к которым относятся возможность обеспечения постоянного и быстрого доступа к единым образовательным ресурсам, вне зависимости от территориального фактора, возможность проведения детальной оценки качества полученных воспитанниками знаний и навыков при помощи онлайн-тестирования, набора разнообразных компьютерных программ (тренировочных, имитационных и моделирующих, игровых и многих других, а также позволяет педагогам выстраивать так называемую модульную систему освоения материала, которая в первую очередь позволяет регулировать скорость и глубину изучения нового материала.
Необходимо отметить, что яркая компьютерная визуализация никогда не сможет заменить образ естественной природной среды со всеми ее обитателями или же духа настоящей творческой или рабочей атмосферы. Все это лишь дополнительно подчеркивает важность максимально полного использования любой возможности для посещения парков, лесов, театрализованных представлений и производственных предприятий с целью закрепления полученных теоретических знаний, развития коммуникативных навыков и формирования реалистичных представлений о мире природы и профессиональной деятельности современного взрослого человека.
Несмотря явные преимущества и перспективы современного дошкольного и школьного образования, важнейшая роль в успешной реализации этого сложного процесса отводится ближайшему окружению ребенка, т. е. семье. Для детей любого возраста, а для детей младшей возрастной группы особенно, родительский авторитет непоколебим. Именно отец и мать являются для их детища первым примером для подражания и образцом поведения. Сформированный в детстве на основе родительского примера поведенческий психотип нередко остается с ребенком на всю оставшуюся жизнь. Совместное времяпрепровождение в различных его проявлениях, будь то совместный активный отдых или труд, игра или обучение, несет в себе сакраментальный смысл, который направлен на формирование у ребенка чувства любви, защищенности и ощущения собственной необходимости. В современном мире в отношении реализации этого базового положения существуют определенные проблемы. Нынешним родителям, занятым упорным движением вверх по карьерной лестнице, гораздо проще усадить ребенка за телевизор, компьютер или планшет, чем потратить свободную минутку на своего малыша. Недостаточное внимание близких людей по отношению к своему ребенку крайне негативно отражается на его психо-эиоциональном статусе, что впоследствии может явиться негативной основой для формирования серьезных внутренних проблем уже в сознательном возрасте. Задача по решению этого непростого вопроса опять-таки лежит на плечах воспитателей и учителей, которые обязаны всячески способствовать поддержанию и укреплению теплых и доверительных отношений внутри семьи для достижения высокой цели – формирование успешного и уверенного в себе человека.
Таким образом, грамотно применяя все базисные постулаты концепции современного дошкольного и школьного образования, мы сможем воспитать из наших детей яркую и самобытную личность, с активной жизненной позицией, твердо стоящей на ногах и смело достигающей поставленных целей.