Таболина Надежда Павловна
«Профессия — музыкальный руководитель». Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,
а воспитание человека». В. Сухомлинский
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт
в мире игру, сказки, музыки, творчества». В. Сухомлинский
Музыка очень помогает усвоению речи, поскольку музыкальные и речевые центры расположены близко друг к другу. Шведскими учёными доказано что люди, занимающиеся музыкой, запоминают хорошо не только музыку, но и слова, стихи, поскольку им помогает музыкальная интонация и ритм.
Публикация «„Профессия — музыкальный руководитель“, Педагогическое эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Для музыкального воспитания работа детского сада незаменима. Родители редко вовремя заботится о развитии музыкальности. И даже наиболее внимательные и состоятельные из них не могут дать своим детям, при самом тщательном обучении музыки, коллективное воспитание, являющееся огромной помощью на начальном этапе музицирования.
В детском саду закладывается фундамент его музыкальных «скрытых» способнотей, происходит накопление первых решающих музыкальных впечатлений. Ребенок никогда не забывает то чему он здесь научился: оно входит в его плоть и кровь. Но это становиться не только его личной собственностью. «То, что ребенок получает в детском саду становиться одновременно составной частью общественного духа» (Шандор Имре).
Элементы музыки даже взятые в отдельности ценные средства воспитания. Ритм развивает внимание, сосредоточенность, определенность, способность к тренировке. Мелодия открывает мир чувств. Динамика, тембр заостряют слуховое восприятие. Наконец, пение – это такое многостороннее действие, что оно является также и неоценимым средством физического воспитания. Те народные детские считалки, игры и песни, которые на начальном этапе воспитания детей у каждого образованного народа стоят на главном месте, по существу, должно воспитаться в детском саду.
Детям нет дела до теоретического ограничения диапазона голоса. Ребенок дошкольного возраста выучит быстрее, чем школьники.
Возникает вопрос: а сколько песен запоминает ребенок из того, что он слышал в детском саду? Это неважно. Самое главное хорошо подобрать песни и обогащать душу ребенка с помощью музыки. Маленький ребенок может добиться чистой интонации быстрее всего в таких песнях, где ненужно возиться с полутонами. И все же он встречается во всех песенниках для детских садов. И все же мы должны понять, что лучшие песни - это не только эстетический вопрос, а вопрос жизни.
Детскому саду следовало бы быть подлинным царством ритма. Прежде чем разовьется певческий голос, каждого ребенка можно было бы играючи сделать виртуозом ритма. Детский сад – это уже настоящая полнокровная жизнь. Трехлетний ребенок - тоже человек. Будем принимать ребенка всерьез!
Моя профессия – музыкальный руководитель… Звучит сухо, бездушно, однолико… Однако, если разобраться внимательнее, можно найти в этих словах глубокий смысл. «Музыкальный» – прекрасный, чувственный, ласковый, игривый. «Руководитель» – подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в новое, неизведанное, прекрасное…
Я работаю музыкальным руководителем в детском саду 3 года. Каждый день убеждаюсь, что профессия музыкального руководителя одна из лучших, нужных на свете. Моя профессия позволяет раскрыться многим способностям, ведь музыкальному руководителю нужно быть музыкантом и поэтом, художником и гримёром, костюмером и актёром, сценаристом и режиссёром праздников. Конечно, такая эмоциональная и образовательная нагрузка, отнимает много сил как душевных, так и физических. Но это того стоит, необыкновенно приятно видеть в своих воспитанниках «плоды» работы. А сколькими видами деятельности необходимо овладеть в процессе музыкального и общего развития детей: это слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, театрализация, игра на музыкальных инструментах. Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования.
С большим интересом всегда знакомлюсь с опытом работы моих коллег, как на уровне района, региона, так и на Всероссийском уровне, стараюсь следить за новинками методических разработок в сфере музыкального воспитания и применять их в своей практике.
В своей профессии я придерживаюсь мнения, чтобы, прежде всего детский сад давал побольше радости – чтобы с воспоминаниями о нем у ребят связывалось представление о чем-то светлом. Музыкант в детском саду – это дело очень ответственное. Вот как мне представляется работа такого человека: должен быть близким человеком для детей, должен слиться с их жизнью, войти в их интересы, связать с жизнью свою работу. Большую роль будут играют занятия искусством. Искусство будет тесно связано с жизнью ребенка, с его свободными душевными переживаниями. Музыка должна идти навстречу естественным потребностям ребенка, содействовать его свободному гармоническому развитию и вести к наибольшему развитию его творческих сил.
Моей целью является «не воспитание музыкантов, а людей». Без музыкального воспитания не может быть полноценного развития ребенка, музыкальное воспитание – основа культуры человека. Начав работать, я вскоре убедилась, что знаний, полученных в учебном заведении, мало, нужно самой много читать, наблюдать, сопоставлять, всматриваться, анализировать свои ошибки. Да и наши поступки – это результат наших взглядов, следствие широты кругозора, показатель интеллекта. Интеллект я считаю непременным условием авторитета музыканта, ибо убедилась, что только тогда, когда собеседник поймет, что имеет дело с педагогом – мастером, эрудированным и все понимающим, умеющим общаться на равных с людьми любой социальной категории, он доверится педагогу и проявит максимум уважения к нему.
Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Но наряду с этим лучшим качеством педагога я считаю исполнительность и заинтересованность в деле. Каждый день по дороге домой, я анализирую свой трудовой день. Своими впечатлениями, сомнениями, предложениями и планами я делюсь на следующий день с коллективом, заведующей, что бы действовать с ними согласованно и не повторять ошибок. Так будут идти все последующие дни и вся жизнь в детском саду.
Моя жизнь, мое творчество в процессе усовершенствования и поиска новых и лучших побед. Моя жизнь, а значит и творческий поиск, продолжаются!