Екатерина Александрова
Педагогическое эссе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое эссе.
Каждый раз, приходя на работу, я вижу глаза своих воспитанников, таких разных: смешных, любознательных, задиристых.
Догадываются ли они, что я тоже учусь у них? Учусь не забывать ощущение детства, не отстать от жизни, не постареть и не почувствовать себя всезнайкой. Учусь не вообразить, что я всегда права и имею право судить и оценивать других. Я должна видеть глаза своих детей – мы нужны друг другу. Это сущность счастья для меня. А еще я люблю не завершенность, а сотрудничество, дискуссию, учебу. Может быть, поэтому я – педагог!
Публикация «Педагогическое эссе» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Масса открытий совершается из любопытства, а их прикладное значение появляется значительно позднее. Воспитание – интеллектуальное искусство: искусство мыслительных процессов, создания логических конструкций… Красота и новизна идеи, появившейся в процессе решения сложной задачи или работой над проектом, может принести удивительную радость творчества. Узнавание нового пути приносит искреннее удовлетворение другим, проживающим ту же задачу. Поэтому любое общение должно быть уроком искусства.
Именно воспитание обладает большими возможностями для интеллектуального и нравственного развития детей. И на своих занятиях я делаю все для того, чтобы мои выпускники обладали активной жизненной позицией.
Я считаю, что занятие должно быть интересным, захватывающим, чтобы каждый ребенок был вовлечен в процесс познания. Воспитатель не должен быть раздатчиком готовой информации, он должен направлять и подталкивать учеников к тому, чтобы они сами добывали необходимую им информацию. Вот почему я отказалась на своих занятиях от традиционной формы работы: и заменила ее на новую - «педагог-воспитанник-сотрудничество». Это значит, что я изменила для себя сам подход к процессу обучения:
воспитанник, а не я является центральной фигурой;
деятельность познания является главной, а не преподавание;
самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний стало для меня приоритетным, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний;
совместные размышления, дискуссии, исследование, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности;
уважение к личности, а не назидание и критика должно проявляться в процессе общения с воспитанником в любых ситуациях;
На моих занятиях ребята учатся вместе работать, учатся творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. А главное, осознавать, что от тебя зависит успех всего коллектива, что ты несешь ответственность и за свои успехи, и за успехи всех остальных.
При этом подходе, на мой взгляд, воспитанники приобретают большую свободу действий. Обращаю особое внимание на знание национальных традиций и обычаев, воспитание патриотизма и любви к Родине.
Задумываюсь над тем, как оценивать приобретенные навыки. Что и как оценивать: результат или процесс? Отработанный навык, воспроизведенный без ошибок, или выстраданную, самостоятельно рожденную мысль, высказанную с ошибками? Я оцениваю воспитанника с учетом его способностей, затраченных им усилий, и только тогда он понимает, зачем ему стараться.
Учась друг у друга, я с ребятами на равных, но на «равных», не значит, что на их уровне. На равных, значит доверять, относиться как к личности, уважать ее. Такой стиль общения позволяет мне осуществить педагогику сотрудничества не на словах, а на деле.
Все, то новое, которое я познаю, стремлюсь передать своим воспитанникам и коллегам: консультирую в области ИКТ, даю мастер-классы, открытые занятия. Учусь на курсах повышения квалификации, участвую в работе семинаров и конференций, публикую научные статьи и обмениваюсь опытом работы в социальных сетях Интернет и профессиональных сообществах, консультируюсь у ведущих педагогов - новаторов. Все это помогает мне идти в ногу со временем, применять все новые и новые формы работы.
Мои воспитанники редко меня подводят. Они побеждают на олимпиадах, становятся призерами НПК и творческих конкурсов и часто радуют меня своими успехами.
В детском образовании должен работать педагог,
это мое твердое убеждение, который верит
в собственное предназначение и понимает,
что эта профессия нужна детям.