Галина Шарай
Педагогическое сопровождение социальной адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Устройство малыша в дошкольное образовательное учреждение – это процесс сложный и для самого ребёнка, и для его родителей. Для малыша это сильное стрессовое волнение, которое необходимо смягчить. Ребёночку нужно подстроиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Отсутствие родителей в течение девяти и более часов, другой стиль общения, контакт со сверстниками, четкий режим дня, новое помещение - все эти изменения создают для малыша огромный стресс. Все это может вызвать у ребёнка защитную реакцию отказа от сна, еды, в виде плача, общения с окружающими.
Публикация «Педагогическое сопровождение социальной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
Насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу кидающиеся в глаза последствия он может иметь – это все должны знать и понимать.
Нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, чтобы привыкание малыша к детскому саду было максимально безболезненным.
Данная проблема до сих пор остаётся актуальной, что и позволило нам работать над данной темой.
Цель: раскрыть условия педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
Задачи:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста;
2) разработать содержание педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста;
3) апробировать предложенное содержание и сделать выводы.
Педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ будет результативно, если:
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;
- разработано содержание педагогического сопровождения по адаптации детей;
- осуществляется постоянная связь с родителями детей;
- создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе;
- осуществляется регулярный контроль над здоровьем, настроением, сном детей.
Выбирая диагностические методики исследования процесса социальной адаптации детей раннего возраста, необходимо следовать тем, чтобы они были недолгими во времени, щадящими, в то же время, довольно информативными. Также диагностические методики обязаны учитывать воспитание, социальное развитие ребёнка, деятельность самого малыша.
Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения была проведена работа с семьей - даны квалификационные советы по подготовке ребёнка к условиям коллективного воспитания – это соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение малыша входить в общение с взрослыми и детьми.
Для оценки адаптации малыша к детскому саду были использованы следующие методики:
1. Разработка системы бытовой адаптации.
2. Определение группы, к которой принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в дошкольное образовательное учреждение.
3. Параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
4. Разработка характеристики физического, психического состояния и здоровья детей в период адаптации.
Для структурно-функциональной модели психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ приемлемы следующие принципы:
1. Принцип активности, предполагающий построение предметно-развивающей среды в ДОУ, которая включает в себя создание эмоционального поля, обеспечивающего развитие эмоциональной сферы ребёнка раннего возраста – это основы социального развития.
2. Принцип природосообразности предполагает, что в процессе совместной деятельности малыша и взрослого именно малыш является центром этой ситуации взаимодействия. Данный принцип полагает учёт пола, возраста, уровня развития малыша.
3. Принцип сотрудничества предполагает ориентацию в процессе деятельности на личность малыша, создание благоприятных условий для её самоопределения, самореализации, для формирования способностей. Совместная деятельность ребёнка раннего возраста и родителей построена на межсубъективном взаимодействии, в котором малыш выступает как равный партнёр.
4. Принцип социализации предполагает усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта, опыта взаимодействия малыша с миром взрослых. Социализация личности случается в процессе деятельности общения малыша со значимым взрослым в определённой культуре, что обеспечивает развитие у него социальной активности.
5. Принцип самоактуализации - предполагает реализацию способностей, потенциалов малыша в деятельности. Включённость ребёнка в процесс деятельности содействует адекватному восприятию реальности, принятию себя, окружающих людей, установлению межличностных отношений малыша с миром взрослых.
6. Принцип развития и саморазвития - предполагает установить гармоничное соотношение между процессами развития, определёнными действиями взрослого и саморазвития, которое определено активностью самого ребёнка.
Мы работаем по трем направлениям:
1. Работа с родителями.
- Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих упрочению главных возможностей детского организма в период адаптации к ДОУ;
- Анкетирование родителей на готовность ребенка к поступлению в ДОУ;
- Индивидуальное консультирование для родителей.
Просветительская работа с родителями в форме:
- сообщений на родительских собраниях «Адаптация ребенка к детскому саду», «Психологические характеристики раннего возраста»;
- буклетов «Как общаться с ребенком?», «Что делать, если…»; информационных текстов о работе специалистов ДОУ с детьми раннего возраста;
- проведение тренингов: «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду», «Каким вы ходите видеть своего ребенка?», «Цели воспитания и методы развития детской деятельности».
Необходимое условие успешной адаптации - это сотрудничество с родителями. В период адаптации в работе применялись как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, цель которых - объединение в одну команду, установление доверительных отношений, воспитание потребности делиться друг с другом своими вопросами и вместе их решать.
Применение нетрадиционных форм работы с семьей содействует повышению эффективности взаимодействия с родителями, это показывает практический опыт.
Можно сопоставить прохождение адаптационного периода у детей из семей, посещавших наши мероприятия, и семей, не участвующих в них, благодаря проделанной работе. До взаимодействия с родителями процесс адаптации у детей протекал довольно долго, много времени уходило на организацию совместной деятельности с малышом, на включение его в новую жизнь дошкольного образовательного учреждения и группы, на привыкание к распорядку дня, на общение со сверстниками. Малыши, чьи родители участвовали в совместной работе, существенно легче адаптировались к условиям детского сада. Они вели себя более спокойно, период привыкания сократился, они быстрее начали полноценно посещать группу, оставаться на дневной сон, активно и с интересом подключаются к образовательному процессу.
2. Работа с детьми.
Цель – помочь детям в адаптации к условиям ДОУ.
Этим определяются основные задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- формирование игровых навыков, произвольного поведения.
Этот этап включал в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, обращённую на снятие проблем, начинающихся в начальном периоде адаптации детей к условиям ДОУ. При проведении занятий была учтена специфика работы с маленькими детьми: ребёнок раннего возраста не может самостоятельно сказать о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, неустойчивость, агрессивность и т. д. Это определяет необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей в период адаптации.
Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы малыша. Коррекционная работа, связанная с переживаниями малыша, реализовывается по принципу «здесь и теперь» с упором на незамедлительном закреплении тех положительных процессов, которые выражаются в ходе коррекционного процесса.
Нетрадиционные методы и приёмы в помощь малышу адаптироваться к условиям детского сада.
1. При поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение проведена беседа с родителями о том, какие песенки, мультфильмы любит ребёнок. Чтобы отвлечь детей, можно включить аудиозаписи знакомых песен из мультфильмов и сказок, а также звуки природы.
2. Шумовые игрушки.
3. Водные игры.
4. Мыльные пузыри.
5. Пескотерапия.
6. Тестопластика.
7. Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами).
3. Работа с воспитателями.
1. Проведение семинаров, консультаций с воспитателями по:
- условиям адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
- особенностям психического развития детей раннего возраста;
- развитию игровой культуры ребёнка;
- снятию эмоционального напряжения;
- координированию методики режимных процессов с семьей;
- развитию мелкой моторики.
2. Разработаны рекомендации для воспитателей по работе с вновь поступающими детьми.
3. Разработка плана воспитательно-образовательной работы в период адаптации.
4. Разработан пакет диагностических методик для детей 2-3 лет.
5. Разработка алгоритма адаптации.
Для воспитателей были разработаны памятки на следующие темы:
1) Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями малыша раннего возраста, поступающего в детский сад.
2) Памятки по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и младших воспитателей групп раннего возраста).
3) Роль воспитателя в создании условий для безболезненной адаптации ребёнка в детском саду.
4) Меры, облегчающие адаптацию детей раннего возраста (для воспитателей).
Проведены консультации по темам:
1. «Чем занять малыша в адаптационный период».
2. «Пестушки и журилки для плачущего малыша».
3. «Совместная работа воспитателя и родителей в адаптационный период».
4. «Здоровье ребёнка дома и в детском саду» или «Чем и как помочь ребёнку в период адаптации».
5. «Основные особенности развития детей раннего возраста. Направления деятельности, задачи».
6. Индивидуальные консультации воспитателей по проблеме адаптации и особенностям психического развития в раннем возрасте.
По завершению периода адаптации в дошкольном образовательном учреждении был собран медико-психолого-педагогический совет, где обсуждались итоги проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, проанализированы результаты, скорректированы планы по организации адаптации и запланирована дальнейшая работа.
Критерии успешности педагогического сопровождения :
- физиологический (снижение заболеваемости в течение первых месяцев пребывания в детском саду, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья, хорошее самочувствие, умеренная утомляемость, нормализация сна и питания, привыкание к новому режиму дня);
- когнитивный (познавательная активность, овладение навыками учебной и игровой деятельности, соответствие уровня познавательного развития возрастной норме);
- личностный (умеренная тревожность, отсутствие эмоционального дискомфорта, адекватность самооценки);
- социальный (хорошее эмоциональное самочувствие в процессе общения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, принятие в группе сверстников, владение навыками общения);
- поведенческий (овладение культурными нормами, отсутствие агрессивных тенденций, усвоение правил поведения на занятиях и в процессе общения).
1) Модель педагогического сопровождения включает : раннее выявление отклонений в развитии ребенка; создание необходимой развивающей среды; разработка и применение индивидуальных мер коррекции; стимуляция потенциальных возможностей ребенка; осуществление профилактики неблагополучного развития детей.
2) Содержательный компонент деятельности педагога, представляющий собой поэтапное приобщение детей раннего возраста к социальной адаптации и включающий разнообразные методы, формы организации педагогического сопровождения.
Для того, чтобы малышу было комфортно, уютно в дошкольном образовательном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
И таким образом, раннее детство – период интенсивного развития. Во многом определяет малыша будущую взрослую жизнь опыт, приобретенный им в «ходячем детстве».