Ирина Польшина
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Подготовил учитель логопед
МБДОУ д\с №3 г. Лебедянь
Польшина И. Д.
Л. В. Луначарский писал: «Маленького ребёнка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать». Чтобы нам не пришлось ни ломать и не гнуть, мы должны с самого раннего детства в детском саду и в семье воспитывать в ребёнке такие нравственные качества как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные краеугольные качества.
Публикация «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах
Духовно-нравственной направленностью личности определяется деятельность человека в обществе, его взаимоотношение с людьми, отношение к явлениям общественной жизни, к окружающей действительности.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и детского сада.
Почему возникла необходимость педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания?
Это связано с кризисом в духовно-нравственной сфере современного общества. Главная причина духовно-нравственного кризиса - разрушение традиционных устоев семьи. И вот какие они:
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье : супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи : нарушены родовые и семейные связи между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания : некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства.
6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений.
Отсюда и необходимость педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания.
В основу работы с родителями в детском саду должна быть поставлена информационно-просветительская деятельность. Нужно показать родителям, что именно в семье ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. Родители должны прививать с детства традиционные семейные ценности (5 составляющих) :
-обычаи (установления, привычные формы поведения);
-традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
-отношения (сердечные чувствования и настроения);
-правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй и благочестивой жизни);
-распорядок (установленный порядок в течении дел дня, недели, года).
Необходимо довести до родителей и средства воспитания духовности и нравственности :
-природа во всей ее красоте, величии и целесообразности;
-истинное искусство, дающее возможность испытать чувство радости;
-неподдельное сочувствие страдающим;
-действенная любовь к ближним;
-мужество национального героя;
-творческая жизнь.
Основная цель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – создание в ДОУ системы духовно-нравственного воспитания на отечественных традициях с учётом современного опыта.
Одной из множества задач, решаемых в данном направлении, является вовлечение родителей в данную работу посредством совместных мероприятий. Формы работы с родителями многообразны и разноплановы. Это и родительские собрания на тему духовности, нравственности, открытые показательно-образовательные процессы, факультативные занятия совместно с родителями, анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса воспитания в семье, наглядные виды работы, такие как информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.
Педагогическая помощь, или как мы говорим педагогическое сопровождение родителей, в вопросах духовно-нравственного воспитания должно основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, так как есть семьи принадлежащие различным религиозным конфессиям, воспитывающие детей в рамках, правилах, догмах своей религии. И самое главное, данную работу построить так, чтобы педагогическая помощь расценивалась родителями, как помощь, а не вторжение в частную жизнь семьи.
Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и педагогов, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка в семье.
2. Определение условия педагогической культуры родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
4. Изучение положительного опыта семейного христианского воспитания с целью его распространения.
Когда педагог приступает к работе с новой группой его волнует ряд вопросов. Как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей общим делом? Как, о чём вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам педагога, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребёнок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?
Исходя из многолетнего опыта можно сказать, что такого контакта с родителями педагог может достичь, проявляя постоянную, а самое главное искреннюю доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьёй. В своей работе нужно стремиться сделать так, чтобы родители видели в педагоге человека, который любит их ребёнка, живёт заботой о нём. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета, и с охотой отзываются на все предложения, исходящие от педагога.
Зачастую родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел ребёнок, оценивающее осматривают его: чист, ухожен ли, не обижен ли, а затем торопливо покидают детский сад. Перед педагогами возникает вопрос : Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей, а особенно к нравственному. Прежде всего систематически делится с родителями новостями о жизни их детей в группе, указывая на конкретные их достижения: помог другу, пожалел товарища, поделился, красиво нарисовал и многое другое. Внимательное, чуткое отношение педагога к ребёнку создаёт условие, при которых у родителей начинает постепенно появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду. Любая беседа, разговор с позиции интересов ребёнка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию. Они доверяют и начинают работать с педагогом не потому, что это необходимо, а потому, что это важно для их ребёнка.
Сегодня требуется переход от модели воспитания к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создание условий и мотивации для межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющих решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.
В этой связи предполагается, что взаимодействие образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.
В нашем детском саду содержание духовно - нравственного воспитания детей и родителей в процессе педагогического сопровождения ориентируется на программу «Добрый мир» Л. Л. Шевченко и учебно-методический комплект «Мир-прекрасное творение» под редакцией Л. Н. Гладких. Многовековые традиции духовно-нравственного воспитания позволят вернуть в семью любовь, взаимопонимание, духовность.
Но обязательно надо помнить о личной профессиональной ответственности, которая ложится на нас, педагогов. Ответственность эту мы можем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и непрекращающегося труда над своей душой.
При таком взаимодействии семьи и детского сада мы можем планировать следующие результаты:
-повышение престижа семьи, отцовства и материнства;
-возрождение традиций семьи;
-приобщение к ценностям и традициям российской семьи : любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
-бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.