Кропачева Ольга
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста «Кто живет на Севере?»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста
ЦЕЛЬ: формирование начальных представлений о животном мире и людях, проживающих в условиях Крайнего Севера, через совместную деятельность по созданию макета.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Образовательные задачи:
Публикация «Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста „Кто живет на Севере?“» размещена в разделах
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
1. Познакомить детей с природой и обитателями Арктики и тундры, особенностями жизни народов Крайнего Севера.
2. Закрепить представления детей о местах обитания животных, о взаимосвязи животного мира со средой обитания.
3. Вызвать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
Развивающие задачи:
1. Создавать условия для развития творческой и познавательной активности детей.
2. Способствовать развитию конструктивных навыков в изготовлении объемных поделок, построек.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа о природном и животном мире Арктики и Антарктиды. Знакомство с местами обитания знакомых животных.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: иглу, эскимосы, эвенки, чум
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, проектор, презентация «Жители Крайнего Севера», картинки «Жилища народов Крайнего Севера». Фигурки животных из разных мест обитания (жаркие страны, средняя полоса России, животные Крайнего Севера, Арктики). Картинки с изображением мест обитания – Африка, Лес. Макет «Арктика».
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: иллюстрации животных Арктики, тундры: белый медведь, тюлень, морж, северный олень, песец, полярная крачка, морской нарвал, полярный волк, полярная сова.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: человечки эскимосы (из конструктора лего) на каждого ребенка, пластиковые стаканчики, прямоугольники из ватных дисков, клей, кисточки, рафинад.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ:
Дети в свободной деятельности рассматривают географическую карту России. Обсуждают, где они живут, что где находится.
Воспитатель подходит к детям и интересуется:
«Ребята, а как вы думаете, что это за место?» (показывает на районы Крайнего Севера, Арктику)
Дети выдвигают свои предположения.
Воспитатель: «Верно. Это Северный полюс. Место, где почти весь год лежит снег. Здесь очень суровый климат, интересная необычная природа»
Педагог вносит основу для макета «Арктика» :
«Ребята, смотрите, что это?»
Дети делают предположение, что это Северный полюс. Вместе с воспитателем рассматривают и обсуждают макет: что изображено, из каких материалов сделаны льдины, снег.
Воспитатель: «Кого же здесь не хватает?»
Ответы детей: «Животных!»
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, какие животные живут на севере? А где мы можем об этом узнать?»
Дети выдвигают предположения. Предлагают поискать информацию о животных в энциклопедии. Совместно с педагогом находят и просматривают видеофильм (2 мин) «Удивительный мир Арктики»
В видеофильме рассказывается об особенностях природных условий Арктики, о некоторых животных, обитающих там (белый медведь, песец, северный олень, полярная сова, крачка, морж, тюлень, касатка, нарвал).
Воспитатель: «Ребята, а где же мы возьмем животных для нашего макета?»
Дети предлагают слепить из пластилина, сделать из бумаги, выбрать фигурки животных из макета «Заповедник».
Вместе с педагогом решают взять готовые фигурки, а из пластилина долепить позднее (по желанию).
Воспитатель: «Но наши животные перепутались, не понятно, кто, где живет!»
Дети предлагают рассортировать животных по местам их обитания: животных жарких стран, животных наших лесов, животных севера. Северных обитателей поместить на макет.
Дидактическая игра «Кто, где живет»
Дети вместе с педагогом выбирают и сортируют животных по месту их обитания. Животных жарких стран и животных средней полосы дети расставляют у стендов «Африка» и «Лес». Животных севера помещают на макет «Арктика».
Воспитатель привлекает внимание детей к макету:
«Кого можно еще сюда поместить?»
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: «Дети, а как вы думаете, живут ли на севере люди? Там же очень холодно».
Ответы детей.
Картинки или презентация ИКТ «Жители крайнего Севера» (народы Крайнего севера, их основные занятия: охота, рыбалка)
Воспитатель: Да. Даже в таких непростых природных условиях живут люди, их называют народы крайнего севера (чукчи, эскимосы, ненцы, эвенки и другие).
Что же им помогает выжить в таких суровых краях?
Ответы детей.
Педагог : «Да. Теплая одежда. Они – хорошие охотники и рыболовы, многие народы севера занимаются оленеводством»
Ребята, можем мы на наш макет поместить людей?»
Дети: «Да!»
Воспитатель обращает внимание детей на человечков - эскимосов из конструктора лего: «Посмотрите, какие замечательные человечки у нас есть. Похожи они на жителей крайнего севера?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Только где же они будут жить? Им нужен дом. Из чего можно построить дом на Северном полюсе?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Верно, из снега»
Показ картинок «Жилища народов крайнего Севера» (чум, иглу).
Воспитатель: «Предлагаю дополнить наш макет человечками и их домиками. Можем ли мы сделать жилище из снега в группе?»
Дети: «Нет. Оно растает»
Воспитатель: «А из чего можно смастерить иглу для наших эскимосов?»
Предположения детей.
Воспитатель показывает два варианта иглу: из стаканчика и ватных дисков и из сахара – рафинада.
Обсуждение с детьми : как соорудить эти постройки.
Воспитатель показывает процесс создания поделок - иглу:
«Иглу – домик в форме купола. У него не острых углов.
• Я беру бумажный стаканчик и вырезаю отверстие, дверь. Затем наклеиваю прямоугольники из ватных дисков (заранее нарезанные) на стакан.
• Из сахарных кубиков сооружаю стену, выкладывая кубики по кругу. Ставлю друг на друга»
Дети выбирают понравившийся способ и самостоятельно сооружают постройку.
Обыгрывают свои постройки, свободная игровая деятельность детей с макетом.
Рефлексия. В кругу. Сидят на ковре. Воспитатель:
«Дети, посмотрите, какой замечательный у нас получился макет. Настоящая Арктика! А вы бы хотели побывать в настоящей Арктике?
А где мы можем использовать наш макет? Что будем с ним делать?»
Дети предлагают сочинить сказку о «Северном полюсе» и придумать инсценировку, кто – то хочет дополнить макет льдинами и снегом, другие предлагают слепить саночки и ездовых собак.
Воспитатель с детьми решают оставить макет в группе, преобразить его, сочинить и показать сказку.
В дальнейшем, дети предложили создать макет на тему «Африка», «Джунгли»