Елена Борисова
Педагогический творческий проект «Традиции чаепития»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический творческий проект
«Традиции чаепития»
Автор: Педагог МКДОУ «Детский сад № 13 г. Киренска» Борисова Е. Б.
Тип проекта :
По доминирующему методу: творческий.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: краткосрочный – 2 неделя
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках одной возрастной группы.
По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.
Публикация «Педагогический творческий проект „Традиции чаепития“» размещена в разделах
- Посиделки
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Чай. Традиции русского чаепития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Участники проекта : Родители и дети средней группы «Воробушки».
Руководитель: Педагог группы Елена Борисовна
Средства реализации: Помощь родителей, музыкального руководителя.
Цель проекта : Знакомство с историей возникновения традиции чаепития русского народа.
Воспитывать интерес к народной культуре.
Задачи проекта
Образовательная задача: Познакомить детей и родителей с историей возникновения традиции
русского чаепития, закрепить традиционные правила поведения за столом.
Развивающая задача: Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать.
Способствовать развитию у детей творческого воображения, фантазию и
творческие способности детей. Активизировать речь детей.
Взаимодействовать с родителями в процессе совместной деятельности для
эффективного приобщения детей к истокам народной культуры.
Воспитательная задача: Воспитывать любовь к родному народу, уважение к его традициям.
Актуальность: Многие праздники, в том числе и в детском саду, завершаются чаепитием. Что это такое? Откуда оно взялось? Как пили чай в старину? Ответы на эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях…
В настоящее время наши традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоги становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций. Для ознакомления с некой традицией русского чаепития мы решили предложить детям отправиться в путешествие в прошлое, в гости в русскую деревню на чаепитие с настоящим русским самоваром
Как объяснить детям, что традиции присущие нашей стране - это частичка именно русского народа, а не какого - нибудь другого? Как доказать, что именно мы должны помнить наши обычаи? Для этого мы предлагаем перенестись в старые времена в деревеньку, вот только уже в китайскую. Это необходимо для понимания детьми того, что у каждого народа свой быт, свой образ жизни, свои традиции.
В связи с этим был разработан и реализован проект «Традиции чаепития»
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель: Организует образовательные ситуации, консультирует родителей. Оформляет
выставки работ. Составляет проект, сценарий досуга. Подготавливает выступления
детей. Проводит предварительную работу по изучению темы.
Дети: Принимают участие в познавательной и продуктивной деятельности.
Родители: Совместно с педагогом помогают в организации мероприятия «Семейные посиделки».
Предполагаемый результат проекта :
Возможность каждой желающей семье принять участие в подготовке и оформлении «Семейных посиделок»
План реализации проекта
1 этап – подготовительный.
1. Постановка цели и задач.
2. Определение методов исследования.
3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4. Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи, сказки).
5. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
6. Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап – основной
Перспективный план 1 недели – «Традиции чаепития»
1 неделя Понедельник
1. Утром предлагаю детям послушать поговорки о чае. Подумать, почему так говорят их бабушки.
Что мы будем пить во время завтрака? Что часто пьют чай у них дома?
Чай не пьёшь – где силу берёшь?
Чай да каша – пища наша.
Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает.
Чай пить – приятно жить.
Холодно – пей чай, жарко – пей чай, устал – пей чай.
Чай пить – не дрова рубить.
Выпьешь чайку – позабудешь про тоску.
Цель: Учить детей внимательно слушать и запоминать поговорки. Поддерживать интерес к
произведениям устного народного творчества, к культуре русского народа.
2. НОД «Что такое чай?»
Цель: Знакомство с историей чайных церемоний, откуда и когда к нам чай пришел. Развивать
познавательную активность детей, умение рассуждать. (Разработка)
Вторая половина дня
1. Просмотр презентации «Чай – чудесный напиток»
Цель: Познакомить с историей возникновения чая. Выяснить, как влияет чай на организм человека.
Узнать правила приготовления и хранения чая.
Вторник
1. Утром рассматривание альбома «Сундучок сказок».
Цель: Учить внимательно рассматривать иллюстрации, узнавать по ним и называть сказки, в которых
герои пьют чай. С опорой на вопросы взрослого пересказывать отрывки произведений,
показывать интонацией настроение героев. Поддерживать интерес к творчеству художников.
2. Музыкальное занятие. Прослушивание песен о самоваре.
Вторая половина дня
1. Чтение сказки «Кот, петух и лиса». Игра – драматизация по сказке.
Цель: Обратить внимание на то, как герои пьют чай, ведут беседа застольную. Чаепитие объединяет
их. Вспомнить в каких сказках герои пьют чай. («Кот, петух и лиса», «Колобок», «Маша и
медведь», «Заюшкина избушка», «Жихарка», «Курочка ряба», «Снегурочка», «Баба–Яга»).
Учить, используя различные выразительные средства, точно передавать черты героев сказки.
2. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (угощение). Сюжетно-ролевая игра
«Готовим чаепитие».
Цель: На правах участника игры знакомить детей с новыми игровыми действиями, способствовать
их освоению. Учить подбирать атрибуты, обустраивать место для игры, брать на себя роль,
поддерживать диалог.
Среда
1. Утром объяснение незнакомых старинных слов: «традиция», «чаепитие», «божья ладонь»,
«пригласить на чай», «семейный очаг».
Цель: Развивать и активизировать активный словарь. Знакомить с новыми словами.
2. НОД лепка «Угощение».
Цель: Развивать образные представления, учить передавать в лепке выбранный объект.
(Комарова стр. 39)
Вторая половина дня
1. Просмотр доброго мультфильма «Чайная церемония»
2. Подвижная игра «Чай-чай-выручай».
Цель: закреплять навыки быстрого бега без столкновений друг с другом, развивать ловкость и
выносливость
Ход: Выбирается водящий, игроки разбегаются, в случае, если водящий осалит кого-то, игрок должен замереть, расставив руки в стороны и кричать: «Чай-чай-выручай!». Другой игрок может подбежать к «заколдованному» и дотронувшись «освободить» его. «Расколдованный» игрок вновь в игре. Игра заканчивается, когда все игроки заколдованы. Водящим становится тот, кого осалили первым (если это удастся вспомнить, или вновь выбирается считалочкой.
Четверг
1. Утром внести в познавательный центр альбом «Чайная посуда»
Цель: Учить различать и называть предметы посуды, группировать и объединять по сходным
признакам (по назначению). Находить различия и сходство между предметами. Учить
образовывать слова по аналогии. Обратить внимание, что все предметы сделаны руками
человека, относиться к ним бережно.
2. Словесная игра «Скажи какая, какой?»
Если ложка сделана из металла, то она (какая) - …
Если тарелка из стекла, то она - …
Если чашка из фарфора, то она - …
Если половник из металла, то он - …
Если ложка из пластмассы, то она - …
Если горшок из глины, то он - …
3. Музыкальное занятие
Прослушивание песен о чае.
Исполнение русского народного танца.
Вторая половина дня
1. Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба». Знакомство с предметами быта старины (самовар, грелка
на чайник, подстаканники)
Цель: Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на
Руси. Расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие». Воспитывать у
детей желание быть гостеприимными. Воспитывать стремление правильно использовать и
ценить предметы материальной культуры.
2. Народная подвижная игра «Совушка»
Цель: Познакомить с правилами игры, учить выбирать водящего, действовать по звуковому сигналу,
развивать мышцы туловища.
Пятница
1. Утром Просмотр презентации «Загадки о чае»
Цель: Продолжать знакомить с жанром загадок. Учить анализировать текс загадки, выявлять
признаки объекта.
2. НОД Рисование «Чаепитие с матрешкой»
Цель: Развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
Способствовать формированию личности ребёнка посредством художественно-эстетических
средств. (Разработка)
Вторая половина дня
1. Чтение сказки «Жихарка»
Цель: Обратить внимание на то, как герои пьют чай, ведут беседа застольную. Чаепитие объединяет.
2. Создание коллекции чайных пакетиков.
3. Родительское собрание «Традиции русского чаепития»
Суббота
1. Экскурсия совместно с родителями в городской краеведческий музей.
Тема: «Русские самовары»
2 неделя Понедельник
1. Утром словесная игра «Какой бывает чай?»
Цель: Учить подбирать слова – определения к слову «чай».
Чай ароматный. Дети продолжают (вкусный, крепкий, терпкий, сладкий, чёрный и т. д.)
2. НОД «Что такое самовар?» Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба».
Цель: Знакомство с историей русского самовар, его происхождением, устройством. Развивать
познавательную активность детей, умение рассуждать. Учить чтить и уважать традиции
русского народа, проводить простейшие опыты с водой. (Разработка)
Вторая половина дня
1. Детское чтение сказки «Маша и медведь»
Цель: Учить слушать сказку, рассказывать о поступках героев, давать им оценку, предлагать свои
варианты развития ситуаций. Учить понимать урок, который она преподает детям.
2. Просмотр одноименного мультфильма.
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья» : сюжет «Вечернее чаепитие»
Цель: Используя косвенные методы руководства игрой, способствовать развитию сюжета,
стимулировать обыгрывание различных ситуаций (день рождения ребенка, гости пришли).
Способствовать применению детьми накопленных ими знаний.
Вторник
1. Утром рассматривание карточек «Русские самовары»
Цель: Познакомить с устройством самовара, понять принцип его действия. Дать понятие о его
назначении, истории.
2. Музыкальное занятие. Разучивание русского народного танца.
Музыкальная игра «Не зевай». Учить выполнять игровые действия, воспринимать и правильно
воспроизводить ритмический рисунок, различать структуру произведения.
Вторая половина дня
1. Просмотр презентации «Русские традиции чаепития»
Цель: Познакомить с историей возникновения чаепития.
2. Чтение художественной литературы: Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»
Цель: Учить внимательно слушать стихотворение, понимать и передавать своими словами его
содержание. Прививать любовь к поэзии.
Среда
1. Утром беседа «Как мы дома пьём чай». Загадывание загадок.
Бел как снег, в чести у всех, в рот попал – там и пропал. (сахар)
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар).
Как начнет говорить – разговаривать, надо чай поскорее заваривать (Чайник).
Был листок зеленым – черным стал томленым, был листок зубчатым – стал листок трубчатым,
он на лозине – вот он в магазине (чай).
Цель: Знакомить с жанрами народного фольклора. Учить составлять рассказы из личного опыта по
наводящим вопросам взрослого.
2. НОД лепка «Чайный сервиз» (бросовый материал – киндеряйцо)
Цель: Развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
Способствовать формированию личности ребёнка посредством художественно-эстетических
средств. (Разработка)
Вторая половина дня
1. Просмотр доброго мультфильма «Кто проживает на дне чая»
2. Народная подвижная игра «Кто скорее перенесет сушки на носике чайника».
3. Опыты с чаем: рассматривание разных сортов чая; замачивание чая; рассматриваем, какого цвета
стала заварка после заваривания разных сортов чая.
Четверг
1. Утром беседа «Как подавали на Руси чай?»
Раньше угощение за чайным столом было скромным. Утром подавали кашу, иногда яйца всмятку. Дети с удовольствием ели булку, размоченную в кипятке и посыпанную сахаром. Утром и вечером на столе лежали баранки. Не менее популярны были сушки. Трудно представить себе тогдашний чайный стол без пышных калачей. К чаю непременно подавали молоко или сливки. Пили его с вареньем или вприкуску с кусочком колотого сахара. По воскресным дням и для званного чая в купеческих домах пекли пироги, а среди интеллигенции было принято делать бутерброды, подавать халву, пирожные и восточные сладости. Во всех домах любили пить чай с пряниками. Сейчас почти забыты такие популярные лакомства, как помадки и тянучки. Чай с ними считался дневным, но пили его, как правило, после обеда, около 5 часов вечера (как и в Англии).
Главенствующую роль за чайным столом представляли хозяйке дома или старшей дочери. Они разливали чай, направляли разговор. Возле них стояли чашки, и по мере прибытия гостей, которым позволялось появляться в любое время, они наливали чай обязательно через ситечко. Если кто-то просил еще чаю, чашку ополаскивали и вновь заполняли ее. Для этого на столе стояла полоскательница. Чайную посуду на кухню не носили. Ее тут же мыли, насухо вытирали и ставили в буфет.
Особой гордостью в каждом доме были чайные полотенца. Вышивала их хозяйка дома, дочь или невестка. Узоры передавались из поколения в поколение, особенно в сельской местности.
Ложки появились в России очень давно. Чайные ложки распространились в конце X – начале XI века. Делали их из различного металла. В богатых семьях пользовались серебряными ложками, иногда они были отделаны эмалью. Бедные семьи довольствовались оловянными, костяными ложками или из сплавов. Чайные ложки имели различную форму, часто затейливую, но объем их был, как и сейчас, почти одинаков – 4-5 мл.
Мужчинам чай подавали в стаканах с подстаканниками, а женщинам – в чашках. В очень больших, бедных семьях, где не было возможности купить фарфоровую посуду, пользовались дешевыми стаканами, которые ставили на стеклянные блюдца. Приятного чаепития!
2. НОД аппликация «Полоски на чашке»
Цель: Учить правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии,
украшать предмет с помощью вырезанных полос. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Воспитывать отзывчивость и доброту. (Колдина стр. 24)
3. Музыкальное занятие
Прослушивание песен о чае. Исполнение русского народного танца.
Вторая половина дня
1. Знакомство с лэпбуком «Чай пить - приятно жить»
Цель: Развивать у детей творческие способности. Формировать навыки сотрудничества. Способствовать быстрому запоминанию материала, проявлению повышенного интереса к содержанию, самостоятельности при работе с лэпбуком.
2. Игровые конкурсы «Собери баранки, сушки»
Цель: Познакомить с правилами соревновательных игр.
Пятница
1. Утром внести в познавательный центр репродукцию картины русских художников «Купчиха за
чаем». Рассматривание, беседа.
Цель: Помочь выявить основные средства выразительности, использованные художником,
охарактеризовать композицию картины (расположение предметов в пространстве).
2. НОД Рисование «Чашка чая»
Цель: Воспитывать бережное отношение к посуде – она хрупкая, при падении разбивается. Развивать
творческие способности : чувство цвета, умение придумывать узор. Создавать условия для расширения
представлений детей об окружающем мире, продолжать знакомить с признаками предметов,
совершенствовать умение определять их величину. (Разработка)
Вторая половина дня
Совместное мероприятие детей и родителей «Семейные посиделки»
(традиции семейного чаепития)
Цель: Формирование представлений о традициях семейного чаепития
Работа с родителями
1. Буклеты: «Попить чайку - разогнать тоску»; «10 чайных рекомендаций».
2. Оформление коллекции чайных пакетиков
3. Экскурсия совместно с родителями в городской краеведческий музей. Тема: «Русские самовары»