МААМ-картинки

Педагогический такт в дошкольном образовательном учреждении

Яна Тирикова-Семенюк
Педагогический такт в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация : в статье раскрывается психологическая проблема педагогического такта. Анализируется научная основа педагогического такта, интеллектуальная, эмоциональная и коммуникативная.

Ключевые слова : педагогическая деятельность, педагогический такт, структурные компоненты педагогического такта, уважение достоинства личности ребенка.

Публикация «Педагогический такт в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Педагогическая деятельность - есть особый вид общественно полезной деятельности, в которой достижение результата зависит от характера отношений между участниками. Решающее значение в успешном решении ответственных задач обучения и воспитания имеют личностные качества педагога, его нравственные позиции, профессиональное мастерство, педагогический такт.

Педагогический такт – чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащихся. Проявляется в умении педагога держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками, уважать их достоинство, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования [1].

Основой педагогического такта является глубокое знание психологии детей, индивидуальный подход к обучению и воспитанию.

И. В. Страхов указывал, что педагогический такт проявляется в разумной любви к детям, в уважении достоинства личности, во взаимном доверии педагога и воспитанников, в контроле и проверке знаний, умений и навыков детей. В такте проявляется высокоморальное, гуманное отношение педагога к воспитаннику [4].

Говоря об интеллектуальной основе педагогического такта, психологи, работающие над этой проблемой, говорили о необходимости наблюдательности, внимания, мышления, памяти, воображения. Большое значение имеют и эмоциональные компоненты психологического контакта педагога и воспитанниками.

И. В. Страхов подчеркивал, что структурными компонентами педагогического такта является также спокойная уверенность, уравновешенность в общении педагога и воспитанника, что выражается в соблюдении выдержки и самообладания, что способствует устойчивости такта. Существенным компонентом является доверие педагога и воспитанника, создающие в процессе обучения, обстановки доброжелательности всех видов учебной деятельности [4].

Педагогический такт - это показатель культуры и профессионального мастерства воспитателя. Это важнейшая черта его поведения, которая проявляется в выдержке, гуманности, оптимизме, уважении к детям, самообладании, умении ориентироваться в меняющихся педагогических ситуациях и принимать правильное решение. Такт педагога является одним из важных компонентов его педагогического мастерства. Для педагогического такта на высокой ступени его развития характерна творческая направленность (И. В. Страхов) [4].

Педагогический такт характеризует стиль работы педагога как мастера своего дела. Педагог умеет регулировать поведение детей и воздействует на них доброжелательно и справедливо. Очень важно, чтобы педагог был для детей образцом подражания, чтобы сам был воспитан. Необходимо, чтобы дети видели педагога, который правильно, тактично строит свои отношения с детьми. Который воспитывает детей, прежде всего, своей воспитанностью, и очень важно тактичное отношение педагога не только к детям, но и к своим коллегам, т. к. педагог является образцом культурного человека, он должен покорять детей своими качествами [2].

Педагогический такт включает в себя признание, глубокое уважение прав, разумной свободы и достоинства ребенка. Педагог, прежде всего, должен любить детей, видеть в каждом воспитаннике развивающуюся личность и бережно относиться к её внутренней жизни. Необходимо терпимо относиться к неумению детей выполнить что-либо, тактично направлять развитие личности ребенка. Педагогу необходимо любовь сочетать с разумными требованиями к детям, с воспитанием взаимоуважения между взрослыми и детьми. Обладающий педагогическим тактом никогда не повысит голос на детей, а дети всегда слышат его. Важным показателем педагогического такта является справедливость. Педагог должен быть справедливым, принципиальным, объективным в отношении к детям, в оценке их поступков [3].

Главным признаком педагогического такта является принадлежность к нравственной культуре личности педагога. Основными элементами педагогического такта являются : требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать воспитанников, сопереживать им; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога.

Таким образом, педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства воспитанника, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

Библиографический список:

1. Абдурахмонова Н. С. Психология педагогического общения и педагогический такт // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 690-692.

2. Мартынова Л. В. Педагогический такт – неотъемлемое качество личности педагога / Л. В. Мартынова // Журнал «Проблемы педагогики». 2016. С. 20-23.

3. Страхов И. В. Психология педагогического такта / И. В. Страхов // Сартов: Издательство Саратовского ун-та, 2015.- 282 с.

4. Страхов И. В. О педагогическом такте при осуществлении контроля и оценки знаний / И. В. Страхов // Страховские Чтения. 2018. Выпуск 26. С. 298-303.

Публикации по теме:

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Этическая беседа со старшими школьниками «В такт или не в такт?» Этическая беседа со старшими школьниками «В такт или не в такт?»Цель: формирование гармоничной личности будущего человека, способной к.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический такт в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 06:35
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический такт в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Яна Тирикова-Семенюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД