Яна Тирикова-Семенюк
Педагогический такт в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация : в статье раскрывается психологическая проблема педагогического такта. Анализируется научная основа педагогического такта, интеллектуальная, эмоциональная и коммуникативная.
Ключевые слова : педагогическая деятельность, педагогический такт, структурные компоненты педагогического такта, уважение достоинства личности ребенка.
Публикация «Педагогический такт в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Педагогическая деятельность - есть особый вид общественно полезной деятельности, в которой достижение результата зависит от характера отношений между участниками. Решающее значение в успешном решении ответственных задач обучения и воспитания имеют личностные качества педагога, его нравственные позиции, профессиональное мастерство, педагогический такт.
Педагогический такт – чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащихся. Проявляется в умении педагога держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками, уважать их достоинство, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования [1].
Основой педагогического такта является глубокое знание психологии детей, индивидуальный подход к обучению и воспитанию.
И. В. Страхов указывал, что педагогический такт проявляется в разумной любви к детям, в уважении достоинства личности, во взаимном доверии педагога и воспитанников, в контроле и проверке знаний, умений и навыков детей. В такте проявляется высокоморальное, гуманное отношение педагога к воспитаннику [4].
Говоря об интеллектуальной основе педагогического такта, психологи, работающие над этой проблемой, говорили о необходимости наблюдательности, внимания, мышления, памяти, воображения. Большое значение имеют и эмоциональные компоненты психологического контакта педагога и воспитанниками.
И. В. Страхов подчеркивал, что структурными компонентами педагогического такта является также спокойная уверенность, уравновешенность в общении педагога и воспитанника, что выражается в соблюдении выдержки и самообладания, что способствует устойчивости такта. Существенным компонентом является доверие педагога и воспитанника, создающие в процессе обучения, обстановки доброжелательности всех видов учебной деятельности [4].
Педагогический такт - это показатель культуры и профессионального мастерства воспитателя. Это важнейшая черта его поведения, которая проявляется в выдержке, гуманности, оптимизме, уважении к детям, самообладании, умении ориентироваться в меняющихся педагогических ситуациях и принимать правильное решение. Такт педагога является одним из важных компонентов его педагогического мастерства. Для педагогического такта на высокой ступени его развития характерна творческая направленность (И. В. Страхов) [4].
Педагогический такт характеризует стиль работы педагога как мастера своего дела. Педагог умеет регулировать поведение детей и воздействует на них доброжелательно и справедливо. Очень важно, чтобы педагог был для детей образцом подражания, чтобы сам был воспитан. Необходимо, чтобы дети видели педагога, который правильно, тактично строит свои отношения с детьми. Который воспитывает детей, прежде всего, своей воспитанностью, и очень важно тактичное отношение педагога не только к детям, но и к своим коллегам, т. к. педагог является образцом культурного человека, он должен покорять детей своими качествами [2].
Педагогический такт включает в себя признание, глубокое уважение прав, разумной свободы и достоинства ребенка. Педагог, прежде всего, должен любить детей, видеть в каждом воспитаннике развивающуюся личность и бережно относиться к её внутренней жизни. Необходимо терпимо относиться к неумению детей выполнить что-либо, тактично направлять развитие личности ребенка. Педагогу необходимо любовь сочетать с разумными требованиями к детям, с воспитанием взаимоуважения между взрослыми и детьми. Обладающий педагогическим тактом никогда не повысит голос на детей, а дети всегда слышат его. Важным показателем педагогического такта является справедливость. Педагог должен быть справедливым, принципиальным, объективным в отношении к детям, в оценке их поступков [3].
Главным признаком педагогического такта является принадлежность к нравственной культуре личности педагога. Основными элементами педагогического такта являются : требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать воспитанников, сопереживать им; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога.
Таким образом, педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства воспитанника, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.
Библиографический список:
1. Абдурахмонова Н. С. Психология педагогического общения и педагогический такт // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 690-692.
2. Мартынова Л. В. Педагогический такт – неотъемлемое качество личности педагога / Л. В. Мартынова // Журнал «Проблемы педагогики». 2016. С. 20-23.
3. Страхов И. В. Психология педагогического такта / И. В. Страхов // Сартов: Издательство Саратовского ун-та, 2015.- 282 с.
4. Страхов И. В. О педагогическом такте при осуществлении контроля и оценки знаний / И. В. Страхов // Страховские Чтения. 2018. Выпуск 26. С. 298-303.