Ольга Миронова
Педагогический совет «Возможности цифровых технологий в образовательной среде»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.
Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать. И для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр их возможностей значительно шире.
Публикация «Педагогический совет „Возможности цифровых технологий в образовательной среде“» размещена в разделах
Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 года включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
В законе «Об образовании в РФ» что входит в информационно-образовательную среду (включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся).
Организация современной цифровой среды в ДОО способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цифровые технологии дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.
Области применения цифровых технологий педагогами ДОУ.
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет документацию: календарные и перспективные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностику развития детей, готовит материал для оформления родительского уголка. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме, отправляет их через электронную почту.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.
3. Воспитательно-образовательный процесс.
Выделяют 3 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий :
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк.
3. Диагностическое занятие.
Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики.
4. Использование в работе с родителями.
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств : сайт детского сада, чаты в Viber, WhatsApp и др.
Использование мессенжеров и Интернет-сайтов ДОО, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни детского сада и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесно общаться педагогам и родителям, а также вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.
Разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 -2025 годы, которая включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»
Актуальность создания в дошкольном учреждении современного цифрового образовательного пространства обусловлена, с одной стороны, государственной политикой развития образования в России, с другой стороны, интересами и потребностями педагогов, детей и родителей.
Цифровые технологии становятся важнейшим средством в работе и помогают воспитателям дошкольных образовательных учреждений структурировать материал, облегчают работу по поиску информации, дают возможность легкого использования иллюстраций, аудио-видео и анимационных эффектов, позволяют реализовывать личностно-ориентированный подход.
На данном этапе хочется остановиться более подробно рассказать о некоторых интернет-ресурсах, которые можно использовать педагогам в своей работе. Например, для создания мультимедийной презентации можно воспользоваться следующими программами:
• PowerPoint. Это широко используемая программа создания презентаций с помощью слайдов. Ознакомиться с тонкостями работы в этой программе вы можете перейдя по qr-коду.
• Powtoon–это актуальное, эффективное, экономичное, интерактивное технологическое новшество. Оценить возможности этой программы вы можете вживую, на примере данной презентации.
• Prezi -это онлайн платформа для создания, представления и анализа презентаций. Эта программа позволяет упорядочивать изображения, графику, текст, аудио, видео и анимацию, а также представлять их аудитории лично или дистанционно. Ближе познакомиться и узнать преимущества этой программы можно посмотрев видео. Для этого отсканируйте qr-код.
• EMAZE - это облачный инструмент создания презентаций, который позволяет пользователю обеспечить привлекательную, красочную и анимированную презентацию. Приложение позволяет вставлять изображения, видео, создавать таблицы, встраивать в слайды интерактивные слайд-шоу. Перейдя по ссылке, которая вы видите на экране, вы можете посмотреть видеоролик про эту программу.
• Visme. Эта программа также помогает создавать презентации. Она содержит множество шаблонов, картинок, анимации и других материалов. Благодаря своим профессионально оформленным шаблонам даже новичок может создать что угодно, от онлайн-бланков до печатных документов: плакатов, брошюр, визитных карточек, рекламных баннеров.
Это лишь немногие помощники педагога в освоении цифровой среды.
Так как, современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание, то педагогам приходиться в общение с родителями пользоваться современными цифровыми средствами : сайт детского сада, чаты в Viber, WhatsApp и др.
1. Видеозвонки Mail.ru. Это сервис групповых онлайн – звонков по видео и аудио.
Звоните из браузера или приложения Почты Mail.ru, отправив ссылку собеседникам для подключения к звонку. Присоединиться к звонку можно и с компьютера, и с телефона
2. Видеозвонки ВК. Это бесплатная платформа для любых видеовстреч: уроков, совещаний, вебинаров.
1. 3. Яндекс Телемост – это видеовстреча по ссылке. Просканируйте qr-код и из статьи в интернете вы узнаете о преимуществах данной программы.
В использование цифровых технологиях, как и везде, есть свои плюсы и минусы.
К плюсам использования цифровых технологий в образовании обучающихся можно отнести следующее: меньше бумажной волокиты; учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть более удачным, продуктивным, если будет применены компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического материала; использование компьютера как средства показа наглядного материала повышает интерес детей к занятию и более того, такой способ передает образный тип информации, который хорошо понятен для обучающихся.
Но есть риски в использовании цифровизации. Самый главный риск, это цифровая зависимость. Ведь не секрет, что современный ребенок и без того очень много времени проводит за телевизором, компьютером и прочими гаджетами, что приводит к повышенной нагрузке на нервную систему, позвоночник и особенно зрение. Цифровая зависимость проявляется наиболее ярко и имеет дальнейшие серьезные исходы, если развивается в раннем, дошкольном возрасте. Дети очень быстро попадают под зависимость от виртуального мира, гаджетов, компьютерных игр. Поэтому построение воспитательно-образовательного процесса на основе информационно-образовательных технологий должно проходить в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами. «Цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве «инструментов» для воспитателя, а без педагогического опыта ни одна «технология» работать не будет.
В заключение, хотелось бы добавить, что использование цифровых технологий в деятельности дошкольного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, расширять возможности доступа к информационным ресурсам, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.
Вопрос о проблеме и риске цифровых технологий остается открытым до сих пор. К плюсам использования цифровых технологий в образовании обучающихся можно отнести следующее: учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть более удачным, продуктивным, если будет применены компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического материала; использование компьютера как средства показа наглядного материала повышает интерес детей к занятию и более того, такой способ передает образный тип информации, который хорошо понятен для обучающихся.
С какими сложностями сталкиваются воспитатели? Они не супермены. Воспитатели не могут знать всех деталей, как работает технология. Они задействуют лишь малую часть потенциала цифрового мира. Дети принадлежат новому миру гаджетов, а воспитателям приходится его изучать.
Но есть риски в использовании цифровизации. Самый главный риск, который недооценивают взрослые, это цифровая зависимость. Цифровая зависимость проявляется наиболее ярко и имеет дальнейшие серьезные исходы, если развивается в раннем, дошкольном возрасте. Дети очень быстро попадают под зависимость от виртуального мира, гаджетов, компьютерных игр.
Использования цифровых технологий – это потенциальный вред здоровью. Ведь не секрет, что современный ребенок и без того очень много времени проводит за телевизором, компьютером и прочими гаджетами, что приводит к повышенной нагрузке на нервную систему, позвоночник и особенно зрение. Поэтому построение воспитательно-образовательного процесса на основе информационно-образовательных технологий должно проходить в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами.
«Цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве «инструментов» для воспитателя, а без педагогического опыта ни одна «технология» работать не будет.
Можно с уверенностью сказать, что цифровизация – это эффективное техническое средство, с помощью которого можно значительно разнообразить работу в дошкольном образовательном учреждении.
Сегодня мы находимся на первой ступени внедрения цифровизации в образование. Этот процесс может занять много времени, но в конечном итоге технологии могут открыть новые двери для нового опыта для открытий, для способов сотрудничества обучающихся и педагогов.
Необходимость применения цифровизации в современных условиях неоспорима. Но необходимо серьезно задуматься о разумном использовании ее на занятиях в дошкольном учреждении. Нельзя применять технологии просто потому, что это «актуально»; необходимо каждый раз серьезно анализировать, что это дает ребенку.
Решения педсовета :
1) Повышать уровень цифровой грамотности педагогов ДОУ
(постоянно)
2) Педагогам использовать в образовательной работе с воспитанниками и родителями цифровые образовательные технологии и средства (постоянно).
3) Разработать систему мероприятий, ориентированных на повышение цифровой компетентности педагогов (до сентября 2024 года).