Светлана Мандрыкина
Педагогический совет «Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием»
▼ Скачать + Заказать документы
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». А. С. Выготский.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством. Я
считаю, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности не новая. Работа с детьми старшего возраста я пришла к выводу, что переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Публикация «Педагогический совет „Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием“» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием актуальна во все времена. Как же решить эту проблему? Этот вопрос ставят сегодня все педагоги и психологи образовательной среды.
Преемственность – это не превыщающаяся связь между различными этапами и стадиями в развитии образовательной теории и практики, последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования- одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученных, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Актуальность проблемы преемственности обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами для всех уровней образования являются несовпадения, препятствующие стабильности качественности в процессе получения образования.
Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранения определенных черт предшествующего опыта в последующем.
Преемственность – понятие многогранное. Это и социальная адаптация ребенка в новых условиях и необходимый уровень развития творческого воображения формирования определенных коммуникативных умений.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и школьного образования играет координация взаимодействия между педагогами коллектива дошкольного и школьного учреждений, школы и родителями, педагогами и детьми с целью создания условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Опираясь на опят, я считаю что, формами взаимодействия могут быть:
Экскурсия в школу
Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями, учениками начальной школы.
Участие в совместной деятельности.
Встречи и беседы с учениками, бывшими воспитанниками детсада.
Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального школьного образования несомненно играет сотрудничество с родителями.
1. Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы.
2. Круглые столы, дискуссионные встречи.
3. Совместные консультации с педагогами ДОУ и школы
4. Встречи родителей с будущими учителями.
5. Дни открытых дверей.
6. Анкетирование, тестирование родителей для изучения, самочувствия семьи в преддверии жизни и период адаптации ребенка.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность- это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным.
Школьная и дошкольная ступень – два взаимодействующих звена в системе образования. Успехи в школьном обучении зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития, познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Работая в подготовительной группе, я пришла к выводу, что работа с родителями должна достигнуть такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему как дошкольного, так и школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, умение работать с ней. именно этот вид деятельности я считала работой преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Общаясь с родителями бывших воспитанников, слушая их высказывания о первых месяцах обучения ребенка в школе, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников, потому что, именно родители не желая того, отбивают охоту учиться у своих детей. Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму разуму». Или «Школа это тебе не детский сад». О какой мотивации может идти речь в таких случаях: У детей появляется страх, такие дети боятся школы, не доверяют учителям. И адаптация, конечно, идет медленно. А это все может, выльется в плохую успешность ребенка. Чтобы избежать всего того, чтобы у детей выработалась положительное мнение о школе, чтобы жизнь не казалось детям тяжелой, мы очень часто посещаем с детьми уроки, организуем игры на переменах. Ученики заходят в группу, читают детям сказки, играют в дидактические игры, рассказывают о школе детям. Это положительно влияет на восприятие дошкольников уже имеющихся у детей знаний и понятий о школе.
Таким образом, цель работы в ДОУ должна состоять в про побуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умение получать информацию и анализировать ее. И, конечно, образование ДУ не должно копировать школьную жизнь. Целью же начального образования должно явиться продолжение всестороннего общего развития детей, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике.
Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражения в содержании. Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективу развития дошкольного – начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста : определенны психолого- педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства, протекает наиболее эффективно.
Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приводить их взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий.
Таким образом, детский сад является фундаментом образования, а школа – само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от детского воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.