Анжела Жданова
Педагогический совет «Система работы по экологическому воспитанию в МБДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать работу ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Систематизация форм и методов работы по воспитанию экологической культуры дошкольников.
2. Планирование работы по экологическому воспитанию дошкольников на 2017-2018 уч. г.
Публикация «Педагогический совет „Система работы по экологическому воспитанию в МБДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Форма проведения: педагогическая гостиная
Повестка дня:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета
2. Погружение в проблему – Жданова А. М.
3. Представление опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников - Жданова А. М.,
4. «Педагогическая гостиная»
- Опыт работы «Моделирование, наблюдения и дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников» - Долуда Г. Г.
- Опыт работы «Использование художественных произведений в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста» - Гордеева С. Л.
- Мастер-класс «Вижу, действую, постигаю…» (экспериментальная деятельность) – Мауль Л. В.
5. Планирование работы по экологическому воспитанию на 2017-2018 уч. г.
6. Рефлексия в форме «Синквейн»
7. Проект решения педагогического совета.
Ход педагогического совета:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета (утверждение локальных актов, планов и графиков работы педагогов и др. А так же утверждение плана работы «Центра экологического образования» МБДОУ «Детский сад «Ягодка» на 2016-2017 уч. г.»)
2. Погружение в проблему – Жданова А. М.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы, касающиеся экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
2017 год объявлен Годом экологии в России (Указ президента РФ от 5 января 2016 года).
Логотип «2017 – ГОД ЭКОЛОГИИ В РОССИИ» символизирует богатство и уникальность природных объектов страны, а также усилия, которые предпринимают в России для охраны окружающей среды. За основу графической части логотипа (знака) принят круг с неровными линиями различных цветов, олицетворяющих многообразие природы России. Текстовой составляющей логотипа (название) является год проведения года экологии – «2017-й», а также полное название «Год экологии в России».
В настоящее время стоит вопрос о том, чтобы воспитать поколение, которое будет заботиться о природе, чувствовать себя ее частью. Такую возможность имеют дошкольные учреждения, т. к. чем младше ребенок, тем легче приобретенные знания превратить в прочные убеждения.
- Что означает термин «Экология»?
Термин «экология» введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
- Что же такое экологическое воспитание?
Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
3. Представление опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников - Жданова А. М.
- Работа по экологическому воспитанию проходит в ДОУ «Ягодка» под руководством Долуда Г. Г. на протяжении 10 лет. Данной работой охвачены дети средней, старшей и подготовительной групп (около 74 детей, а так же родители воспитанников и педагоги ДОУ.
С 2007 года детскому саду «Ягодка» был присвоен статус «Центра экологического образования». Каждые три года этот статус подтверждается. В этом учебном году мы подали заявку в РЦРО об участии в конкурсном отборе на присвоение статуса «Центр экологического образования» на 2017-2020 г. г. И удачно подтвердили данный статус.
В ДОУ разработана вариативная программа «В гармонии с природой» (Долуда Г. Г., которая имеет свою изюминку – использует ближайшее природное окружение, а именно лес, а также в программе уделяется внимание валеологическому воспитанию детей. Так же разработана вариативная программа «Секреты природы – это так интересно», в основе которой лежит экспериментальная деятельность детей. Экспериментальная деятельность является одним из средств экологического воспитания. Для экспериментирования в экологическом кабинете подобраны необходимые материалы и оборудование.
Ежегодно в ДОУ проводятся традиционные экологические праздники: День птиц, День Воды, День Земли, Праздник Осени в лесу и другие.
Так же, ежегодно проводятся акции: «Подкормите птиц зимой», «Сохраним живую ель», «Берегите воду».
Для того. Чтобы заложить в каждом ребенке позитивное отношение к природе. К себе и ко всему живому в ДОУ создана развивающая среда:
- мини лабораторию;
- методическое обеспечение;
- огород на окне;
- метеоплощадку;
- живой уголок;
- экологическую тропинку, для которой разработала маршрут и паспорт с описанием точек.
На протяжении работы в ДОУ было реализовано большое количество проектов:
- проект «Наша метеоплощадка», в ходе которого работали со всеми приборами, а также с глобусом, по компасу определяли стороны света. Приобрели оборудование для метеоплощадки: барометр, термометр, дождемер, анемометр, компас. Галина Геннадьевна сделала ветряной рукав;
- с помощью родителей организовали «Птичий город» на деревьях, сделали и повесили 17 скворечников. Вот уже шестой год у детей есть возможность наблюдать за жизнью пернатых, гуляя на участке;
- проект «Птичья столовая»
- проект «Чудеса на подоконнике»
- проект «Почему нужно беречь воду»
- проект «Берегите елочки», где изучаем роль ели в экосистеме леса.
- В прошлом учебном году Галина Геннадьевна работала с ребенком по проекту «Нефть в речке», который был отмечен дипломом.
- В августе 2015 года реализован проект «Вторая жизнь ненужных вещей».
- и др. проекты.
В рамках сетевого взаимодействия мы дважды посещали экологическую тропу в ЦРР «Теремок», ездили в ДДТ и краеведческий музей. В прошлом учебном году наш детский сад сотрудничал со Стрежевским историко-краеведческим музеем, проводили совместный проект «Музей. ру» (имеется диплом и благодарственное письмо).
Воспитанники нашего ДОУ под руководством педагогов участвуют в фотоконкурсах, викторинах, конкурсах рисунка и занимают призовые места, получая дипломы и грамоты. Ежегодно принимаем участие в районной выставке «Мой край родной» и «Мир, в котором я живу». Внутри детского сада ежегодно проводятся выставки рисунков «Мы – друзья природы!», выставка ко Дню Земли, Дню Птиц, Дню Волшебной Воды, а также по тематике проектов. Осенью проводится традиционная выставка поделок из овощей и природного материала, а перед Новым годом – конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, елочку (из различных материалов). На участке вырезаем снежные скульптуры и участвуем в конкурсе «Лучший снежный городок». Ко всем проводимым в ДОУ мероприятиям мы активно привлекаем родителей воспитанников.
В апреле ежегодно проводится месячник «Дни защиты от экологической опасности». В план включаются беседы, выставки, чтение произведений, акции.
Для более успешного воспитания детей педагогом Долуда Г. Г. были проведены семинары и консультации для педагогов и родителей, которые помогают привести всю работу в единую систему, наладить совместную работу с детьми и в дальнейшем побуждать малышей к самостоятельной деятельности.
Работа в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников ведется целенаправленно и систематически и мы планируем продолжать проводить ее далее.
На районном Круглом столе по теме «Модель экологического воспитания
на территории Александровского района» нами было предложено для сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями включить следующие мероприятия:
- Экологическое развлекательное мероприятие «В гостях у лесовичка» для старших дошкольников (сентябрь)
- Театрализованное представление на экологические темы (апрель).
С Планом мероприятий по экологическому воспитанию обучающихся и воспитанников в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений с. Александровское на 2017 г. вы можете ознакомиться самостоятельно.
4. А сейчас мы открываем нашу
«Педагогическую гостиную»
.
- Опыт своей работы по теме «Моделирование, наблюдения и дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников» представит Долуда Г. Г.
Много лет проработав педагогом-экологом я заметила, что ознакомление с природой дает детям сведения о ней, но не дает убеждений. Большинство детей, наверное, на подсознательном уровне знают, как вести себя в природе, но как показывает практика, поступают далеко не все так, как говорят: ловят жуков, муравьев, бабочек для того, чтобы хорошо рассмотреть или поиграть, не задумываясь о том, выживет ли это насекомое после такого общения. Я поняла, что по картинкам и рассказам привить любовь к природе невозможно. Эта проблема заставила меня задуматься и разработать систему мероприятий, направленных на формирование экологического мышления у детей (данные мероприятия подробно изложены программе «В гармонии с природой»).
Для знакомства детей со своим организмом и способами укрепления здоровья изготовила много красочных дидактических игр, нарисовала плакаты (скелет человека, внутренние органы, сшила анатомический фартук с поролоновыми органами. С таким наглядным пособием детям легче запомнить название, расположение и функции органов. В рамках такой деятельности мы занимаемся и практической работой: учимся обрабатывать ранку, разучиваем дыхательную гимнастику и т. д. У детей формируются привычки здорового образа жизни.
Новизна моего опыта работы заключается еще и в том, что мы совместно с воспитателями не только даем детям представление о природе, но и развиваем личность ребенка, который умеет думать, сравнивать, обобщать, а также видеть красоту природы.
Воспитательную работу строю так, чтобы она была интересна и понятна ребенку. Для того, чтобы экологическое воспитание принесло свои плоды, я никогда детям не даю установку, что можно делать в природе, а чего нельзя. Проводя экскурсии, наблюдения, применяя технологии ТРИЗ, рассматривая сюжетные картинки, анализируя свое поведение и товарищей, дети самостоятельно делают вывод, что – хорошо, а что – плохо.
Осваивая программу, дети знакомятся с обитателями всех континентов, но главный упор делается, все же, на местную флору и фауну, климат, экосистемы.
Для этой же цели разработан маршрут «экологической тропинки». Детский сад «Ягодка» расположен на окраине села. Поэтому наша экологическая тропинка проходит не только по территории сада, но и по прилегающему лесу.
Здесь у детей формируется представление о взаимосвязи живой и не живой природы, понятие о целостности экосистемы леса и о том, к чему ведет нарушение хотя бы одного звена пищевой цепочки (исчезновение насекомых приведет к голоданию и гибели птиц). В лесу дети собирают грибы, наблюдают, как растет шиповник, брусника, рассматривают мох на упавшем дереве грибы трутовики, собирают шишки, нюхают их, считают возраст дерева по первому снегу рассматривают следы белки, зайца, мышей, слушают барабанную дробь дятла и пение дроздов и синиц. При этом я стараюсь донести до детей, что все животные, растения, явления природы существуют сами по себе, а не для человека и удовлетворения его нужд и потребностей. И если человек извлекает из природы пользу (материал для строительства, пищу и т. д., то должен позаботиться о сохранении ее целостности. Каждую осень дети старшей и подготовительной группы вместе с родителями, воспитателями, физинструктором и экологом ходят в лес в поход, где они не только наблюдают за объектами в естественных природных условиях, собирают природный материал для поделок, но и получают эстетическое наслаждение и заряд бодрости. Свои впечатления отображают затем в рисунках.
Очень значимой и красивой точкой на экологической тропинке является Альпийская горка, на которой подобраны растения так, чтобы она цвела с ранней весны до поздней осени.
Для того, чтобы детям легче было запомнить растения Экологической тропы, ставлю бирки: к лекарственным растениям – зеленые, к охраняемым – красные.
Четыре года назад соорудили на участке «Озеро». Дети с удовольствием наблюдают за лягушатами, водоплавающими насекомыми.
Два года назад посадили аллею молодых деревьев и кустарников, которые не растут в близлежащем лесу: ранет, черемуха, сирень, калина, смородина черная и красная, пихта, ель сибирская и голубая, кедр, сосна, на которые повесили бирки.
Экологическое образование дошкольников по программе предполагает использование моделирования, которое развивает у малышей зрительную память, мышление, умственные способности. Модели использую очень часто: рассказ о животном или растении, экосистеме леса, речки, луга, строении живых существ, условия жизни и т. д. Для знакомства с пустыней, Арктикой, степью, морским подводным царством я делаю макеты этих природных зон и на занятиях мы их заселяем соответствующими живыми объектами, которых рисуем, затем вырезаем, лепим с использованием природного материала, делаем способом оригами. Я стараюсь научить детей относиться ко всему живому если не с восторгом, то хотя бы с уважением. Ведь в природе нет ничего лишнего, не нужного. Все зависят друг от друга. Человек, прежде чем вмешаться в природу, должен тысячу раз подумать, имеет ли он на это право? Работая с моделями экосистем, дошкольники начинают понимать, что природа может жить без человека, а человек без нее не выживет.
Работая по теме самообразования «Игры в экологическом воспитании», я сделала большую подборку игр с постановкой цели и описанием хода игры и пособия к ним. В настоящее время эта копилка насчитывает более 100 игр.
Труд в природе подразумевает различные виды деятельности и начинается всегда с наблюдения: дети осматривают природный объект (растение или животное, выясняют какая ему требуется помощь, оказывают эту помощь и в заключительном наблюдении устанавливают, все ли сделали правильно и в достаточной ли мере. Роль наблюдений в познании ребенком природы невозможно переоценить. Наблюдая, можно узнать много интересного о жизни растений и животных. Эффективность его зависит от многих факторов: четко поставленной цели, заинтересованности детей, четкого словесного сопровождения, а также регулярности.
В комнате природы организовано дежурство по уходу за животными и растениями. Там содержатся морская свинка, черепаха, попугайчик, хомяки и большой аквариум с рыбками.
Ухаживая за животными, дети получают не только положительный настрой, но и приобретают необходимые трудовые навыки, учатся распознавать благополучие объекта, осознают зависимость жизни питомцев от качества ухода, проявляют сочувствие и жалость, а также закрепляют правила безопасного поведения с животными. Такой подход в организации труда вызывает у детей удовлетворение.
Дети с удовольствием ухаживают за комнатными растениями: рыхлят, поливают, но больше всего любят брызгать. При этом мы повторяем названия комнатных растений. Каждую весну сеем и выращиваем рассаду цветов для участка, наблюдаем за ростом, пикируем, а также организовываем «Огород на окне».
Проанализировав работу, хочется отметить, что дошкольники с удовольствием участвуют в акциях, ухаживают за животными и растениями уголка природы, проявляя к ним доброжелательность, накапливая знания о создании необходимых условий для жизни живых существ. Работа по проекту сплачивает родителей и детей, помогает им лучше понимать друг друга. В будущем хотелось бы сделать экспериментальный огород на участке, приобрести два-три микроскопа.
- Опыт работы «Использование художественных произведений в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста» представит Гордеева С. Л.
Проблемы экологического воспитания волнуют многих. Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. И чем раньше мы введём детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.
Природа - это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьёт внимание, творчество, умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы - взрослые должны только помочь ребёнку.
Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начинает говорить и начинает ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка – это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».
В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.
К выбору книги для чтения детям нужно относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения классиков детской литературы: А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также других писателей и поэтов: С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева, и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу.
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц ребёнок узнает из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина., Н. Сладкого и т. д. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья», дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева «На лесной поляне».
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к природе, к родному краю, к родине.
Детскую природоведческую литературно полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг — сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.
Младшие группы. Для слушания книги детей первой младшей группы я разбиваются на подгруппы, а во второй младшей группе можно читать всем детям сразу. Перед началом чтения необходимо заранее приготовить иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации, игрушки, картину и т. д.
В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Перед чтением можно обратиться к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели, - обратиться к ребятам после наблюдения за одуванчиками. - Послушайте, что однажды увидел писатель М. Пришвин». И далее читаю рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.
В детском саду во всех группах ведётся углубленная работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей, применяются разнообразные методы и приёмы.
Наиболее интересные:
- широкое применение ИКТ;
- проектная деятельность;
- организация кружковой работы по экспериментированию;
- экологические экскурсии;
- экологические викторины и конкурсы;
- экологические игры (дидактические, настольные, речевые и т. д.);
- экологические выставки;
- неделя доброты;
- конкурс чтецов;
- совместные мероприятия детей и родителей;
- просмотр авторских презентаций: «Мира не узнаешь, не зная края своего», «Растительный и животный мир нашего края», «Красная книга нашего края»;
- чтение экологических сказок;
- широкое использование художественной литературы о природе, о животных.
Наиболее актуальным и эффективным методом экологического воспитания является проектная деятельность.
Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
- Мауль Л. В. представит небольшой мастер-класс по теме «Вижу, действую, постигаю…» (экспериментальная деятельность в ДОУ).
В ДОУ так же проводятся эксперименты с растениями: как растения выделяют кислород, как дышат, развитие корневой системы (на примере боба в прозрачной банке, влияние света, тепла, количества воды, состава почвы на благополучие саженцев и др. А так же дети экспериментируют и с воздухом, почвой, водой.
Уважаемые коллеги, мы сегодня побывали, действительно, в педагогической гостиной, где движущей силой является ваша творческая деятельность, разнообразие форм и методов, которые повлекут за собой повышение качества образования.
5. Планирование работы по экологическому воспитанию на 2017-2018 уч. г.
- Сейчас я предлагаю Вам поразмышлять о том, какие мероприятия нам следует включить в план работы по экологическому воспитанию на следующий учебный год (работа в группах 10 минут).
6. Рефлексия в форме «Синквейн»
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. (памятка)
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной деятельности.
Я предлагаю вам составить синквейн на слово «Экология».
В дошкольном детстве закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые надолго, а порой и навсегда, остаются в памяти человека. То, что заложено в детстве – определяет в дальнейшем всю жизнь. И задача воспитателей – научить каждого ребенка вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя ее частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб и себе.
Проект решения педагогического совета:
1. Продолжать вести работу по экологическому воспитанию дошкольников, развивать экологическую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений.
Срок исполнения: постоянно
2. Продолжать регулярно использовать разнообразные формы и методы работы по воспитанию экологической культуры дошкольников (элементарное экспериментирование, опыты, наблюдения, походы, труд в природе, проектная деятельность и др.)
Срок исполнения: постоянно.
3. Принимать участие в различных мероприятиях экологической направленности (конкурсы, акции, проекты и др.)
Срок исполнения: постоянно.
4. Подготовить консультативно-просветительский и /или отчетный материал для родителей по экологическому воспитанию дошкольников (в папках-передвижках, стендах).
Срок исполнения: до 15.02.2017 года
5. Утвердить проект Плана работы «Центра экологического образования» МБДОУ «Детский сад «Ягодка» на 2017-2018 учебный год.
Хотелось бы закончить наш педсовет строками:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!