Антонина Прядкина
Система методической работы в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как к личности,очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.
Публикация «Система методической работы в МБДОУ» размещена в разделах
Методическая работа в нашем дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. Между различными видами методической работы, иногда, нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей. Стараемся выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического кабинета опирается на следующие принципы:
- оснащение кабинета простое и рациональное, оно обеспечивает высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
- оформление кабинета должно соответствует общепринятым эстетическим требованиям;
- основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, дидактические материалы;
- оснащение кабинета и его размещение соответствует требованиям противопожарной охраны и техники безопасности.
Содержание методического кабинета строится на 3-х блоках:
Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов).
На базе методического кабинета проводятся как постоянные, так и эпизодические выставки.
Постоянными являются такие, как “Передовой опыт”, “Новинки педагогической литературы”, “Знакомим детей с природой”, “Аттестация педагогов”, “Материалы к смотрам– конкурсам”, “Знаменательные даты нашей страны” «Советы воспитателю», «Методическая копилка» .
Оформлен стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором помещается: расписание занятий, график использования зала, сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием, мероприятия (курсы, смотры и пр.).
Содержание и задачи учебно-воспитательной работы определяются программой ДОУ. Чем более умело подбираются наглядные средства обучения и чем более совершенна связь между наглядностью и другими методами обучения, тем более эффективно решаются программные задачи.
При систематизации учебных средств, методических рекомендаций и т. п. в методическом кабинете учитывается их функции в организации учебно-воспитательного процесса.
Для всех возрастных групп предоставлены:
- образец режима дня в детском саду;
- комплексы упражнений для утренней гимнастики;
- рекомендации для закаливания детей в детском саду и дома;
- рекомендации для формирования у детей умения общаться, культурно-гигиенических привычек и привычек культурного поведения;
- материалы для обучения правилам уличного движения (атрибутика, учебные игры, картины.);
- методические рекомендации для ознакомления детей с сезонными явлениями природы, а также для ознакомления их с живой и неживой природой;
- различные предметы прикладного искусства, статуэтки, картины, иллюстрации к книгам и пр. ;
- различные средства для ознакомления детей с цветом и различными формами.
- изобразительная деятельность (ознакомление с различными материалами, обучение простым приемам труда, ручной труд);
- учебная работа.
-методические рекомендации по вопросам организации и руководства всеми типами игр (творческая игра, игра с правилами и т. д.);
-конспекты занятий;
- программная детская литература.
- материалы на тему “В помощь воспитателю в работе с семьей”;
- перспективный и годовой планы.
Книжный фонд методического кабинета систематизирован :
1. Книги для воспитателей:
- документы по дошкольному воспитанию:
Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;
Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;
Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;
Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;
Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Концепция дошкольного воспитания;
-программа по дошкольному воспитанию;
- периодика: газеты, журналы, систематизация содержащихся в них статей на тему дошкольного воспитания;
- справочники: словари, энциклопедии и т. д. ;
- учебно-методическая литература.
2. Детская литература:
- программная литература по возрастным группам;
Для систематизации книжного фонда заведена тематическая картотека
Картотека обеспечивает:
- возможность быстро и легко найти необходимую информацию;
- возможность систематического пополнения библиотеки.
Пополнение и обновление средств планируется в соответствии с основными задачами учебного года, исходя из существующей учебно-материальной базы. Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы).
Работа методиста заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта.
Работа в кабинете так организована что воспитатели могут посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт.
У нас составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий. Надо приучить воспитателей заранее, накануне, готовиться к предстоящему рабочему дню. Совершенно недопустимо, когда воспитатель приходит за нужной картиной или раздаточным материалом перед занятием. Как правило, это показатель того, что воспитатель не продумал предстоящую работу.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др., являются характеристики самого методического процесса :
1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
Цель:
– повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;
– формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей;
– освоение новых педагогических технологий и др.
Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи:
а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;
б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;
г) развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.
Содержание методической работы в ДОУ определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического коллектива.
В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое и др.
Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманнизации воспитательного процесса.
Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.
Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.
Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене.
Сложность и многообразие целей и задач методической работы в детском саду, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности, требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.
В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако, следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.
На основании опытной работы нами были выделены специальные ситуации методического развития воспитателей.
Ситуации методической работы :
Виды ситуации Их методические функции
1. «Выражение собственного мнения» Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции
2. «Профессиональный диалог» Усвоение различных вариантов опыта
3. «Выбор приоритетов» Изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности
4. «Отказ от стереотипов» Критическая переоценка собственного опыта
Методические формы повышения
квалификации воспитателей в ДОУ
Индивидуальные Групповые Фронтальные
1 2 3
–– Наставничество
– Консультации заведующей, методиста, психолога
– Самообразование (самовоспитание)
– Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя – Проблемные консультации
– Тематические семинары
– Психологический тренинг
– Школа педагогического мастерства
– Психолого-педагогический практикум
– Школа молодого воспитателя
– Взаимопосещение занятий
– Педсовет
– Психолого-педагогические семинары
2. Дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. Выделяем три уровня педагогического мастерства:
– низкий (интуитивный);
– средний (поисковый);
– высокий (мастерский).
В нашем детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя разрабатываются индивидуальные варианты методической работы.
Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений, осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.