Татьяна Богданова
Совершенствование работы МБДОУ по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.
Публикация «Совершенствование работы МБДОУ по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Цель экологического воспитания : формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Программа «Юный эколог» разработана на основе теоретических и экспериментальных исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении нескольких десятков лет в Российской академии образования. С 1993 года программа широко практикуется в различных регионах России.
В 2015 году программа «Юный эколог» переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» рекомендуется в рамках реализации принципа вариативности содержания программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. МБДОУ д/с №97 использует в своей работе именно данную парциальную программу.
Цели и задачи реализации программы
Существующие программы для детского сада содержат раздел по ознакомлению с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками разнообразия растений, животных, сезонных явлений и т. п.
Основным в содержании экологического воспитания в программе «Юный эколог» является формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на ее чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней, знании особенностей жизни отдельных живых существ, некоторых биоценозов, приспособительных зависимостей живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, самостоятельно или вместе со взрослыми, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами детской деятельности, которые могут служить критерием оценки уровня экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, рассказы о своих переживаниях и впечатлениях, воплощение их в различной деятельности (в игре, рисунке) и т. п.
В программе выделено шесть основных тем, с которыми знакомятся дошкольники :
1. «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека» дает элементарные представления о мироздании неживой природы и ее значении в жизни живых существ.
2. «Многообразие растений и их связь со средой обитания»
3. «Многообразие животных и их связь со средой обитания»
4. «Жизнь растений и животных в сообществе» раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых могут наблюдать дети»
5. «Взаимодействие человека с природой» показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
6. «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания»
Принцип интеграции, реализуемый в программе «Юный эколог» позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности. В процессе образовательной деятельности по экологическому воспитанию одновременно решаются задачи других образовательных областей «речевое развитие».
Знакомство детей с миром природы осуществляется в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов. Все эти формы работы способствуют интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи.
В процессе работы по программе одновременно решаются задачи образовательной области «социально-коммуникативное развитие» : воспитание моральных и нравственных качеств; знакомство с правилами поведения на природе; привлечение детей к посильному труду на природе и т. п.
Программа успешно интегрируется с образовательной областью «художетсвенно-эстетическое развитие». Наблюдение объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности: рисованию, лепке, аппликации.
Программа имеет непосредственную связь с образовательной областью «физическое развитие» : обогащенная природная среда в помещении и на участке детского сада способствует укреплению здоровья детей.
Современные требования
к организации экологического пространства в детском саду
Согласно ФГОС ДО, развивающая образовательная среда должна способствовать социализации и индивидуализации дошкольников. Значимым компонентом такой среды является предметно-пространственное обустройство детского сада.
Какой же должна быть эколого-развивающая среда, чтобы обеспечить решение поставленных задач?
В соответствии с СанПиН 2.4.1.30-49-13, в группах детского сада не должно быть уголков природы, запрещено содержание аквариумов.
СанПиН не разрешает разводить на территории дошкольного учреждения сады и ягодники, сажать плодовые деревья и огороды. Озеленение же должно составлять не менее 50% общей площади, прилегающей к зданию детского сада.
Важно, что СанПиН наряду с обязательными для исполнения требованиями предусмотрены «рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья». Именно поэтому озеленение внешнего и внутреннего пространства детского сада следует рассматривать как наиболее благоприятное условие для экологического воспитания и оздоровления дошкольников.
Создание стационарной экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный процесс, который включает не только организацию «экологического пространства», но и совершенствование, коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Совместная трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада может принимать различные формы и проходить с разной степенью участия взрослых и детей.
Таким образом, эколого-развивающая среда – это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения целевых ориентиров, определяемых ФГОС ДО, Эколого-развивающая среда позволяет организовать различные виды образовательной деятельности в детском саду – познавательную (наблюдение, экспериментирование, коммуникативно-речевую (беседа, художественно-эстетическую (рисование, лепка). Только обогащенные природные условия смогут обеспечить достижение целевых ориентиров – сформировать у детей элементарные представления в области естествознания.
«Живая природа» в помещении детского сада
Это содержание аквариума, клетки с пернатыми, с млекопитающими, террариум с черепахами.
«Экологические пространства» в помещениях детского сада
«Экологические пространства» - это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. «Экологические пространства» - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников. Коме традиционных видов «экологических пространств» - уголков природы, комнат природы, - появились новые: зимний сад, кабинет природы, экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма, фитобар, фитоогород, музей природы.
Хотелось бы остановиться и рассмотреть наиболее доступные для нашего детского сада варианты. Это групповой уголки природы. На данный момент практически в каждой группе нашего детского сада есть уголки природы. Главная его особенность - это его непосредственным близость к детям, что позволяет воспитателям организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения, уход и выращивание. С точки зрения экологического воспитания не важно какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения должны хорошо себя чувствовать, выглядеть здоровыми, ухоженными, красиво оформленными (в красивых кашпо, торшерах, композициях). В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады) - все это компоненты методики экологического воспитания.
Деятельность по созданию и поддержанию необходимых условий - то, что традиционно называется трудом в природе, чрезвычайно важна как для обитателей уголка природы, так и для детей. Эту деятельность надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы. При этом в зависимости от возраста детей изменяются функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель всем своим поведением создает правильного и гуманного отношения к природе через взаимодействие с растениями уголка природы. Он показывает что и как надо делать. При этом ребята минимально участвуют в самих трудовых операциях.
В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за воспитателем, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете». В этот период зарождается осмысленная самостоятельность дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, особенно если воспитатель доверяет им и опирается на их достижения. Формула этого возраста: «Вы делаете, а я вам помогаю». Дежурства в уголке природы - это и есть форма проявления из самостоятельности.
«Экологические пространства» на территории детского сада
Это площадка природы, мини-ферма, экологическая тропа, маршруты в природу, «уголок нетронутой природы».
Площадка природы.
На территории детского сада выбирают спокойное место, вдали от групповых участков. В центре площадки можно установить птичий столб, который круглый год будет привлекать пернатых: зимой в кормушки дети положат корм, а летом - нальют воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленном на его верхушке.
На площадке природы в разных её уголках могут быть устроены ручеек, цветник. На площадке во всех местах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки, на которых дети могут спокойно посидеть, понаблюдать за цветами.
Экологическая тропа.
Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На плане отмечаются те места, которые уже содержат интересные природные объекты, например: небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, деревья с кормушками, птичьими гнездами, клумба. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожки. Таким образом создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями. Картосхема - обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми.
Чем можно напомнить экологическую тропу :
1. Посадить типичные для данной местности деревья и кусты, что поможет показать детям многообразие растительного мира
2. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение: каштан, белую акацию, тую и т. д.
3. Устроить фитоогород - посадить лекарственные травы (зверобой, чисто тел, мяту, колендулу и др.)
4. Под старой елью устроить "барометр" : на пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными делениями - место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость воздуха, вниз - его напыщенность влагой. Всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз, и наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой «барометр».
Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Это может быть муравейник, разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др., дождевые червяки, птицы в скворечнике.
Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой либо деятельности детей и взрослых:
1) избушка Айболита (станция «скорой помощи») - место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, и прочее);
2) площадка для отдыха - последний объект экологической тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могла посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают и общаются, но и могут заняться изготовлением поделок, изодеятельностью.
Материально-техническое обеспечение программы.
Помимо живых объектов зеленой зоны детского сада важным условием успешной работы по программе «Юный эколог» является наличие книг, методических пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования, необходимого для ведения эколого-воспитательного процесса в саду.