Оксана Толстунова
Педагогический совет «Реализация регионального компонента»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- формирование понимания у воспитателей актуальности работы по внедрению регионального компонента в практику педагогической деятельности;
- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;
- активизация деятельности педагогов при проведении педагогических мероприятий.
Предварительная работа:
• Взаимопосещение
Ход педагогического совета
1. Старший воспитатель:
Публикация «Педагогический совет „Реализация регионального компонента“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и культурном воспитании дошкольников рассматривает национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам необходимость отражать в части программы, формируемой участниками образовательного процесса специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, ФГОС активизирует переосмысление культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры; для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства; для усвоения конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.
Содержание вариативной программы должно обеспечивать:
- построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона.
- «Погружение» детей в краеведческое содержание постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу в целом. Далее к месту своего города в географическом окружении: регион, страна, мир. Одновременно идет «погружение» в историю своего народа, региона, города. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
- формирование личностного отношения детей к фактам, событиям, явлениям в жизни города, страны. Активное приобщение детей к социальной действительности, через вовлечение детей к участию в народных праздниках, социальных и экологических акциях, традиционных для семьи, общества и государства, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий;
2. Деловая игра
(Воспитатели делятся на 3 группы)
- Сейчас мы с вами попытаемся выяснить насколько коллектив нашего детского сада готов к работе по новому направлению.
• Но сначала, небольшая викторина по теме «Мой Канск»
Вопросы:
1. В каком году и кем основан город Канск?
2. Что изображено на гербе г. Канска?
3. Назовите улицы города, названные в честь героев ВОВ?
4. «Узнай памятник»
5. Назовите учреждения культуры нашего города.
• Следующее задание для команд:
- Сейчас выделяют несколько направлений работы в рамках национально-регионального компонента. Предлагаю вам сформулировать названия данных направлений по описанию, предложенному на карточках. А затем придумать 3 темы по каждому из этих направлений.
Карточка 1 – экологическое направление
Природа окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения увидеть красоту родной природы начинается формирование чувства родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Любовь к родной природе – сложное чувство, включающее в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивую мотивацию к ее познанию, а также желание охранять и приумножать природные богатства.
Карточка 2 – историко-краеведческое направление
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло, знакомить с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранит в себе память вековых событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Карточка 3 – культурное направление
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого, в т. ч. благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляются эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современном мире.
• По одной из этих тем, предлагаю командам продумать:
1. задачи,
2. формы, методы и приемы, 3. конспект мероприятия.
На выполнение задания педагогам отводится 10 минут, после чего команды озвучивают, что у них получилось. Педагоги других команд участвуют в обсуждении.
• Следующее задание для команд: давайте все вместе подумаем, как, в какой последовательности мы будем реализовывать новое направление в образовательной практике детского сада.
Проранжируйте те мероприятия и обстоятельства, которые будут способствовать введению регионального компонента в детском саду.
Итак, весь процесс должен выглядеть следующим образом:
1 Создание специальной образовательной программы
2 Соответствующая коррекция всей организации пребывания ребенка в ДОУ
3 Соответствующая подготовка (знания, владение информацией) педагогов ДОУ
4 Создание условий для разнообразного включения ребенка в получение информации о фактах и событиях малой Родины
5 Введение в образовательный процесс занятий с соответствующим содержанием
6 Участие родителей в организации и проведении мероприятий, связанных с информацией (факты, события) о малой Родине
Итак, прежде всего, нужна сама программа. Далее любая значимая новация должна повлечь за собой определенную коррекцию всей организации пребывания ребенка в ДОУ, поскольку появляются новые занятия и мероприятия, уточняется план методической работы, с учетом этого проектируется работа с детьми и родителями.
С введением нового содержания многим педагогам потребуется соответствующая подготовка (знания, владение информацией). После того как воспитатели узнали о специфике содержания и формы вводимого направления, вы сами должны продумать те условия, которые способствуют разнообразному включению ребенка в информацию (факты, события) о малой Родине: экскурсии, беседы, конкурсы, тематические праздники и т. д. Чтобы провести такие мероприятия, необходимо подготовить к ним детей, для чего понадобится введение в образовательный процесс занятий с соответствующим содержанием.
И только тогда, когда общая картина реализации программы по новому направлению сложится в вашем сознании как ведущих участников, стоит обратиться к формам включения родителей в организацию и проведение мероприятий, связанных с информацией о малой Родине.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что готовность нашего коллектива носит в большей степени эмоциональный характер. И впереди нас ждет большая работа, по внедрению в практику детского сада программы по формированию у детей чувства эмоциональной сопричастности к малой Родине.