Мария Чуварова
Педагогический совет «Современный воспитатель. Какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет № 1
«Современный воспитатель. Какой он (слайд)
Цель: подвести педагога к осознанию и осмыслению своего внутреннего мира, повысить культуру педагогического общения с коллегами, и усилить личностно-ориентированную направленность педагога в работе с детьми, развивать актёрское мастерство, умения эмоционально-волевой саморегуляции, поддержать веру в педагогический талант каждого педагога.
(Слайд)
Публикация «Педагогический совет „Современный воспитатель, Какой он?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Актуальность данной темы (методист)
2. Актуальные современные педагогические технологии (методист)
3. Эссе «Миссия современного педагога» (воспитатели)
4. Анализ анкетирования педагогов (методист)
5. Деловая игра по проблеме (методист)
6. Портрет идеального педагога
1. «Современный воспитатель : личность и профессионал» (Слайд 3)
Переориентация современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогов -дошкольников перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Соответствующие задачи нашли отражение в новом «законе об образовании в РФ» и ФГОС ДО.
Каждый из нас, должен понимать, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии требованиями к развитию детей и федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).
Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому необходимо пересматривать свои жизненные позиции, вырабатывать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности вставать на позицию ребенка.
«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня! (СЛАЙД 4)
- А кто же такой «современный воспитатель»!
Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?.
В настоящее время пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей.
Отказ от учебной модели в детском саду, должны заставлять педагогов перейти к новым формам работы с детьми, которые позволяют воспитателям обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.
Хотелось бы отметить, что дети должны постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный педагог органично должен «встраивать» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Педагоги должны наполнять повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включая каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. (СЛАЙД 5)
Важно отметить, что работая по ФГОС ДО мы должны стремиться к тому,
1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Мы создаём проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью НОД (занятия,проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляем детям выбор нескольких видов деятельности.
2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса мы должны строить ОД таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.
3. Чтобы стимулировать детей к успеху. Активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам должны стимулировать, поощрять, отмечать с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечать в портфолио, благодарить родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.
4. Современный воспитатель тщательно продумывает содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляет игровую и наглядную среду в зависимости от темы ОД. При планировании мы должны предусматривать виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.
(СЛАЙД 6) Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии.
Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя.
Именно современные воспитатели, должны делать дошкольное детство разнообразным. Дать детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Мы должны понимать, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками.
Особое внимание должно уделяться осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. Необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.
На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому необходимо творчески, нетрадиционно, по-новому преподносить материал, интересно организовывать педагогическую работу, предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявлять себя как творческим личностям.
Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова необходимо помнить всегда.
(СЛАЙД 7) Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств
- четкое видение современных задач образования;
- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;
- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;
- проявлять гуманную педагогическую позицию;
- сохранять физическое и духовное развитие детей;
- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;
- способность к самообразованию и личностному росту.
И в заключении хочется сказать, что воспитатель, педагог - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Деловая игра:
Две команды.
Задание№1. Игра «Разминка». Педагогам предлагается, передавать друг другу любой предмет, называя при этом прилагательные, характеризующие воспитателя. Повторов быть не должно. 2 команде. Передавая предмет, называть глаголы, характеризующие деятельность воспитателя.
1. Модель идеального воспитателя заложена в слове
А что касается личности воспитателя, то сущность Настоящего воспитателя кроется в самом слове «ВОСПИТАТЕЛЬ» : предлагаю подобрать определения к каждой букве.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
В - веселый
О - общительный
С - сердечный
П - приветливый
И - интеллектуальный
Т - талантливый
А - артистичный
Т - тактичный
Е - естественный
Л - ласковый
Ь - мягкий человек.
2. Игра "Хорошо или плохо быть воспитателем".
Цель. Развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в подтверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
Ход. Воспитатели по очереди высказываются о своей работе, приводя доводы о ее значимости (положительная оценка) и профессиональных трудностях (отрицательная оценка).
Например:
"Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа".
"Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу.
"Воспитателем быть хорошо – работа благородная, это счастье- видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.
"Воспитателем быть плохо- все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы".
"Воспитателем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению" и т. д.
3. «Справочное бюро»
Воспитатели по очереди выступают в роли "консультанта". "Родители (остальные участники игры) обращаются за разъяснениями, произвольно выбирая карточки с вопросами.
Примерное содержание карточек.
- Как научить ребенка выразительно рассказывать стихотворение?
- Мой мальчик боится собак и кошек. Что делать?
- Мой внук не реагирует на замечания, что вы посоветуете?
- Как ребенка пяти лет научить самостоятельности?
-Дочь боится посещения врача?
-Ребенок все время играет, не хочет заниматься. А ему уже пять лет, пора готовиться к школе. Как его заставить?
"Родитель в случае несогласия высказывает мнение свое мнение.
4. Если мы говорим, что современный воспитатель должен быть креативным, предлагаю вам проявить свой креатив и нарисовать - «Как пахнет радуга», - «О чем мечтают звезды»
5. Если мы говорим, что современный воспитатель должен использовать личностно-ориентированный подход к детям, то я вам предлагаю следующее задание «Похвали по алфавиту». Вам необходимо придумать на каждую букву слово-похвалу для ребенка.
Молодцы, не забывайте повторять эти слова по нескольку раз каждому ребенку.
6. Педагогический тренинг. Весь мир-театр, а люди в нём актёры. И каждый не одну играет роль…» говорил В. Шекспир. А уж сколько ролей необходимо сыграть воспитателю – и не счесть… Сейчас мы будем перевоплощаться.
- Вы - воспитатель. Вам улыбнулась удача:
вы приобрели редкую книгу. Расскажите о ней коллегам.
- Вы телеведущий. Сделайте рекламу этой книги в телемагазине.
- Вы – продавец. Посоветуйте книгу покупателю, воспитателю, расскажите о ней так, чтобы ему захотелось её приобрести.
- Вы – покупатель. Вам навязывают книгу, которая вам не нужна. Аргументируйте, почему вы отказываетесь её покупать.
- Вы преподаватель. Порекомендуйте студентам познакомиться с этой книгой.
- Вы – воспитатель. Приобрели хорошую книгу по воспитанию детей. Расскажите о ней родителям.
7. Педагогические ситуации :
- Ребёнок, выполняя поручение воспитателя подклеить книгу, пролил клей. Дети радостно запрыгали и закричали: «А мы расскажем» и побежали жаловаться. Никто не помог расстроенному ребёнку. (Ваше мнение)
- Ребёнок в порыве злости ударил товарища. Обиженный заплакал и в ответ ударил обидчика. Оба побежали жаловаться. (Ваши действия)
- Вот что рассказала одна мать: «Моему сыну полтора года —такая крошка, но уже неслух. Делает так, как ему хочется: все время отколупывает кусочки извести от печки и ест. Говоришь ему ласково: «Герочка, нельзя». Смеется и продолжа ет. Начнешь кричать,— пугливо озирается, убегает от меня, но упрямо продолжает свое дело. Теряю голову и не знаю как к нему подойти?».
- Леночка, 1 год 7 месяцев, подошла к буфету: ее заинтересовал блестящий ключ, она начала его крутить, он вы пал из скважины и упал на пол. Услышав это, мать отняла ключ, отшлепала дочку, пригрозив ей. Девочка горько заплакала. В конфликт вмешалась бабушка. Мать оправдывалась: «Должна же она слушаться».
Какие особенности детей этого возраста следует учитывать? Как следует предотвращать подобные конфликты?
8. А теперь поговорим о серьезном. Воспитатель должен отличаться не только внешне, но и быть профессионально подкован. Перечислите мне основные законы, приказы и законодательные акты, которыми должен руководствоваться воспитатель в работе :
- Российской Федерации (Конституция РФ, Закон «Об образовании», президентская инициатива «Наша новая школа», новый СанПин, ФГОС, Стандарт педагога, единый квалификационный справочник и т. д.).
- Основные документы нашего дошкольного учреждения (Устав, образовательная программа, программа развития, должностные инструкции).
На современном этапе законодательно прописано кто такой воспитатель, какие применяют к нему требования, требования к практической работе, трудовые действия, умения и знания. Все о чем мы сегодня с вами обсуждали прописано в стандарте, с которым подробнее я вас сейчас познакомлю.
Показ презентации «Стандарт педагога в реализации ФГОС дошкольного образования»
9. Мы занимаемся одним делом, мы коллеги, друзья, женщины, которые взяли на себя ответственность за судьбу каждого ребенка – мы педагоги, мы делаем общее дело, мы команда. Предлагаю завершающее задание «Командный дух» необходимо встать, связать ноги и перешагнуть дружно через веревочку.
10. «Давайте помечтаем» (о детском саде будущего, о своей работе в нем).
Подведение итогов педсовета
Что мы должны вынести из сегодняшней встречи? Убеждённость в том, что ребёнка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм. Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.
Сегодня решение педсовета будет не совсем обычным. Все получат памятки. Прочитайте их и задумайтесь.
Каким быть должен воспитатель?
Конечно, добрым должен быть!
Любить детей, любить ученье,
Свою профессию любить!
Каким быть должен воспитатель?
Конечно, щедрым должен быть,
Всего себя без сожаленья
Он должен детям подарить!