Светлана Абрамова
Педагогический совет «Патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения тематического педагогического совета на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников»
Материал педсовета я взяла из книги А. И. Колобанова, В. А. Лисина, Л. Н. Киш. Педагогические советы: профессиональное партнёрство. Совершенствование методического мастерства. Изд. «Учитель», г. Волгоград 2011.
Немного переделала и дополнила представленный материал, и вот что получилось.
Публикация «Педагогический совет „Патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» май 2018
План проведения тематического педагогического совета МБДОУ детский сад № 3 «Колокольчик» «Патриотическое воспитание дошкольников»
Дата проведения: 30.03.2018 год
Цели: Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, этапах, формах и методах работы; способствовать творческому поиску.
Форма проведения: Комбинированная (теоретическая часть + клуб умных и находчивых)
План проведения:
1. Выступление заведующей ДОУ;
2. Выступление старшего воспитателя;
3. «Клуб умных и находчивых» Педагогические соревнования;
4. Итоги анкетирования. Итоги тематического контроля. Дискуссия.
5. Выступление педагога-психолога. Тренинг.
6. Решение педсовета.
Подготовка к педсовету:
1. Всем воспитателям принять участие в анкетировании «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников» (Самообследование);
2. Проведение тематического контроля «Эффективность организации патриотического воспитания дошкольников»
3. Воспитателям:
- повторить теоретические основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, этапы формы и методы работы;
- проанализировать свою работу по данному направлению.
Ход педсовета.
1. Вступление заведующей ДОУ о патриотическом воспитании дошкольников.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и др.
С 2001 года в нашей стране было сделано ряд шагов по разработке системы механизмов, направленных на реанимацию духовно-нравственного потенциала наших граждан. В период с 2011-по 2015 гг. государство реализовывало программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена 5 октября 2010 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 795). В 2015 году была Постановлением правительства РФ № 1493, от 30.12.2015 года утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Основной целью программы является продолжение развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины и неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал: что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине? Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: можно ли определить размер тех благ, достаточный для того чтобы человек начал любить свою Родину? (Все люди разные, кто-то довольствуется малым, а кому-то сколько не дай все мало. Если мы не научим ребенка любить Родину, кому тогда она будет нужна? Кто будет радоваться ее победам, и болеть ее горестям)
В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, составленной согласно ФГОС, уделено большое внимание воспитанию у ребенка таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
2. Выступление старшего воспитателя:
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Что мы должны делать по патриотическому воспитанию с дошкольниками? Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого раннего возраста.
Система работы по патриотическому воспитанию включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное.
Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края (растительность, животный мир) дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей села Дивеево, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Кроме совей малой Родины дети должны знать о своем государстве (Россию: герб, гимн, флаг, национальности, столицу страны, разные города)
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков. Знакомим детей с народными промыслами русского народа.
Реализуется патриотическое воспитание через такие формы как:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию; - тематические занятия;
-взаимодействие с родителями;
-взаимодействие с социумом (экскурсии).
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нём в будущем – он настоящий патриот и гражданин своей Родины.
3. «Клуб умных и находчивых» Педагогические соревнования
(проводит старший воспитатель, жюри - заведующий ДОУ)
Всех участников делим на 2 команды.
Задание 1.
Вопросы участникам:
Вопросы 1-ой команде
Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны.
(государство)
Официальная эмблема государства.
(герб)
Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
(страна)
Кто основал Москву?
(князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Маномаха)
Почему красная площадь так называется? («красная» - красивая)
Вопросы 2-ой команде
Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы.
(флаг)
Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.
(семья)
Что такое патриотизм?
(преданность и любовь к Родине, к её природе, культуре, народу)
Какой обычай существовал при переходе в Кремль через ворота Спасской башни?
(Необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне)
Дата принятия Конституции РФ?
(12.12.1993 г)
*(За каждый правильный ответ 1 балл)
Задание 2.
За три минуты назвать как можно больше пословиц о Родине.
• Золоту - старости нет, Родине – цены нет
• Всякому мила своя сторона
• Нет ничего на свете краше, чем Родина наша
• Родина мать умей за неё постоять
• Родная сторона – мать, чужая – мачеха
• Человек без Родины, что соловей без песни.
*(За большее количество пословиц команда получает 1 балл)
Задание 3
1-ой команде
Объяснить описание герба Нижнего Новгорода.
(Герб города Нижнего Новгорода представляет собой изображение оленя на четырёхугольном, с закруглёнными нижними углами, заострённом в оконечности геральдическом щите, обрамлённом по бокам и снизу лентой ордена Ленина.
Геральдическое описание и изображение на гербе города Нижнего Новгорода гласит: «На серебряном щите идущий червлёный олень, рога, глаза и копыта чёрные. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, окружённой по обручу золотым лавровым венком, и обрамлён по сторонам и снизу лентой ордена Ленина».
• Олень является символом благородства, чистоты и величия, жизни, мудрости и справедливости.
• Корона — символ достижения высокой ступени развития. В данном случае она указывает, что город Нижний Новгород является городским округом — административным центром Нижегородской области.
• Обрамляющая гербовый щит лента указывает на то, что город Нижний Новгород награждён орденом Ленина.
Символические значения цветов:
• серебряный цвет — символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира;
• червлёный цвет — символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности;
• чёрный цвет — символ благоразумия, мудрости, честности, скромности, смирения и вечности бытия.)
2-ой команде
Объяснить описание Дивеевского герба.
(Описание герба Дивеевского района Нижегородской области
В верхнем, белом, поле изображен червленый олень, рога о шести отростках и копыта черные. Изображение идущего оленя является издавна символом земли Нижегородской и принадлежность Дивеевского района Нижегородской земле.
Белый цвет – цвет чистоты, благородства, взаимного сотрудничества.
В левой части щита на светло зеленом фоне изображены колосья, символизирующие сельскохозяйственное богатство района, великодушие, постоянство.
Зелень - символ природы, коим богата Дивеевская земля, плодородия, здоровья, молодости и жизненного роста, обилия лесных массивов в районе.
Правая часть щита выполнена в голубом цвете, на котором изображена колокольня Свято-Троицкого Серафимо - Дивеевского женского монастыря.
Голубой цвет – обилие родниковых вод на Дивеевской земле.
Колокольня Свято-Троицкого Серафимо - Дивеевского женского монастыря – символ духовности земли Дивеевской)
*(За полное подробное описание герба команда получает 2 балла, за не полное, частичное описание команда получает 1 балл)
* Подведём итоги Клуба умных и находчивых
(Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов)
4. Итоги анкетирования. Итоги тематического контроля.
Слово предоставляется педагогу-психологу.
5. Выступление педагога-психолога:
Тренинг на создание образа «Родина».
Предлагаю создать образ Родины. (Прошу всех закрыть глаза, слушать музыку и представить тот образ, который возникает при слове «Родина». После окончания звучания музыки педагоги по очереди описывают те образы, которые возникли: н-р: берёза, чистое поле и т. д и озвучить их. Могут быть возможные повторы)
После всех выступлений педагогов - выработка общего понятия «Родина».
Родина – это место, где родился человек. Большая родина – это государство, где мы с вами родились. Малая родина – наш родной город, село.
Родина – понятие больше эмоциональное, чем рациональное, и с трудом поддается объяснению. Любовь к родине должна с детства прививаться человеку.
Следующее задание-игра - подбор родственных слов к слову «Родина».
Прошу всех педагогов по очереди не повторяясь, назвать родственные слова слову Родина.
Примерные слова (Родина, род, народ, родители, дородный, родник борода). Спасибо, замечательно!
Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.
Можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять.
Немного мифов. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка…»
В заключении хочется сказать: Берегите свою семью, берегите свою Родину! Любите и уважайте своих родных и близких! Будьте настоящими патриотами!
6. Решение педагогического совета:
1. Провести оснащение предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию в соответствии с возрастными особенностями.
2. Совершенствовать методические знания педагогов ДОУ по овладению навыками, приемами и формами организации воспитательных мероприятий по патриотическому воспитанию.
3. По результатам анкетирования провести мероприятия для обогащения знаний педагогов по основам патриотического воспитания детей дошкольников.
Надеюсь, что данный материал будет полезен старшим воспитателям в методической работе.