Ирина Горячкина
Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Публикация «Педагогический проект „Нравственно-патриотическое воспитание в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Всем известно, что человек, любящий Родину, не способен на предательство. В наше время важно воспитывать в ребенке с малых лет духовность в гармонии с нравственными качествами, душевной тонкостью, способностью к самоконтролю, ответственности и чувстве долга перед Родиной. Быть гражданином – патриотом – это непременно быть интернационалистом. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине ребенок не вырастет достойным членом общества.
Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.
Мы живем в республике Мордовия. А это полиэтнический регион и культура его многонациональна: в ней переплелись, взаимообогащая друг друга, культуры больших и малых народов. Поэтому, знакомя детей с природой и культурными традициями, родного края, родители и педагоги воспитывают у детей чувство любви к родине, национального самосознания, духовность, культуру межэтнического общения.
Данный образовательный проект был разработан в связи с тем, что мы, педагоги, считаем важным реализацию задач нравственно-патриотического воспитания и многие годы работаем в этом направление.
Мы считаем, что образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.
Мы выделяем следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности: в процессе непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстникам
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения на современном этапе развития общества. И важным ее условием является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Именно поэтому, цель нашего образовательного проекта :
• изучить теоретические вопросы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного поселка, Саранска, России.
• создать модель организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
• изучить формы взаимодействия детского сада с родителями, в том числе в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
• разработать методические материалы для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей (конспекты организации цикла непосредственно-образовательной деятельности, вечеров досугов, сюжетно-ролевых игр, организации предметно-пространственной среды и др.»;
• создать коллекцию электронных презентаций для детей по темам «Мой город Саранск», «Мордовия — мой милый край», "Россия - родина моя», «Я- гражданин России» и др. для использования в образовательном процессе ДОУ;
• создать систему мониторинга результатов работы по данному направлению, разработать диагностические материалы;
• скоординировать работу по взаимодействию всех участников образовательного проекта (музыкальный руководитель, воспитатель);
• разработать перспективные планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп;
• определить инновационные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
• определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей через ознакомление с историей и культурой родного поселка, Мордовии, России;
• определить нетрадиционные методы и формы работы;
• разработать методические рекомендации по планированию работы
данного направления.
Идея проекта :
Использование инновационных подходов в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников способствуют повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России.
Замысел проекта :
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия и создания условий нравственно-патриотического воспитания у ребенка формируются основы гражданственности, любви к своего отечеству, малой родине и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Мы считаем, что для реализации проблемы нравственно-патриотического воспитания целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного взаимодействия с родителями (собрания, консультации педагогов, но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации, например, предметно-развивающей среды в домашних условиях, посещения семьи на дому с подробной консультацией на данную тему;) активное взаимодействие во всех образовательных и досуговых мероприятиях, проводимых специалистами в ДОУ, городские и районные мероприятия.
Практическая значимость проекта :
•внедрена в практику модель организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в логике личностно-ориентированного подхода;
•обогащена предметно-пространственная и социокультурная среда группы в соответствии требованиям ;
•разработано перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп;
•Подготовлены методические материалы по теме (конспекты, сценарии вечеров - досугов, доклады, консультации для родителей и другое)
Ожидаемые результаты проекта
На региональном уровне:
• создание модели организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в логике личностно-ориентированного подхода;
• обогащение предметно-пространственной и социокультурной среды группы в соответствии с инновационными подходами;
• разработка перспективного планирования по нравственно-патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп, методических разработок.
• разработка методических материалов по теме: конспектов, сценариев вечеров - досугов, докладов, консультаций для родителей, памяток для родителей, мульти- и видеопрезентаций для детей, их родителей.
На локальном уровне:
• организация воспитательно-образовательного процесса на основе инновационного подхода к педагогической деятельности.
• совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
• увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;
• использование в образовательный процесс инновационных форм работы с детьми;
• повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми;
• использование условий социума для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
• рост престижа дошкольного образовательного учреждения на муниципальном уровне.
В результате реализации проекта :
1. Дети будут знать свое имя, фамилию, название поселка Чамзинка,города Саранск, страны, свой адрес; называть и узнавать (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны п. Чамзинка, 4- 5 улиц, площадь; знать и узнавать флаг, герб, гимн России; герб Мордовии, называть народные праздники, игрушки, предметы быта; природные богатства России, знать ландшафты; заботиться об окружающей природе, близких, оказывать помощь, проявлять дружелюбие, уметь договориться со сверстниками, анализировать поступки, иметь представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи, детского сада.
2. Дети познакомятся с произведениями русского, мордовского фольклора.
3. Дети научатся свободно и раскрепощенно, уважительно общаться со сверстниками и взрослыми разных национальностей.
4. У детей разовьется готовность к народному творчеству, коммуникабельность.
5. Будет сформирована выразительная, грамотная речь детей с использованием форм устного народного творчества.
6 Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к ближнему.
Механизмы реализации проекта
Проект реализуется в рамках Программы развития Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка», целью которой является создание условий для обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями и требованиями ФГОС ДО.
Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.
Краткое описание проекта
В результате реализации проекта у детей будут сформированы знания о культуре, традициях русского и мордовского народа, жителей п. Чамзинка, своей семьи. Будет развиваться коммуникативно - речевая деятельность через театрализацию произведений детского фольклора. Педагоги - дошкольники получат интересные технологии и формы работы с детьми. Воспитатели, родители и дети приобретут опыт в изготовлении национальных костюмов, предметов быта и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями в организации вечеров досугов и народных праздников.
Участники проекта
Всего в проект будут вовлечены 26 детей старшего дошкольного возраста подготовительной группы их родители, а также, музыкальный руководитель
Научная основа: В проекте использованы идеи и разработки С. В. Петериной; формирование гуманных отношений – Виноградовой А. М., Буре Р. С., и др. ; формирование любви к Родине – Козловой С. А., Беляевой Л. И., Жуковской Р. И., Сусловой Э. К. ; воспитание нравственно-волевых качеств – Суровцевой А. Р., Демуровой Е. Ю., Буре Р. С., Е. И Радиной, А. П. Усова и др.
Концепция проекта основана на программе «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе).
Научная новизна: Новизна в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Методы исследования: педагогические наблюдения, анкетирование, беседы, интервью, тестирование, метод обобщения независимых характеристик (естественный педагогический эксперимент, обработка результатов.
Срок реализации: 2 года.
Программа выполнения работ по проекту
1 этап - Подготовительный
Изучении теоретических вопросов нравственно-патриотического направления. Подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях.
Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения:
• Разработка модели образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
• создание модели социокультурной предметно-пространственной среды интегрированного вида;
• отбор диагностических методик и разработка диагностических карт по нравственно-патриотическому воспитанию с целью выявления детей с высоким и низким уровнем развития.
• создание организационных, научно-методических условий для разработки и реализации педагогами программ и методических материалов по нравственно-патриотическому направлению.
• отработка условий и создание модели партнерской деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте требований проекта.
2 этап – Основной этап.
Реализация проекта деятельности.
Этап включает в себя следующие направления деятельности :
• внедрение разработанных программ в воспитательно-образовательный процесс.
• Организация индивидуальной работы для детей с опережением и отставанием в развитии;
• Разработка системы мониторинга по отслеживанию результатов работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
• Разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
3 этап -Заключительный этап
Анализ и оценка результативности реализации проекта.
Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
• оценка эффективности реализации проекта;
• определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
• издание сборника методических материалов по нравстенно-патриотическому воспитанию;
• выработка стратегии дальнейшего развития муниципального дошкольного образовательного учреждения ;
• осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Критерии отслеживания результатов проекта
Экспертные оценки реализации проекта (творческая группа педагогов) по направлениям:
- уровень познавательного развития детей через ознакомление с культурой и литературой России, Мордовии, п. Чамзинка.
- уровень основной направленности инновационной деятельности.
Уровень познавательного развития детей:
- повышение уровня интеллектуально-творческой деятельности детей (реальные достижения детей в разных видах образовательной деятельности);
качество готовности детей к школьному обучению (диагностика знаний, умений, навыков);
Мы разработали 3 уровня познавательного развития в результате инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию :
Высокий уровень
Ребенок знает свое имя, фамилию, название города, края, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города Саранск; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города Саранск; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень
Не знает названия страны, города Саранск, поселка. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка; плохо знает названия улиц, не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Уровень основной направленности инновационной деятельности:
• повышение качества деятельности педагогов :
• повышение качество в разработке и реализации программ;
• результаты изменения содержания и форм образовательного процесса;
• личностный рост педагогов (степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышения уровня профессионального интереса и творческой активности).
• изменение отношения родителей к деятельности и нравственно-патриотическому воспитанию своего ребенка (степень участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада).
• изменение предметно-пространственной среды
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей направлена на
• совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий, средств нравственно-патриотического воспитания детей;
• формирование единства между общеинтеллектуальным, общекультурным и социально-нравственным развитием личности воспитанников;
• восстановление традиций семейного воспитания в нравственно-патриотическом воспитании и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
• расширение и совершенствование основных и дополнительных образовательных услуг, ориентированных на возраст и уровень развития детей.
С целью развития у педагогов интереса к наиболее значимым, первоочередным вопросам, создания мотивации индивидуального поиска используются такие формы работы, как семинары-брифинги, дискуссии, творческий манеж, педагогические качели, педагогический аквариум, педагогическая мастерская и другие.
Понимая важность нравственно-патриотического воспитания детей на дошкольном этапе, на протяжении нескольких лет педагоги углубленно работают по проблеме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Разработана система организационно-методических мероприятий, направленных на познавательное развитие старших дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию :
• перспективные планы для всех возрастных групп;
• блок интегрированных видов НОД;
• циклы экскурсий, игр с патриотической тематикой и т. д.
Предметно-развивающая среда
На данный момент в группе создана предметно-развивающая среда, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. При создании предметно-развивающей среды группы педагоги руководствуются современными наиболее продуктивными средствами, которые заключаются в ее развивающем характере, деятельностно-возрастном подходе, информативности (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материала и игрушек, обогащенности, наукоемкости, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и развития его интеллектуальных способностей.
Взаимодействие с социумом.
Подготовительная группа Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка». является открытой социальной структурой, что способствует плодотворному взаимодействию с другими социальными структурами муниципального образования п. Чамзинка: МБОУ «Лицей №1», Детской библиотекой, краеведческим Музеем.
Разработаны совместные мероприятия: круглые столы, заседания семейных клубов; тематические дни открытых дверей; праздничные мероприятия, экскурсии и совместное участие в мероприятиях.
По окончании реализации проекта будет проведено анкетирование всех участков образовательного процесса с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагога.
Заключение
В соответствии с задачами проекта были изучены теоретические вопросы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города, края. страны.
Было выяснено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует, но большинство современных педагогов тактируют это понятие как систематическое воздействие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям конкретного общества, формирование у них моральных качеств, убежденности в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.
Работа по этому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон, к более сложному – город, страна.
Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.